Дидактический материал по теме «Глагол», 6 класс
тест по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Дидактический материал по теме «Глагол», 6 класс
ЗАДАНИЕ: распределите глаголы в два столбика: глаголы совершенного и несовершенного вида.
Снять, идти, адресовать, заплакать, трясти, казнить, наказать, информировать, помечтать, существовать, миновать, дирижировать, размечтаться, класть, тосковать, положить, брать, начать, раскричаться, петь, испечь, солгать, упрекнуть, присниться, наточить, испугать, молчать, бледнеть, хитрить, закопать, оторвать.
ЗАДАНИЕ: спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, выбирая из скобок видовую форму глагола и расставляя недостающие знаки препинания.
Начали соб..рат..ся тучи. (Белела, побелела) на синеве неба дальняя (полу)разваленная церквушка. Над гребенчатым лесом по-стариковски (перевернулся, переворачивался) гром. (Притихла, притихала) рож.. на пр..дорожном клину. Еще назойливей стали мухи и вдруг все (стихло, стихало). Но вот (бежал, побежал) и (путался, запутался) в тр..ве ветреный холодок. И вот по-настоящему (задул, задувал) ветер. Едва-едва мы (бежали, прибежали) домой и хлес..нул дождь.
ЗАДАНИЕ: Перепишите, ставя глаголы из скобок в нужной форме настоящего времени.
Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. Казалось, пули (дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскаленной свинцовой пылью. (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. Зной (палить) и (пыхать). Чуть (колыхаться) войлок юрты. Дворники на тротуаре (колоть) лед. Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. Клубы дыма (стлаться) над рейдом. Море (дышать) бодрейшей свежестью. (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. (Ползти) (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. Море (грохотать). Какие-то шаги (слышаться). Твердое дерево плохо (пилиться). Солнце (резать) глаза. (Махать) крыльями мельница. Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (Дремать) бор сосновый. С шумом на белые камни черные волны (находить). (Веять) ветер. Сладко (таять) на поляне вешний снег. В сгущающихся сумерках (реять) снежинки.
ЗАДАНИЕ: Вставьте гласную букву перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени, расставьте знаки препинания.
Чистое небо усе..лось миллионами звезд. Свежесть утра ве..ла над пр..будившимися Сорочинцами. Мать леле..ла и бал..вала его, как балуют единственное чадо. Точ..но он ка..лся ей в немного странной но забавной вых.дк.. . На дворе было хол..дно и ни..ко нависшие плотные тучи се..ли дождь. Заунывная песня на них наве..ла т..ску. Толпа нач..ла редеть потом ра..та..ла. . По син..му небу плыли и та..ли изорванные ветр..м белые обл..ка. Какой (нибудь) к..миссар и од..вался просто, как рядовой красноармеец, и питался с ними из одн..го к..тла и в п..ходах ма..лся рука об руку. Где (то) поблизости зала..ли с..баки. Снегирев почти об..зум..л от страха что его мал..чик умрет.
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Кто много зна..т тот вид..т как осторожно надо высказывать своё суждение чтобы (не) ошибит..ся. Молодость время года когда человека тян..т за г..ризонт. С другом вдвоём (не) устан..ш.. от ноши. Кто отдаёт тот много получа..т. Каждое п..коление внос..т в сл..варь свои находки. Мы все завис..м друг от друга на этом жизненном пути. Труд буд..т в ч..ловеке творческие силы. Мы люб..м отечество это воздух которым мы дыш..м.
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Бежит тропинка стел..т..ся все в жизни перемел..т..ся, добро с добром подел..т..ся а кривде ходу нет. Радость волну..т охватыва..т тревож..т. Мы (не) дорож..м воздух..м и (не) дума..м о нем, пока н..рмально и бе..пр..пятственно дыш..м. Все сия..т зелене..т дыш..т зноем утопа..т в небесной лазури. Целый мир живёт р..стит потомство шевел..тся поёт плач..т пряч..т..ся в плотно сомкнувшейся зелени огорода. Мир встаёт огромной птиц..й; свищ..т щелка..т звен..т. Утро брезж..т а дождик брызж..т.
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Гон..т всадник коня держ..т..ся за поводья смотр..т вперед вид..т: пустыня стел..т..ся перед ним. С..дит он на коне уверенно хотя и дыш..т т..жело. (Не) навид..т всадник эти пустыни а делать нечего – ехать надо. Слыш..т: тишина вокруг только конь верт..т головой то в одну то в другую сторону. Завис..т от него человек. Терп..т конь вместе с ним пыль жару жажду. Обид..ш.. коня – сам об этом пожале..ш.. .
ТЕСТ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА»
ЗАДАНИЕ: Укажите случаи написание гласной Е в глаголах.
1.Посе..шь | 11. Увид..шься | 21.Постел..шься | 31. Покро..тся |
2.Приход..тся | 12.Пала..т | 22. Высп..шься | 32.Руб..т |
3.Поправ..шь | 13.Свет..т | 23. Не мож..т | 33.Теш..тся |
4.Ненавид..т | 14. Дыш..тся | 24.Прос..тся |
|
5.Ве..т | 15. Погас..шь | 25.Дремл..т | 35.Не трав..т |
6.Стел..т | 16.Во..т | 26. Тащ..т | 36.Смотр..т |
7.Вер..тся | 17.Преодолева..тся | 27. Отвод..т | 37.Не корм..т |
8.Слыш..тся | 18. Ищ..т | 28.Стро..тся | 38. Люб..т |
9. Успокаива..т | 19. Вид..т | 29.Грохоч..т | 39. Дел..т |
10. Та.. т | 20.Близ..тся | 30. Тороп..тся | 40. Встрет..т |
ТЕСТ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА»
ЗАДАНИЕ: Укажите случаи написания гласной Е в окончаниях глагола.
1.Ты во..шь | 9. поднима..тся | 17. вы уч..те | 25. он похвал..т |
2. он колебл..тся | 10. мы обид..м | 18. ты разбуд..шь | 26. он умо..тся |
3. он кле..т | 11. постара..шься | 19.рассматрива..т | 27. продолж..т |
4. исправля..шь | 12. откликн..тся | 20. он брызж..т | 28. ненавид..шь |
5. она верт..тся | 13. ты стел..шь | 21. вы трепещ..те | 29. он побре..тся |
6. отправля..шься | 14. он ищ..т | 22. она гон..тся | 30. мы гре..мся |
7. зарабатыва..м | 15. пожале..шь | 23. он слыш..т | 31. подытож..т |
8. она замет..т | 16. ты крикн..шь | 24. вы дыш..те | 32. мы совету..м |
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы Е-И в глаголах изъявительного и повелительного наклонений, объясните графически выбор гласной, укажите наклонение глаголов.
Вынес..те из комнаты лишние вещи. Когда вынес..те, комната буд..т казат..ся просторней. Как только выйд..те из леса, увид..те деревню. Выйд..те из класса: его надо проветрить. Выпиш..те из текста однокоренные слова. Если выпиш..те правильно, их будет четыре. Выб..р..те из данных брош..р материал для сообщения. Когда выб..р..те, начинайте его оформлять. Вышл..те нужную мне справку заказным письмом. Если вышл..те в ближайшие дни, я получу её своевременно. Когда выб..р..те подходящие для себя книги, библиотекарь запиш..т их в ваш абонемент. Выб..р..те не больше трех книг. Вытр..те пыль с письменного стола. Когда вытр..те, возьмете лист почтовой бумаги и напиш..те ответное письмо.
ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов, расставьте знаки препинания.
Ноч.. стел..т тень и влажный бер..г стел..т ноч.. тян..т вдаль свой невод з..л..той – и скоро блеск померкн..т и убуд..т. На Альпы к сумеркам ни..ход..т обл..ка. Целый день печ..т д..рожки солнце. Ветер вдаль меня влеч..т звонко песнь мою разнос..т. За дверью у соседа стуч..т часы и капл..т с окон лёд. Проходят обл..ка все выше и нежней а вет..р суш..т сад и мягко в окна ве..т. Скоро гром сильнее грян..т жутким блеском даль зажж..т..ся.
ЗАДАНИЕ: вставьте нужную гласную в суффиксы глаголов.
Воспит..вать детей, загад..вать желание, не опазд..вать на занятие, запис..вать лекции, рассказ..вать о занятиях, расспраш..вать о творческих планах, погляд..вать на часы, повяз..вать галстук, проветр..вать класс, доклад..вать об успеваемости, бесед..вать с родителями, совет..ваться с друзьями, экзамен..вать учащихся, завед..вать кабинетом, команд..вать парадом, проповед..вать взгляды, пропаганд..ровать юридические законы, стабилизир..вать, честв..вать юбиляра, участв..вать в субботнике.
Т Е С Т
Укажите случаи написания суффиксов –ОВА- и –ЕВА-.
- Почва под ногами покач..валась.
- Несколько дней буш..вала стихия.
- Мы с любопытством рассматр..вали автографы.
- Облака вытяг..ваются по небу длинными прядями.
- Гор..вала Евдокия как-то по-особенному.
- Ему было совестно высказ..вать свои мысли.
- Он завид..вал всем, кто ведет боевые машины.
- Из-за ее плеча выгляд..вало любопытное лицо.
- За годы жизни человек накапл..вает ощущения неповторимости прожитого им.
- Снег летел хлопьями, будто канонада стрях..вала с неба обильный черемуховый цвет.
- Пришлось корч..вать длинные сосны.
- Лизу тоже допраш..вали.
- Ты все реже, реже расшевел..ваешь пламень уст.
- Она разгляд..вала меня с любопытством.
- Здесь трудно было рассчит..вать на встречу с человеком.
- Тучи окут..вали горы.
- Алексей почувств..вал близкий конец скитаниям.
- Чайковский сквозь сон схват..вал мелодию.
- Красоте ее рук позавид..вали бы многие девицы.
- И у меня стала склад..ваться сказка про красавицу царевну.
- Он стал опять команд..вать.
- Вы очень обрад..вали меня своим приездом.
- Мальчик с робкой улыбкой погляд..вал на нас.
- Пришлось ему в поле ноч..вать.
- Когда я стоял в очереди исповед..ваться, сердце мое билось трепетно.
- Я приказ..вал гребцам причаливать к берегу.
- Я подкрад..вался к осторожной птице.
- От озаряемой кострами колоннады отскак..вали всадники на худых лошаденках.
- Закл..вал дрозд по рябине.
- Тихон вылавл..вает дрова из реки.
- Он склад..вает их на берегу.
- Зимними ночами тоска одол..вала его.
- Чук и Гек размах..вали руками.
- Парень посовет..вал поскорее заснуть.
35.Иван Антоныч завед..вал заводской поликлиникой.
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»
ВАРИАНТ 1
Марс – ближайший сосед нашей Земли. Что бы вы увидели, если б побывали там? Глубокие долины, кратеры потухших вулканов, русла сухих рек, которые тянутся на многие километры. Когда над Марсом поднимается ветер, начинаются страшные пылевые бури. Ученые посылают к нему автоматических разведчиков, чтобы они узнали о жизни на этой планете.
- Составьте схемы предложений 1-3.
- Укажите номера сложноподчиненных предложений.
- Выпишите из текста глаголы, укажите их спряжение, вид, наклонение, время, лицо, число, род.
- Выполните морфологический разбор – поднимается.
- Разберите по составу – узнали.
ВАРИАНТ 2
Художник Илья Репин рассказывал, как в детстве он выпрашивал у матери огарки восковых свечей и из воска выделывал фигурки лошадок. Когда кто-то из друзей подарил мальчику краски, он обрадовался и сказал: «Теперь я сам попробую рисовать». Мальчик очень горевал, когда первый рисунок не удался.
- Составьте схему последнего предложения и произведите полный синтаксический разбор этого предложения.
- Выпишите глаголы в два столбика: совершенного и несовершенного вида.
- Выпишите глаголы с орфограммой «Суффиксы –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-). Объясните выбор гласной: советовать – советую.
- Выполните морфологический разбор – выделывал.
- Выполните словообразовательный разбор – рассказывал.
ВАРИАНТ 3
По неизвестным причинам дельфины иногда сами выбрасываются на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней за рыбой и садятся на мель. Дельфины погибнут, если им не помогут люди. Но помочь дельфинам трудно. Они тяжелые, скользкие, сильно бьются. Многие из них так ослабевают, что тонут, если их опустить в воду.
- Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.
- Составить схему 2 предложения.
- Выпишите глаголы со значением времени.
- Выпишите глаголы на следующие орфограммы:
а) правописание суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-);
б) Ь знак после шипящих в глаголах;
в) правописание –тся и –ться;
г) правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спр.(пишет – писать, 1 спр.).
ВАРИАНТ 4
Деревья выпрямились, перестав качаться и почти замерев, и только изредка наклонялись верхушками между собою, как будто перешептывались о грозящей опасности. Жесткие тучи уже обложили горизонт и сотворили черную непроницаемую сферу4. Две-три капли дождя – и вдруг все озарилось, и заблестело, и загрохотало.
- Выполните синтаксический разбор указанного предложения и составьте его схему.
- Найдите глаголы на указанные правила:
а) правописание –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-);
б) корни с чередованием О-А, Е-И. - Определите вид всех глаголов.
- Выполните словообразовательный разбор – озарилось.
- Выполните морфологический разбор – выпрямились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 5 классе "Обобщение материала по теме "Глагол"
Особенность урока, в том, что начинается он необычно- с воспитательного момента , который имеет цель привития навыков культуры, эта идея прослеживается постоянно в ходе урока...
Разработка дидактических материалов по теме «Глагол» (5 класс)
Работа содержит дидактические материалы по теме "Глагол" для 5 класса....
Дидактический материал по теме: "Неправильные глаголы английского языка".
Знание неправильных глаголов дело первостепенное. Данная работа представляет собой карточки для проверки знаний учащихся по данной теме. Неправильные глаголы представлены не все....
Дидактический материал по теме "Время глагола"
Дидактический материал содержит презентацию к уроку в 6 классее специальной (коррекциооной) школы I и II видов....
Дидактический материал по теме " Глагол"
Дидактический материал по теме " Глагол" для учащихся 5 классов....
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»...
Дидактический материал для изучения глагола в 7 классе
Разработка дидактического материала «Глагол» для использования на уроках русского языка в 7 классе предназначена для углубленного изучения грамматики глагола. Опираясь на теоретические све...