Категория состояния как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._kategoriya_sostoyaniya_kak_chast_rechi._doc.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
урока русского языка в 7 классе
Тема: Категория состояния как часть речи.
Цель: научить различать слова категории состояния и наречия; уметь применять знания на практике; обратить внимание учащихся на яркость, образность русского языка.
Тип урока. Изучение новой темы.
Форма урока. Комбинированный.
Задачи: 1. Дать представление о словах категории состояния, их отличия от наречий
при изучении поэтических форм, использовании разговорной речи,
описании произведений искусства…
2. Развивать орфографическую зоркость через словарную работу, при работе
с текстами.
3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие значения слова.
Оборудование:
а) Литература:
- Асадов Э.А. У любви не бывает разлук: Стихотворения. – М. : Эксмо, 2007
- Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: К учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ Е. А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- Золотой век: Поэты пушкинской поры. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.
- Книгина М. П. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006.
- Учебник: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., М.: Просвещение, 2007.
б) Фотографии из архива учителя о природе, людях.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Словарная работа, с использованием ИКТ (один учащийся работает у компьютера или интерактивной доски), с последующей демонстрацией выполненного задания. (Слайд 2)
Ф…гурист, ч…мпион, сп…р…смен, д…монстрировать, м…нимальный, ком…ентировать, р…портаж, …рена, с…гнал, тр…диция, хок…ей, ма…ч, вр…атарь, к…манда, экспрес…, тен…ис.
- (Слайд 3). Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний. Объяснение нового материала.
- (Слайд 4). Явления природы, состояние окружающей среды или человека могут описываться как независящие от действия каких – либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в русском языке специальные средства выражения.
- Внимательно посмотрите на следующие картины и попробуйте одним словом назвать состояние природы, человека. (Показ слайдов 5 – 7).
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок…
Э. Асадов «Трусиха»
Бывают дни: повеет теплым ветром,
Проглянет солнце ярко…
Сияет наше ласковое небо.
И.Бунин « В степи»
Закройте глаза, и представьте, что вы находитесь на берегу моря, дует лёгкий бриз, бьются о камни волны…
Глубоко вдохните и вы почувствуете…
Я живу в Севастополе. В бухте Омега,
Там, где волны веселые, как дельфины.
На рассвете, устав от игры и бега,
Чуть качаясь, на солнышке греют спины… Э.Асадов «Дума о Севастополе»
Выводы учащихся: весело, грустно, светло, темно, пахнет морем.
( слайд 8) Весело Грустно
ТЕМНО СВЕТЛО
В переулках пахнет морем. В лесу легко дышится.
- Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи – категорию состояния. (Слайд 9)
Слова категории состояния не изменяются так же, как и наречия.
В предложении в отличие от наречий синтаксически независимы.
Слова категории состояния в отличие от наречий могут сочетаться ТОЛЬКО с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них.
Утро великолепное, в воздухе прохладно.
Мне было прохладно, пришлось идти домой.
- Закрепление.
А). Работа с учебником.
Б). Тест
В). Закрепление основных понятий.
А). Чтение параграфа 45 учебника.
- Задание с. 125 (письменно).
- Упр. 275, 277, 276.
Б). Тест (слайд 11).
НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. УСТРАНИТЕ ИХ.
а) В лесах было холодно, тихо.
б) Тихо и сонно было холодно в этот час в деревне.
в) Утро великолепное, в воздухе прохладно.
г) Встретили нас почему – то очень прохладно.
д) Мне было прохладно, пришлось идти домой.
В). Категория состояния: не изменяется, синтаксически не зависима, может сочетаться только с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них.
IV. Подведение итогов урока.
- Домашнее задание:
1. & 45, упр. 279,
2. выделить в любом поэтическом произведении слова категории
состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...
Презентация по теме:"Категория состояния как часть речи"
Презентация представляет материал к уроку 7 класса по теме "Категория состояния", где содержится теоретическая составляющая и тренировочные упражнения....
Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....
Категория состояния как часть речи
конспект урока русского языка в 7 классе с презентацией...
Урок по теме "Категория состояния как часть речи"
Первый урок в системе уроков, посвящённых изучению слов категории состояния....
Категория состояния как часть речи
Первый урок в разделе "Категория состояния"....
Урок по теме "Категория состояния как часть речи"
Презентация содержит материал по теме "Категория состояния как часть речи"...