Проблемы освоения пунктуации в средней и старшей школе
статья по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бауэр Кристина Викторовна

Анализ статистики выполнения заданий, связанных с употреблением правил пуктуации русского литературного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_izucheniya_punktuatsii_.docx8.86 КБ

Предварительный просмотр:

Бауэр Кристина Викторовна

“Проблемы освоения пунктуации в средней и старшей школе”

Анализируя результаты прошлых лет ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, мы видим низкие результаты в выполнении заданий 16-21 ЕГЭ и сложности с заданием 3 ОГЭ. Как показывает статистика данных сайта fipi.ru, школьники не усваивают в полной мере правила употребления знаков препинания.

К сожалению, приходится констатировать факт, что наблюдается ухудшение показателей по соблюдению пунктуационных норм современного русского литературного языка (критерий К8): наблюдается снижение процента выполнения с 60,2 в 2020 г. до 49,5 в 2021г. Пунктуация в школьном курсе изучается совместно с синтаксисом (и даже морфологией – причастный, деепричастный обороты), тем самым обучающихся подводят к выводу о том, что пунктуация отражает лишь синтаксическое членение текста. У школьников формируется представление о второстепенном, подчиненном синтаксису или морфологии характере пунктуации. Кроме того, многие методические просчеты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем, что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, особенности употребления в речи. Именно из-за недостаточного внимания к перечисленным выше моментам при выполнении пунктуационного и синтаксического анализов учащиеся допускают ошибки. При этом «... высокая культура пунктуационной грамотности предполагает знание знаковой системы пунктуации, ее основ», – справедливо отмечал Г.И. Блинов. Поэтому важно именно осознанное усвоение правил и умение применять их в письменной речи, что предопределяется «формированием у обучающихся представления о пунктуации как системе».

Как правило, ученики, имеющие пробелы в знаниях области морфологии и синтаксиса, не способны проанализировать предложение и верно употребить нужные знаки препинания. Например, задание 17 ЕГЭ (знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения) вызывает трудности у детей, которые не усвоили темы причастия и деепричастия еще в 7 классе. Соответственно, если ученик не может отличить часть речи причастия и деепричастия, он не сможет найти причастный или деепричастный оборот,   и,  как следствие, применить правило постановки знаков препинания. Пробелы в знаниях морфологии не единственная проблема, ведущая к таким проблемам.

Обзорное изучение синтаксиса и пунктуации в 8 и 9 классах, недостаточное количество практики и формальный, а не смысловой подход в анализе предложений - все это является причиной столь низких показателей в заданиях, связанных с пунктуацией на экзамене.

Экзаменационная работа отражает важнейшие направления по изучению русского языка в школе: овладение нормами современного русского литературного языка, совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение функциональной грамотностью во всех ее проявлениях, развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности и т.д. На основе этого происходит формирование всех предметных компетенций в их единстве и взаимосвязи.

Многоаспектные цели изучения русского языка не могут быть реализованы без общих установок в преподавании предмета, важнейшей из которых является единство знаниевой и деятельностной составляющих. Как известно, соотношение между этими двумя блоками всегда колеблется и зависит от целей школьного образования. Сегодня на первый план выдвигается проблема «функциональной грамотности» – умения выпускников использовать плоды школьной подготовки в решении практических задач. Однако практика показывает, что нельзя сужать теоретико-фундаментальную составляющую обучения, так как именно она позволяет выработать общие ориентиры в решении широкого круга задач. Идея взаимосвязи знаниевой и деятельностной составляющих наглядно проявляется в содержании и структуре ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

Результаты итоговых экзаменов являются не просто проверкой разрозненных знаний по предмету, но еще и показателем того, что многие ученики не способны воспользоваться в нужной мере теоретическими знаниями на практике вне экзамена и школы.

Из этого следует вывод, что в курсе школьной программы нужно уделять больше внимания практике, осмысленному анализу языковых единиц и стараться донести до учеников, что знания, полученные на уроках русского языка,  не ограничиваются употреблением их только на одном уроке и экзамене. Все знания и умения,  приобретенные в школьном курсе, будут применяться на протяжении всей жизни и во всех ее областях независимо от того, какую  профессию выберет ученик в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности образования между тремя ступенями:начальной, средней и старшей школой.

Выступление на заседании методического объединения учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы....

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

К проблеме освоения рок-музыки учащимися в общеобразовательной школе (статья)

Проблемы освоения учащимися старших классов рок-музыки; специфика рок-культуры в исторической ретроспективе...

Проблемы исследования понятий социогуманитарного цикла в старшей школе - часть 1

Рассматривается методика работы с понятием "система" в старшей школе...

Проблемы исследования понятий социогуманитарного цикла в старшей школе - часть 2

Рассматривается методика работы с понятиями в старшей школе...

Тренинг командообразования "Первобытная школа" для учащихся средней и старшей школы

Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» — строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и развитие навыко...

Школа вожатых как средство самореализации обучающихся средней и старшей школы.

Самореализация человека является одним из важным критерием для его успешной карьеры и жизни в целом...