Конспект урока "Правописание н и нн в наречиях на - о, -е".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Жукова Валентина Валентиновна

Урок по технологии критического мышления.

Планируемые результаты.

Знать: условия написания и -нн в наречиях на , .

Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять её графически.

Метапредметные: уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладеть приемами отбора и систематизации материала; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.

Используемые технологии: технология критического мышления, информационно-коммуникативная.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы: коллективная,  парная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kritich._myshlenie_7_kl_n_i_nn_v_narechiyah_na_o_-e.docx122.79 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова В.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема: Правописание н и нн в наречиях на - о, -е.

Цель: формировать умения правильно выбирать и писать  и –нн в наречиях на -о, -е.

Задачи урока:

  • образовательная: изучение правописания  и -нн в наречиях на -о,-е;

                                              закрепление умения различать  и  -нн  в  суффиксах    

                                              разных частей речи; проверка знаний при выполнении

                                       разноплановых   заданий;

  • развивающая:       развитие  навыков  монологической  речи;  навыков  и

           способностей критического мышления (навыков

           сопоставления, умений      анализировать      языковый

           материал, процесс собственной учебной деятельности);        

  • воспитательная:   воспитание  уважительного   отношения  к  чужому

                                       мнению, культуры речевого общения, интереса к изу        

                                             чению родного языка.

     УУД:

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные: осознанно и произвольно строят   речевые высказывания в устной   форме, контролируют   и     оценивают   свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.

Познавательная: определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты.

Знать: условия написания  и -нн в наречиях на , .

Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять её графически.

Метапредметные: уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладеть приемами отбора и систематизации материала; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.

Используемые технологии: технология критического мышления, информационно-коммуникативная.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы: коллективная,  парная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель.

Кажется, звенит звонок,

Не пора ли на урок?

Подравнялись, подтянулись,

Подмигнули, улыбнулись и присели.

Ровно в срок начинается урок.

  1. Актуализация опорных знаний.

Синтаксическая минутка

Над головой Васютки, озабоченно попискивая, потрошили синички старое дерево. (В. Астафьев)

Записывается под диктовку и анализируется предложение

Задания:

— Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.

Какое наречие встретилось в предложении?

Выписываем:  озабоченно  

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Лексическая разминка

Замените приведённые фразеологизмы наречиями. Запишите эти наречия.

Черепашьим шагом - медленно

Душа в душу - дружно

Как снег на голову - неожиданно

Во все глаза - внимательно

Положа руку на сердце – честно, искренне

Исчезнуть в два счёта – мгновенно

 - Какая орфограмма объединяет все записанные нами наречия?

-  Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

 -  Кто может сформулировать тему урока?

 -  Что мы хотели бы узнать на уроке и чему научиться?

Записываем тему урока

  1. Формирование новых знаний.

1. Эвристическая беседа.

- От каких слов образованы эти наречия?

озабоченно     🡨 озабоченный

медленно     🡨 медленный

дружно     🡨 дружный

неожиданно     🡨 неожиданный

внимательно    🡨 внимательный

искренне    🡨 искренний

мгновенно     🡨 мгновенный

- Сколько н пишется в наречии, образованном от слов с н?

- Сколько н пишется в наречии, образованном от слов с нн?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предлагаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником   — с. 110, 1 абзац.

Делаем записи в справочной тетради (РАНО – ИСКЛЮЧЕНИЕ!)

Вывод: в наречии пишется столько же Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано.

- Значит, чтобы правильно определить Н или НН пишется в наречии нужно сначала понять, от чего оно образовано и сколько Н пишется в исходном прилагательном или причастии.

2. Повторение орфограммы «Н и НН в суффиксах имён прилагательных» (устно). Работа c опорной таблицей «н и –нн в прилагательных и причастиях»:

         

        https://image3.slideserve.com/7037052/slide15-l.jpg

3. Практическая работа с новым материалом (работа в парах).

- Ребята, образуйте, пожалуйста, от данных слов наречия и объясните правописание н или нн.

Искусстве…ый                  

Традицио…ый

Взволнова…ый

Организова…ый

Тума…ый

Беше…ый

Естестве…ый

Скова…ый

Интерес…ый

Испуга…ый

Работа со словами, приготовленными до урока на листах (экране). Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Выполненную работу сверяем с образцом (слайд):

 искусственный        (искусственно)

традиционный        (традиционно)

взволнованный        (взволнованно)

организованный           (организованно)

 туманный        (туманно)

 бешеный        (бешено)

 естественный               (естественно)

 скованный                     (скованно)

 интересный                   (интересно)

 испуганный        (испуганно)

4. Физкультминутка.

Упражнение «Релаксация».

Цель: снять утомление, расслабление.

Сядьте ровно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу моря. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок (вдох). Сожмите пальцы в кулак (задержите дыхание), удерживая песок. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Опустить медленно руки вдоль тела, лень двигать руками.

(Упражнение повторить 2 раза).

4. Работа с учебником. 

Выполнение упражнения 272. (на доске и в тетрадях)

5. Лингвистическая задача.

Прочитайте отрывки из стихотворений Ивана Саввича Никитина. Какое задание вы бы придумали к этим предложениям?

1) Небо голубое

     Весело глядит,

     И село большое

     Беззабот(н, нн)о спит.

2) Село замолчало; безлюдны дороги;
     Недвиж(н, нн)о бор темный стоит.

3) Лебедей ручное стадо

     Медле(н,нн)о плывёт.

4) О, как божестве(н,нн)о прекрасна
    Картина ночи средь степи,
    Когда торжестве(н,нн)о и яс(н,нн)о
    Горят небесные огни.

5) Вот песни умолкли; огни потухают;
    Пусты(н,нн)о и тихо вокруг.

6) Полно, степь моя, спать беспробуд(н,нн)о:
    Зимы-матушки царство прошло.

Выпишите в один столбик наречия с Н, в другой – наречия с НН.

Выделенные слова разберите по составу.

6. Работа с текстом.

Прочитайте незаконченный текст.  Закончите текст, добавив к нему 1-2 простых предложения, выражающих мнение людей об этом случае.
 
Непривычно очерченные созвездия запутались в еловых ветвях. Неожиданно появилось оранжевое сияние. Так внезапно взошла луна. Воздух медленно струился, обливая голубым сиянием камни, скалы, деревья. 
  При виде этой картины вспомнилась легенда о монахе, который отчаянно возненавидел красоту. По ночам он
постоянно швырял камни в звёзды из лука. Чем злее становился монах, тем выше взлетали камни. Последний камень, падая, попал прямо в голову монаха…
Справка: люди, красота, постоять, за, себя, звёзды, сказали бы, отомстили, глупый, умеет, злой, человек.
- Прокомментируйте написание подчёркнутых слов.
 

7. Объяснительный диктант.

1) В поле было холод(н,нн)о, Тума(н,нн)о и ветре(н,нн)о, смеркалось ра(н,нн)о.

2) Таинстве(н,нн)о шумит лесная тишина.

3) В лесах было торжестве(н,нн)о, светло и тихо.

4) Горта(н,нн)о кричали чайки, плывя над парусами.

5) Старик, простуже(н,нн)о кашляя, сел рядом с печкой.

8. Графический диктант

+ - НН

-  - Н

1) бесцеремонно перебил

2) выглядит юно

3) сонно зевал

4) серьёзно подготовился

олезне…о

дышал

5) болезненно дышал

6) обидел нечаянно

7) румяно улыбался

8) туманно намекал

9) влюблённо вздыхая

10) спать беспробудно

Ключ для проверки

1) +

2) –

3) +

4) –

5) +

6) +

7) –

8) +

9) +

10) -

VI. Рефлексия.

1) Повторение изученного правила

2) Используется приём «Светофор»

Красный - я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый - я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный - я полностью справился с заданиями самостоятельно.

Учитель.

Уже к концу подходит наш урок.

Пришла пора нам подвести итог.

Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам

Не растеряться в мире орфограмм!

VII. Оценивание учащихся с комментированием достигнутых результатов.

VIII. Домашнее задание.

справочник или стр. 110 (учить), упр. 273  или 274 (по выбору)

олезне…о

дышал

        

Материалы к уроку

1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, объясните условия выбора Н или НН, запишите рядом образованное от данного слова наречие.

           

            Искусстве…ый                  

Традицио…ый

Взволнова…ый

Организова…ый

Тума…ый

Беше…ый

Естестве…ый

Скова…ый

Интерес…ый

Испуга…ый

2. Прочитайте отрывки из стихотворений Ивана Саввича Никитина.

1) Небо голубое

     Весело глядит,

     И село большое

     Беззабот(н, нн)о спит.

2) Село замолчало; безлюдны дороги;
     Недвиж(н, нн)о бор темный стоит.

3) Лебедей ручное стадо

     Медле(н,нн)о плывёт.

4) О, как божестве(н,нн)о прекрасна
    Картина ночи средь степи,
    Когда торжестве(н,нн)о и яс(н,нн)о
    Горят небесные огни.

5) Вот песни умолкли; огни потухают;
    Пусты(н,нн)о и тихо вокруг.

6) Полно, степь моя, спать беспробуд(н,нн)о:
    Зимы-матушки царство прошло.

3. Работа с текстом.

Прочитайте незаконченный текст.  Закончите текст, добавив к нему 1-2 простых предложения, выражающих мнение людей об этом случае.
   Непривычно очерченные созвездия запутались в еловых ветвях. Неожиданно появилось оранжевое сияние. Так внезапно взошла луна. Воздух медленно струился, обливая голубым сиянием камни, скалы, деревья. 
  При виде этой картины вспомнилась легенда о монахе, который отчаянно возненавидел красоту. По ночам он
постоянно швырял камни в звёзды из лука. Чем злее становился монах, тем выше взлетали камни. Последний камень, падая, попал прямо в голову монаха…
Справка: люди, красота, постоять, за, себя, звёзды, сказали бы, отомстили, глупый, умеет, злой, человек.
Прокомментируйте написание подчёркнутых слов.
 

https://image3.slideserve.com/7037052/slide15-l.jpg

Наречие на -о

Краткое причастие

Краткое прилагательное

1.Зависит от глагола

1.Относится к существительному

2.отвечает на вопросы как? каким образом?

2. отвечает на вопрос каков?

3.Синтаксическая роль-обстоятельство

3.Синтаксическая роль- часть сказуемого

4.Можно заменить наречием

4.Можно заменить глаголом

4.Можно заменить прилагательным

5.Пишется столько н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано

5.Пишется одно н.

5.Пишется столько н, сколько в полном прилагательном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях".

Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий....

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...