Категория состояния как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl._kategoriya_sostoyaniya_kak_chast_rechi._doc.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

урока русского языка в 7 классе

Тема: Категория состояния как часть речи.

Цель:  научить различать  слова категории состояния и наречия; уметь применять знания на практике; обратить внимание учащихся на яркость, образность русского языка.

Тип урока. Изучение новой темы.

Форма урока. Комбинированный.

Задачи: 1. Дать представление  о словах категории состояния, их отличия от наречий  

                 при изучении  поэтических форм, использовании разговорной речи,

                 описании  произведений искусства…

     2. Развивать орфографическую зоркость через словарную работу, при  работе

        с текстами.

    3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие   значения                                         слова.  

Оборудование:

        а) Литература: 

  1. Асадов Э.А.  У любви не  бывает разлук: Стихотворения. – М. : Эксмо, 2007
  2.  Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: К учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ Е. А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  3. Золотой век: Поэты пушкинской поры. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.
  4. Книгина М. П. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006.
  5. Учебник: Русский язык: Учеб.  для  7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., М.: Просвещение, 2007.

        б) Фотографии из архива учителя о природе, людях.

 

Ход урока:

  1.       Организационный  момент.
  2. Словарная работа, с  использованием ИКТ (один учащийся работает  у компьютера или интерактивной  доски), с последующей демонстрацией выполненного задания.  (Слайд 2)

Ф…гурист, ч…мпион, сп…р…смен, д…монстрировать, м…нимальный, ком…ентировать, р…портаж, …рена, с…гнал, тр…диция, хок…ей, ма…ч, вр…атарь, к…манда, экспрес…, тен…ис.

  1. (Слайд 3).  Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. 
  1. (Слайд 4). Явления природы, состояние  окружающей среды или человека  могут описываться  как независящие от действия каких – либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в русском языке  специальные средства выражения.  
  2. Внимательно посмотрите на следующие картины и попробуйте одним словом назвать состояние  природы, человека.  (Показ слайдов 5 – 7).

Шар луны под звездным абажуром

Озарял уснувший городок…

                                     Э. Асадов «Трусиха»                

                                               Бывают дни: повеет  теплым ветром,

                                                               Проглянет солнце ярко…

                                                               Сияет наше ласковое небо.

И.Бунин « В степи» 

Закройте глаза, и представьте, что вы находитесь на берегу моря, дует лёгкий бриз, бьются о камни волны…

Глубоко вдохните  и вы почувствуете…

                                                       Я живу в Севастополе. В  бухте Омега,

            Там, где волны веселые, как дельфины.

      На рассвете, устав от игры и бега,

                                                                 Чуть качаясь, на солнышке греют спины…                                                             Э.Асадов  «Дума  о   Севастополе»

Выводы учащихся:  весело, грустно, светло, темно, пахнет  морем.

( слайд  8)   Весело                              Грустно

ТЕМНО                                              СВЕТЛО

    В переулках пахнет морем.  В лесу легко дышится.

         

  1. Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи – категорию состояния. (Слайд 9)


        Слова категории состояния
не изменяются так же, как и наречия.

        В предложении в отличие от наречий  синтаксически  независимы.

        Слова категории состояния в отличие от наречий могут  сочетаться  ТОЛЬКО  с глаголами  быть, становиться, делаться или употребляться без них.

Утро великолепное, в воздухе прохладно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Мне было прохладно, пришлось идти домой.

        

  1. Закрепление.

А). Работа с учебником.

Б). Тест

В). Закрепление основных понятий.

А). Чтение параграфа  45 учебника.

  • Задание  с. 125        (письменно).
  • Упр. 275, 277, 276.

Б). Тест  (слайд 11).

   

НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. УСТРАНИТЕ ИХ.

а) В лесах было холодно, тихо.                                                                                                       

б) Тихо  и сонно было холодно в этот час в деревне.

в) Утро великолепное, в воздухе прохладно.

г) Встретили нас почему – то очень прохладно.                                                                                                                                                                                    

д) Мне было прохладно, пришлось идти домой.

В). Категория состояния: не изменяется, синтаксически не зависима, может сочетаться только с глаголами  быть, становиться, делаться или употребляться без них.

IV. Подведение  итогов урока. 

  1. Домашнее  задание:

1.  & 45,   упр. 279,

      2. выделить в любом поэтическом произведении слова категории

         состояния.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...

Презентация по теме:"Категория состояния как часть речи"

Презентация представляет материал к уроку 7 класса по теме "Категория состояния", где содержится теоретическая составляющая и тренировочные упражнения....

Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....

Категория состояния как часть речи

конспект урока русского языка в 7 классе  с презентацией...

Урок по теме "Категория состояния как часть речи"

Первый урок в системе уроков, посвящённых изучению слов категории состояния....

Категория состояния как часть речи

Первый урок в разделе "Категория состояния"....

Урок по теме "Категория состояния как часть речи"

Презентация содержит материал по теме "Категория состояния как часть речи"...