Урок- практикум "Юные диалектологи"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Разработка урока русского языка по теме "Диалектные слова" с опорой на региональные особеннности диалектного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yunye_dialektologi.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- практикум в 6 классе «Юные диалектологи»
название (тема) методической разработки
2. Пояснительная записка:
2.1. Тема урока / внеурочного мероприятия; актуальность темы, обоснование ее выбора.
Тема урока: «Диалектные слова».
Знакомство учащихся с диалектными словами на уроках русского языка происходит не достаточно углубленно: на их изучение отводится всего один час. В Брянской области существует особый диалектный язык, который появился на стыке русского, белорусского и украинского языка. Однако он является вымирающим, так как его носителей становится все меньше: отток населения из сел, повышающийся уровень образования. Данный диалект достаточно изучен и описан в словарях: есть два диалектных словаря, описывающих говоры Брянской области:
1. «Словарь брянских говоров» сост.Е.В. Алексеева, Т.Г. Аркадьева и д.р. 1980 г (г. Ленинград)
2. «Брянский областной словарь» 2007г., сост. Гарбузова Е.П., Клименко Т.И. и др. (г. Брянск)
Таким образом, имея мощную базу ввиде диалектного языка и словарей, его описывающих, считаю целесообразным изучение данной темы с опорой на региональные особенности языка.
Изучая более подробно диалектную лексику малой родины на уроках русского языка, мы сможем достичь следующих целей:
1. Привить любовь к родному языку, научить внимательному отношению к нему;
2. Выработать умение пользоваться словарем, умение находить необходимую информацию в нем;
3. Развить краеведческий интерес у учащихся;
2.2. Целевая аудитория урока: 6 класс
2.3. Роль и место урока / внеурочного мероприятия в системе работы педагога.
Урок изучается в разделе «Лексикология» и разработан с опорой на ранее изученные темы данного раздела: «Словари», «Многозначные слова», «Синонимы».
2.4. Образовательные цели и задачи урока / внеурочного мероприятия.
1. Научить различать слова ограниченной сферы употребления (конкретно диалектные слова) от слов общеупотребительных и знать их отличительные особенности;
2.5. Планируемые результаты.
1.Умение отличать диалектные слова от других слов ограниченного употребления;
2. Умение пользоваться словарем диалектных слов, толковым словарем.
3. Умение осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией.
2.6. Форма проведения.
Урок-практикум «Юные диалектологи»
2.7. Используемые педагогические технологии, методы, приемы.
На данном уроке были использованы:
1. Технология проблемного обучения;
2.Метод работы в малых группах;
3.Приемы: игра «Переводчик», игра «Лингвистическая экспертиза», «Иллюстрированный диалектный словарик», игра «Что бы это значило?».
2.8. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока / внеурочного мероприятия (кадровые, методические, материальнотехнические, информационные и др.).
1. ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека имени Ф. И. Тютчева».
2. Кафедра русского языка БГУ им. ак. И.Г. Петровского.
3. Видеозапись речи сельского жителя Горловой Е.Е. (запись сделана в д. Тарутино Брянской области, Почепского района).
4. Компьютер, проектор, колонки, учебник русского языка под ред. Рыбченковой Л.М., «Брянский областной словарь», «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
3. Основная часть (описание хода подготовки и проведения урока / внеурочного мероприятия, раскрывающее его содержание; может включать этапы, план, сценарий, конспект, технологическую карту урока и т. д.).
Урок-практикум «Юные диалектологи»
Ход урока
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет не обычный урок русского языка, а урок- практикум. Вы побудете в роли практикующих ученых- лингвистов.
- Кто такие лингвисты? (ученые, изучающие язык)
II. Создание проблемной ситуации.
- Просмотр видеозаписи, на которой звучит диалектная речь.
Буйная бульба сёлето уродила. Особенно розовые вочки. Вырыли, а тяперь палить надоть бульбашник, пока дожжи не пошли.
- Ребята, вы поняли, о чем идет речь в просмотренном видео?
(Ребята испытывают затруднения в интерпретации услышанного)
- Как думаете, что за слова мы услышали?
- Мы с вами услышали диалектную речь. Вы смогли «перевести» услышанное?
(Нет, не смогли)
III. Целеполагание.
- Чтобы понять услышанную речь, нам нужно с вами побыть в роли ученых, которые занимаются изучением диалектных слов. Как называют ученых, занимающихся изучением диалектных слов?
(Дети предполагают, если не называют правильный ответ, предлагаю по аналогии восстановить слово (Задание на слайде презентации)
Биология- биолог
Филология- филолог
Диалектология-….(диалектолог)
-Итак, сегодня мы с вами побудем в роли юных диалектологов.
Как думаете, чем на уроке сегодня будем заниматься в качестве диалектологов?
(Будем изучать диалектные слова, их особенности, диалектные словари).
IV. Актуализация знаний
-Давайте вспомним, что такое диалектная лексика?
(Ребята вспоминают некоторые характеристики диалектизмов)
V. Изучение нового материала.
- Итак, Вы, конечно, знаете, что многие слова в русском языке известны всем – это общеупотребительная лексика. Например, имена существительные: вода, земля, птица, дерево; имена прилагательные: красный, жёлтый; глаголы: говорить, читать. Эти слова знают и употребляют все жители нашей страны.
Но есть и необщеупотребительная лексика, к которой относятся диалектизмы. Диалектные слова употребляются в определённой местности, в отдельном регионе, может быть, даже в одном селе. Данные слова не относятся к литературному, нормированному русскому языку. И, конечно, в своих сочинения, документах мы не можем использовать эти слова. (Слайд презентации)
Диалектизмы - слова, ограниченные в употреблении какой- либо местностью.
Известный собиратель диалектных слов- В.И. Даль – описал в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» около 200000 слов. Этот словарь вам знаком. В нем диалектные слова имеют особые пометы, указывающие на место, где они были записаны. Например, откройте словарную статью к слову гавка:.
ГАВКА сиб. утка гага.
- Где это слово употребляется? (В Сибири)
Так как в Брянской области существует особенный диалектный язык, который появился на стыке украинского, белорусского и русского языков, то хотелось бы, чтобы мы с вами более глубоко с ним познакомились. Диалектный язык, существующий в нашем регионе, достаточно изучен и описан в словарях. Обратите внимание, у вас на столах лежит «Брянский областной словарь». Он издан в 2007 году нашим университетом. В нем собрано около 5 тысяч слов.
-Обратите внимание, как расположены словарные статьи в словаре? (Так же, как в других лингвистических словарях - по алфавиту. )
-В каждой словарной статье есть иллюстративный материал, к которому дана помета, в каком районе записано слово. Например, откройте слово дивиться.
- Какое лексическое значение указано для этого слова? (смотреть)
-Какой иллюстративный материал указан? В каких районах записано было это слово? (в Жирятинском, Новозыбковском, Дятьковском).
-Молодцы!
VI.Первичное закрепление.
-Возможно, многие диалектные слова вам известны, ведь у многих из вас есть бабушки или дедушки из сел нашей области. Давайте проверим, значение каких слов вам известны.
1) Игра «Подбери синоним». (Слайд презентации)
Обратите внимание на слайд. Здесь изображены предметы с их диалектными названиями. Вам необходимо подобрать синоним из литературного языка. (Слайд презентации со скрытыми правильными ответами, которые открываются для сверки после озвученных детьми вариантов).
Бурак (свёкла), вочи (глаза), хлопцы (ребята, мальчики), гава (ворона), гарбуз (тыква).
-Итак, молодцы! Вы неплохо справились! Ваш начальный уровень знаний по диалектологии позволяет нам перейти к более сложным заданиям! Но для начала предлагаю размяться!
VII. Физкультминутка.
- Дети, сидя на местах, повторяют движения руками за учителем.
«Кветки»
Наши алые кветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые кветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают!
VIII. Систематизация полученных знаний и умений.
- Как думаете, что значит диалектизм «кветка»? (цветок)
- Это слово тоже в брянских говорах существует, давайте посмотрим, в каких районах оно было зафиксировано? (Трубчевский, Суземский)
1) Игра «Лингвистическая экспертиза»
- К нам за помощью обратились юристы. У них накопилось несколько документов, в которых есть предложения, смысл которых им не совсем понятен, да и данные, кто предоставил эти документы, тоже потерялись. Наша задача, как экспертов, опираясь на диалектный словарь, исправить эти предложения на литературный язык. При этом подскажите юристам, опираясь на пометы в диалектном словаре. из каких районов области могли быть авторы этих предложений.
(Для каждой пары дается свое предложение. При проверке выполнения эталон демонстрируется на слайде).
(На уроке каждое предложение будет представлено на отдельном слайде, в конкурсной работе - на одном - из-за ограниченного количества слайдов презентации)
1. На прясле висели банки, а утром они пропали.(на заборе )-Почепский
2. Около моего дома росла калаколуша.(черемуха).-Мглинский, Клетнянский
3. Буселы прилетели рано. (аисты)-Мглинский
4. Кузики оторвались и потерялись все. (пуговицы)- Погарский
5. Анна дли колодца стоить. (около)- Брасовский
6. Накрыла она его деялом.(одеялом)- Жирятинский, Клетнянский
7. Ты часто потураешь ему. (соглашаешься)- Клинцовский
8. Он был очень суглобым. (хмурым)- Злынковский, Рогнединский
- Скажите, какими частями речи выражены диалектные слова? (разными частями речи).
-Какой вывод можем сделать? (диалектная лексика представлена словами разных частей речи)
2) Игра «Что бы это значило?»
-В диалектной речи нередко встречаются слова, которые употребляются и в литературном языке. Но значения этих лексем различаются. Давайте рассмотрим несколько таких слов, и отметим, какие значения есть в диалектной речи, но отсутствуют в литературной. Сравните значения слов: бумага, прибор, кладка в «Брянском областном словаре» и в «Толковом словаре» С. Ожегова и заполните таблицу. (Работаем по рядам и в парах по одному слову). Подчеркните, пожалуйста, то значение, которое отличает данные слова. (После заполнения таблицы детьми на слайд выводится верный ответ)
Таблица 1.
Слово | Значения в «Брянском областном словаре» | Значения в «Толковом словаре русского языка » С. Ожегова |
Бумага | 1.Материал для письма, печати, рисования. 2. Всякий письменный документ официального характера. 3.Льняное полотно. 4. Хлопчатобумажные нитки. | 1. Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы. Рулонная, листовая б. Газетная б. Типографская б. Писчая б. |
Прибор | 1. Наряд | 1. Приспособление, специальное устройство, аппарат для производства какой-н. работы, управления, регулирования, контроля, вычислений. Измерительный п. Электрические приборы. Световые приборы. 2.Набор принадлежностей для чего-н. Бритвенный п. |
Кладка | 1. Широкая деревянная доска через ручей в качестве мостика для перехода. 2. Мостки у берега реки для стирки белья. | 1. см. класть. |
-Итак, сделаем вывод: каковы значения данных слов в разных словарях?
3) Игра «Переводчик»
-Теперь мы с вами набрались достаточно знаний и умений, чтобы осилить тот текст, который услышали в начале урока. Итак, ваша задача «перевести» его.
Буйная бульба сёлето уродила. Особенно розовые вочки. Вырыли, а тяперь палить надоть бульбашник, пока дожжи не пошли.
(Крупный картофель в этом году уродил. Особенно ранний сорт «розовые глазки». Выкопали, а теперь нужно сжечь сухую картофельную ботву, пока дожди не пошли.)
IX. Подведение итогов.
-Итак, давайте подведем итоги нашего занятия. Что такое диалектные слова? Чем ограничены в употреблении диалектные слова?
- Каковы особенности диалектного языка, существующего на территории Брянской области? В каких словарях описан наш диалектный язык?
- Какова судьба диалектов в современном мире?
X. Объяснение домашнего задания (слайд презентации).
Д.з. 1.Обязательная часть: Стр. 87(знать теоретический материал), упр. 170.
2.Вариативная часть: создать иллюстрированный диалектный словарик (10-15 слов) с опорой на «Словарь брянских говоров» (нарисовать предмет, подписать его диалектное и литературное название).
XI. Рефлексия.
Составь стихотворение (синквейн), которое отразит твое отношение и понимание темы «Диалектизмы».
Правила написания синквейна:
- Первая строка. Кто? Что? Одно существительное, отражающее тему.
- Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
- Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
- Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
- Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.
Спасибо за работу, дорогие диалектологи!
4. Заключение (выводы, позволяющие оценить успешность и результативность представленной работы; рекомендации по применению в практике других педагогов):
1) В ходе активной работы со словарем у ребят формировалось умение им пользоваться: находить необходимые словарные статьи; понимать, что такое иллюстративный материал и пометы; формировалась потребность в более внимательном, вдумчивом отношении к языку. Также у ребят появилось стойкое понимание: если значение, написание или произношение каких- либо слов вызывает затруднение – обращайся к лингвистическому словарю.
2) Создание проблемной ситуации и ее связь с языковыми особенностями малой Родины учащихся помогли усилить их мотивацию в изучении данной темы, способствовали более включенной работе ребят на уроке.
2) Материал урока оказался интересным для учеников: с одной стороны, он опирался на ранее полученные знания и был связан с родным краем; с другой - был нов, неизвестен, однако ребята были в силах справиться с заданиями по «переводу» с диалектного языка на литературный. Работа по сравнению словарных статей способствовала развитию: умений по анализу, умений выявлять общие и различные черты, умений делать выводы. С другой стороны, такая работа дает ясное представление учащимся о различии диалектных слов и слов литературного языка.
3)На данном уроке были организованы индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы, что обеспечило разноплановость деятельности учащихся. Материал был представлен как в устной, так и в наглядной форме в виде презентации, что способствовало лучшему запоминанию информации.
5. Список источников
1. Брянские говоры: сборник научных статей / Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена. - Ленинград : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968―1975
2. Брянский областной словарь сост. Гарбузова Е.П., Клименко Т.И., Кобытева М.Н. и др. Брянск, 2007 г.-389
3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М. : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с. : портр.; 26 см.; ISBN 5-224-04281-X (в пер.)
4. Словарь брянских говоров [Текст]. - Ленинград : ЛГПИ, 1976-. - 26 см.
Вып. 5: Д-Ж / Сост.: Т. Г. Аркадьева и др. - 1988. - 76 с
5. Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. - 1375, Электронные ресурсы:
1.https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Russkij_yazik_proekt_.htm дата обращения: 16.09.22 г
2.https://resh.edu.ru/subject/lesson/6937/conspect/258555/ дата обращения: 15.09.22 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Место диалектологии в школе
Данная работа представляет собой рассмотрение понятия диалектология и оценивается ее место вшкольной программе: сколько часов отведено, в каких классах, какие темы освещены....
Тест по диалектологии на тему: «Метеорология»
Тест обобщает знания, полученные при изучении курса "Русская диалектология"...