Рабочая программа "Готовимся к ОГЭ по русскому языку" для учащихся 9 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Предлагаемый курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ОГЭ. Данный курс учитывает новые условия проведения ОГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ОГЭ, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ОГЭ, узнать, какие трудности подстерегают их при выполнении заданий, а также «подсказки» для успешного их выполнения. Также учащиеся овладеют приемами написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках, особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs9rpodgotovka_oge.docx | 996.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный курс будет востребован выпускниками.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения.
Актуальность данного курса несомненна. Данный курс учитывает новые условия проведения ОГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ОГЭ, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ОГЭ, узнать, какие трудности подстерегают их при выполнении заданий, а также «подсказки» для успешного их выполнения. Также учащиеся овладеют приемами написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках, особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ОГЭ 2022 года.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» направлен на достижение следующих целей и задач:
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ по русскому языку
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
- работать с тестовыми заданиями;
- определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
- уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Программа курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» состоит из трех основных разделов:
1.Сжатое изложение.
2.Сочинение - рассуждение.
3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы ОГЭ по русскому языку в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
-умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение).
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание (9.1, 9.2, 9.3), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (задания 2 - 8). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при-, правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
Планируемые результаты элективного курса
В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ОГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- знать трудные случаи правописания
- понимать их роль в общекультурном развитии человека
- объяснять языковое явление
- уметь применять знания при тестировании
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы
Содержание разделов элективного курса
1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (7 часов).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение - рассуждение (10 часов).
Критерии оценивания задания 9.1, 9.2, 9.3. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (15 часов).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теорети-ческое обучение, ч. | Практическая работа, ч. | Контроль ная работа, ч. | Самостоя тельная работа, ч. | |||
1 | Введение. Значение курса, его задачи | 2 | 2 | |||
2 | Текст. Сжатое изложение | 7 | 2 | 2 | 1 | 2 |
3 | Текст. Задания 9.1, 9.2, 9.3. Сочинение - рассуждение | 10 | 3 | 3 | 2 | 2 |
4 | Комплексный анализ текста. Задания части 2. | 15 | 10 | 1 | 2 | 2 |
Итого: | 34 | 17 | 6 | 5 | 6 |
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Коли- чество часов | Вид занятия | Виды самостоя тельной работы | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Значение курса, его задачи. Содержание экзаменационной работы. Критерии. | 1 | Усвоение новых знаний | Знакомство с КИМами ОГЭ, заполнение бланков | ||
2 | Особенности ОГЭ по русскому языку: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Заполнение бланков. Критерии оценки. | 1 | Усвоение новых знаний | Знакомство с КИМами ОГЭ, заполнение бланков | ||
Текст. Сжатое изложение (7 час.) | ||||||
3-4 | Задание части 1 - сжатое изложение. Микротема исходного текста. Абзацное членение текста. Сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработкаприёмов: исключение, обобщение, упрощение. | 2 | Мини-лекция Урок-практикум | Работа с текстом, создание текста. | ||
5-6 | Практическая работа. Приемы работы с текстом. Анализ работ. | 2 | Практикум изложение | Создание текста, оценивание | ||
7-9 | Аудирование. Самостоятельная работа | 3 | Практикум изложение | Создание текста, оценивание | ||
Текст. Задания 9.1, 9.2, 9.3. Сочинение – рассуждение (10 час.) | ||||||
10 | Задание части 3 (9.1, 9.2, 9.3) – сочинение-рассуждение. Критерии оценивания. Работа над заданием 9.1- написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Алгоритм работы над сочинением-рассуждением 9.1 | 1 | Мини-лекция Практикум | Работа с тестом | ||
11 | Работа над заданием 9.2- написание сочинения-рассуждения по фрагменту текста. | 1 | Мини-лекция практикум | Работа с тестом | ||
12- 14 | Работа над заданием 9.3- написание сочинения-рассуждения на определённую тему. Алгоритм работы над сочинением. Работа над понятиями | 3 | Мини-лекция практикум | Работа с тестом | ||
15- 17 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (по выбору учащихся) | 3 | практикум | Работа с тестом | ||
18- 19 | Контрольная работа. Написание сочинения-рассуждения (по выбору учащихся) | 2 | ||||
Комплексный анализ текста. Задания части 2 (15 час.) | ||||||
20 | Задание 2. Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. | 1 | Мини-лекция практикум | выполнение тестовых заданий | ||
21 | Задание 3. Пунктуационный анализ. Простое осложненное предложение. Типы сложных предложений. Пунктуационный анализ простого осложнённого предложения. | 1 | Мини-лекция практикум | выполнение тестовых заданий | ||
22 | Задание 3. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. СП с различными видами связи. Синтаксический анализ СП | 1 | Мини-лекция практикум | выполнение тестовых заданий | ||
23 | Задание 4. Синтаксический анализ. Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. | 1 | практикум | выполнение тестовых заданий | ||
24 | Задание 5. Орфографический анализ. Основные орфографические правила правописания корней, приставок. | 1 | Мини-лекция практикум | выполнение тестовых заданий | ||
25 | Задание 5. Орфографический анализ. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. | 1 | Мини-лекция практикум | выполнение тестовых заданий | ||
26- 27 | Задание 5. Орфографический анализ. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 2 | Мини-лекция практикум | выполнение тестовых заданий | ||
28 | Задание 6. Анализ содержания текста. Понимание смысла текста. | 1 | Мини-лекция практикум | выполнение тестовых заданий | ||
29 | Задание 7.Анализ средств выразительности.Выразительно-изобразительные языковые средства. | 1 | Мини-лекция практикум | выполнение тестовых заданий | ||
30 | Задание8. Лексический анализ. Трудности лексического анализа слов | 1 | Мини-лекция практикум | выполнение тестовых заданий | ||
31- 32 | Решение тестовых заданий в формате ОГЭ. | 2 | Урок контроля | Выполнение тренировочного ОГЭ | ||
33- 34 | Пробная работа в формате ОГЭ | 2 | Урок контроля | Выполнение тренировочного ОГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень
Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...
Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.
Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе «Программы общеобразо...
Задания по русскому языкудля 5 класса.
В помощь учителям 5 класса. Карточки. Можно распределить по уровням сложности....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Самостоятельная работа по русскому языкудля 9 класса.
Данная работа поможет проверить знания по различным изученным темам, подготовить учащихся к ОГЭ....