Статья на тему "Значение и роль словарной работы на уроках русского языка"
статья по русскому языку (6 класс)
В статье описываются основные этапы работы со словарными словами .
Раскрывается роль словарной работы в целях развития речи обучающихся,так как она решает одновременно несколько задач:
- расширяет словарный запас учеников;
- переводит слова из пассивного словаря в активный;
- учит правильно и грамотно излагать свои мысли при письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение и роль словарной работы на уроках русского языка .
Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует прежде всего словарная работа.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии.
Практика показывает, что русский язык нередко определенному кругу детей неинтересен, отсюда низкая активность учащихся на уроке и грамматические ошибки при написании слов. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни.
Развитие речи учащихся - это основа школьного курса обучения детей русскому языку. Существуют разнообразные способы повышения речевой культуры учащихся. Особое значение имеют упражнения лексического характера - умение применять в своей речи те слова, которые соответствуют точному и выразительному высказыванию .Обогащение словарного запаса и расширение кругозора учащихся играет немаловажную роль в развитии речи детей.
Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа с учащимися является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:
- расширяет словарный запас учеников;
- переводит слова из пассивного словаря в активный;
- учит правильно и грамотно излагать свои мысли при письме.
Содержанием словарной работы является объяснение новых, понятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Под обогащением словаря учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.
Слова, которыми ученик постоянно пользуется в своей речи, составляют его активный словарь; слова, которые в той или иной мере становятся знакомыми ученику, но не используются в его речи, составляют словарь пассивный. Деление слов учащихся на активный и пассивный словарь носит условный характер, так как два эти разряда слов постоянно взаимодействуют между собой – из пассивного словаря ученика слова переходят в активный словарь.
Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно, или же преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
Так, например, учащиеся неправильно образуют грамматические формы глаголов - стереть - стери с доски, поймать – я споймаю, хотеть – они хочут,, падежные формы - с днем рожденьем , купили яблоков , как твое фамилие и др.
Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и, прежде всего, соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, щавель, ракушка, портфель, квартал, каталог, километр и др.
На своих уроках русского языка стараюсь дать детям этимологию слова, уделяю большое внимание словарной работе. Учащиеся с интересом включаются в работу, направленную на знакомство с происхождением слова, его первоисточником.
Наглядность в данном случае играет важную роль. Предлагаю детям самим объяснить значение некоторых слов, которые они употребляют в своей речи, но не знают его истоков. Например: карандаш (кара-черный, даш-камень), крокодил (кроко- камень, дило- червяк) и др.
При этом поясняется из какого языка пришло к нам то или иное слово. Объяснение сопровождается показом рисунка. Практика показала, что такого вида работа помогает детям лучше уяснить и запомнить написание слова. На последующих уроках дети безошибочно воспроизводят графическое написание этих слов.
В тех случаях, когда не представляется возможным показать наглядно, графически, можно раскрыть содержание непонятного детям слова путем краткого словесного толкования, применяя один из способов семантических определений:
- Путем подбора к нему одного или нескольких слов-синонимов, тождественных или близких по своему лексическому значению к определяемому слову, например, изумрудный - ярко-зеленый, холить - ухаживать, заботиться и т.д.
- Непонятное слово или выражение можно объяснить путем перечисления объектов (предметов, признаков, действий), которые называются данным словом: металлы - это золото, серебро, железо, медь, …, насекомые - это бабочки , жуки, пчелы, муравьи,..
- Можно использовать описательный способ, например: старожил-человек, живущий в этом доме с момента его заселения.
- Значение непонятного слова может быть раскрыто путем логического определения, например: лиственница - хвойное дерево с мягкой хвоей, опадающей на зиму; амбар - здание, строение, постройка для хранения зерна, муки или товаров. Применение рассмотренных способов при объяснении лексического значения незнакомых слов обеспечит не только понимание и усвоение учащимися необходимого материала, но и будет способствовать расширению и углублению знаний детей.
В своей практической работе я использую разные виды словарной работы. Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений- это диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.
- Зрительный диктант.- Написано слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его, а затем записывают по памяти.
- Картинный диктант. - Дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его. Можно составить 2-3 предложения с этими словами и записать словосочетания.
- Выборочный диктант. (может быть картинный, слуховой, зрительный).
- Диктант с использованием загадок.
- Диктант по памяти. - Записать по памяти слова, обозначающие предметы мебели, домашних животных…- Записать слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е,о,а,и,я)
- Диктант с комментированием.
- Творческий диктант.
- Замените развернутое определение одним словом. – хранилище для книг (библиотека).
- Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря": а)лиственные деревья -………б)дикие животные - ………
Можно сделать вывод : словарная работа на уроках русского языка – основное звено многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся, расширению активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы русского языка. Словарная работа должна носить не случайный, а систематически организованный процесс.
Список литературы:
- Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993
- Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе // Учебник. М., 1980
- Тоцкий П.С. Орфография без правил. -М.,1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...
Приемы работы словарной работы на уроках русского языка
Прдназначена для учащихся...
Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка
В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...
Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
Мастер-класс о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...
Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы
Обобщение педагогического опыта«Словарная работа на уроках русского языка»учителя русского языка и литературы...
Статья "Проведение словарной работы на уроках русского языка"
Статья "Проведение словарной работы на уроках русского языка"...