Загадки грамматики
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharnutova_t.b._golubeva_d.a._zagadki_grammatiki_1_chas.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение дополнительного образования
Иркутской области
«Центр развития дополнительного образования детей»
РЕКОМЕНДОВАНА: | УТВЕРЖДЕНА: от «___» сентября 2019 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Загадки грамматики»
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: гуманитарная
Форма обучения: очная, с применением
дистанционных образовательных технологий
Разработчик программы:
Харнутова Татьяна Базаровна, педагог дополнительного образования, 1КК
г. Иркутск, 2019 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика образовательной программы,
ее место и роль в образовательном процессе
Дополнительная общеразвивающая программа «Загадки грамматики» разработана на основе:
- Закона «Об образовании» РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Русский язык. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2009. – 144 с. – (Стандарты второго поколения);
- Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету «Русский язык» (5-11 классы);
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их деятельности и самореализации. Настоящая программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Являясь следующим этапом обучения, работа с обучающимися направлена на углубление и обобщение их социокультурного опыта, на основе содержания предметной области «Русский язык», на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, с учётом интеллектуальных возможностей обучающихся.
Отличительной особенностью программы является ее нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).
Педагогические принципы, на которые опирается программа:
непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);
развивающий характер обучения;
рациональное сочетание разных видов деятельности;
обеспечение психологического комфорта;
уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
формирование у ребенка адекватной самооценки;
создание ситуаций успеха;
личностно-ориентированный подход к обучающимся.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора обучающихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности детей в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Задачи программы:
Образовательные:
развитие лингвистических способностей детей, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Развивающие:
развитие языковых компетенций обучающихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
Механизм и условия реализации программы
Адресат программы: обучающиеся с ОВЗ (категория - дети-инвалиды), обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий.
Срок освоения программы: 36 недель, 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по1 часу (индивидуально).
Режим занятий
Этапы образовательного процесса | 2019-2020 учебный год |
Начало учебных занятий (периодов) | с 10 сентября 2019 г. |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 36 |
Промежуточная аттестация | декабрь 2019 г. |
Итоговая аттестация (при завершении изучения ДОП) | май 2020г. |
Окончание учебных занятий (периодов) | 30 мая 2020г. |
Каникулы осенние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы зимние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы весенние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Объем программы: 36 часа.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Разделы | Количество часов | Формы промежуточной | ||
практика | |||||
Вводное занятие. Предмет и задачи программы. Зачем нужна речь. | 1 | - | 1 | ||
1. | В мире слов или Что такое лексика? | 8 | 1 | 7 | |
2. | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. | 1 | 1 | - | |
3. | Из чего состоит слово? | 12 | - | 12 | Промежуточная аттестация - игра «Веселая грамматика» |
4. | Части речи | 6 | 4 | 2 | |
5. | Из истории русской пунктуации | 2 | - | 2 | |
6. | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Стилистика. Типы и стили речи | 4 | 1 | 3 | Итоговая аттестация. Лингвистическая игра |
7. | Подведение итогов года | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 36 | 7 | 29 |
Реализация программы осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом (Приложение 1) и календарным учебным графиком (Приложение 2).
Содержание учебно-тематического плана
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
1. Введение (1 час)
Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы. Диагностическая работа. Зачем нужна речь?
Раздел 1. В мире слов или что такое лексика? (8 часов).
Слова с точки зрения их происхождения. Слова с точки зрения их употребления. Этимология.
Раздел 2. В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка (1 час).
Работа с орфоэпическим словарем. Ударение.
4. Раздел 3. Из чего состоит слово? (12 часов)
Морфемный и словообразовательный разборы.
Орфография и морфемика.
5.Раздел 4. Части речи (6 часов).
Удивительные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Наречие. Глагол. Причастие. Деепричастие.
6. Раздел 5. Из истории русской пунктуации (2 часа)
Сложные случаи пунктуации.
7. Раздел 6. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Стилистика. Типы и стили речи (4 часа)
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.
Стилистика. Типы и стили речи. Работа с текстом. Игра «Словесный мяч».
Долой однообразие!
Итоговая аттестация. Лингвистическая игра.
8. Раздел 7. Подведение итогов года (2 часа)
Лингвистическая игра «Удивительные загадки грамматики». Чему научились? Какие темы показались более интересными (сложными, освоенными, требующими закрепления в начале следующего года). Самые интересные творческие работы.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
уметь коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
уметь правильно, выразительно и осмысленно читать доступные их пониманию тексты с постепенным переходом на более совершенные способы чтения;
уметь подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
уметь находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
уметь пользоваться школьным орфографическим словарем;
уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом, исправлять текст;
различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении.
Метапредметные результаты:
уметь планировать свое речевое и неречевое поведение;
развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.
Личностные результаты:
обучающиеся получат возможность научиться:
формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формировать осознание важности изучения русского языка как средства общения и познания современного мира;
формировать уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию;
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Автоматизированное рабочее место обучающегося:
1. Домашний компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение, соответствующее аппаратно-программному комплексу учителя.
7. Браузер Internet Explorer, Firefox, Safari.
8. Цифровой аппарат.
Автоматизированное рабочее место педагога:
1. Компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение.
7. Сканер
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы «Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт предоставляет обучающимся возможность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
2.2. Краткое описание диагностических методик
Для оценки результативности учебных занятий применяются промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация осуществляется в виде игры «Веселая грамматика».
Критерии оценивания игры «Веселая грамматика»
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого 19 баллов.
«Высокий уровень» - 15-19 баллов
«Средний уровень» - 11-14 баллов
«Низкий уровень» - 5-10 баллов
Итоговая аттестация проводится по завершению изучения программы в форме лингвистической игры.
Критерии оценивания Лингвистической игры
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого 15 баллов.
«Высокий уровень» - 13-15 баллов
«Средний уровень» - 10-12 баллов
«Низкий уровень» - 5-9 баллов
При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными индивидуальными возможностями. К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу.
2.3. Краткое описание методических материалов
На занятиях будут использованы следующие методические материалы:
• инструкционная карта по технике безопасности при работе с компьютером (Приложение 3);
контрольно-измерительные материалы (Приложение 4)
Для реализации программы используются следующие образовательные технологии.
Технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности, способной критически относится к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.
Дистанционная технология – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды. Технологии дистанционного обучения позволяют получать полноценное образование тем, кто по разным причинам оторван от образовательных центров, по состоянию здоровья, особенностям образа жизни, в силу территориальной удаленности.
Личностно-ориентированная технология характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.
Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности. Материал берется посильный для каждого обучающегося.
Формы проведения дистанционных занятий весьма разнообразны, это: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по плану (поисковая, исследовательская, творческая, др.); практическая работа с применением инструкционных карт; тренировочные речевые и грамматические упражнения.
Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.
Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей детей, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность ребенка;
моральное поощрение инициативы и творчества;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практические методы обучения (упражнение, практическая работа).
Программой предусмотрено выполнение творческих работ, участие в конкурсах.
Обучающиеся должны знать, какие формы контроля будут предложены, задания какого содержания придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога и обучающегося
Программы
1. (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011;
2. (ФГОС) Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 7 класс. Москва, «ВАКО», 2013 г.
Учебники
1. (ФГОС) Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.
Методические пособия
1. (ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 7 класс. Москва «ВАКО», 2014;
2. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012 г.;
Рабочая тетрадь
3. (ФГОС) Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь: 7 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2013 г.;
Словари
1. Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012 г.;
Тематические и контрольные тесты
1. (ФГОС) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2013 г.;
Учебные презентации
1. CD: Уроки русского языка Кирилла и Мефодия (7 класс);
Интернет- ресурсы
1. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru.
2. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
3. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
5. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru
7. Учительский портал // http://www.uchportal.ru/
8. Педагогическая копилка // http://ped-kopilka.ru/
9. Опорные схемы по русскому языку //nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/.../opornye-skhemy-po-russkomu-yazyku
10. Панов М. В. Занимательная орфография.bibliogid.ru/krug-chteniya
Словари http://slovarina.ru
Приложение 1
Учебно-тематический план
№ | Дата проведения | Разделы и темы программы | Количество часов | примечание | ||
10.09 – 15.09 | Введение. Цели, задачи и содержание программы. Зачем нужна речь? | 1 | 1 | |||
Раздел 1. В мире слов или Что такое лексика? (8 часов) | ||||||
1.1 | 17.09-21.09 | В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | 1 | 1 | - | |
1.2 | 23.09– 28.09 | В мире слов или Что такое лексика? | 1 | - | ||
1.3 | 30.09 – 05.10 | Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. | 1 | - | 1 | |
1.4 | 07.10 – 12.10 | «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. | 1 | - | 1 | |
1.5 | 14.10 – 19.10 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. | 1 | - | 1 | |
1.6 | 21.10 – 26.10 | Путешествие по России. Диалектные слова. | 1 | - | 1 | |
1.7 | 28.10 – 02.11 | Можно ли самим придумать слово(неологизмы)? | 1 | - | 1 | |
1.8 | 04.11 – 09.11 | Метаграммы. | 1 | - | 1 | |
Раздел 2. В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка (1час) | ||||||
2.1 | 11.11 – 16.11 | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. | 1 | 1 | - | |
3.1 | 18.11 – 23.11 | Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. | 1 | - | 1 | |
3.2 | 25.11 – 30.11 | Морфемы-иностранки. | 1 | - | 1 | |
3.3 | 02.12 – 07.12 | Смотри в корень! | 1 | - | 1 | |
3.4 | 09.12 – 14.12 | Когда без словаря не обойтись? | 1 | - | 1 | |
3.5 | 16.12 – 21.12 | Промежуточная аттестация | 1 | - | 1 | Промежуточная аттестация |
3.6 | 23.12-28.12 | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | 1 | - | 1 | |
3.7 | 13.01 – 18.01 | Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) | 1 | - | 1 | |
3.8 | 20.01 – 25.01 | Суффиксы-волшебники. | 1 | - | 1 | |
3.9 | 27.01 -01.02 | Морфемы, которые могут изменяться в слове | 1 | - | 1 | |
3.10 | 03.02 -08.02 | О, Е, Ё после шипящих | 1 | -- | 1 | |
3.11 | 10.02 – 15.02 | Роль Ъ и Ь знаков в слове | 1 | - | 1 | |
3.12 | 17.02 – 22.02 | И и Ы после Ц | 1 | - | 1 | |
Раздел 4. Части речи (6 часов) | ||||||
4.1 | 24.02 - 29.02 | Путешествие в город существительных | 1 | 1 | - | |
4.2 | 02.03 – 07.03 | Страна Глаголия | 1 | - | 1 | |
4.3 | 09.03 – 14.03 | «Вместо имени». Разряды местоимений. | 1 | 1 | ||
4.4 | 16.03 – 21.03 | Описательные слова | 1 | - | 1 | |
4.5 | 23.03 – 28.03 | В гостях у наречия | 1 | 1 | ||
4.6 | 30.03 - 04.04 | Особое деепричастие. | 1 | 1 | ||
Раздел 5. Из истории русской пунктуации (2 часа) | ||||||
5.1 | 06.04 – 11.04 | Из истории русской пунктуации. | 1 | - | 1 | |
5.2 | 13.04 – 18.04 | Коварные знаки препинания. | 1 | - | 1 | |
Раздел 6. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Стилистика. Типы и стили речи (4 часов) | ||||||
6.1 | 20.04 – 25.04 | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | 1 | 1 | - | |
6.2 | 27.04 – 02.05 | Стилистика. Типы и стили речи. | 1 | 1 | ||
6.3 | 04.05 – 09.05 | Долой однообразие! | 1 | - | 1 | |
6.4 | 11.05 – 16.05 | Игра «Для чего нужно изучать русский язык?» | 1 | - | 1 | |
Раздел 7. Подведение итогов года (2 часа) | ||||||
7.1 | 18.05 – 23.05 | Итоговая аттестация Лингвистическая игра | 1 | - | 1 | Итоговая аттестация |
7.2 | 25.05 30.05 | Чему научились? Какие темы показались более интересными (сложными, освоенными, требующими закрепления в начале следующего года). Самые интересные творческие работы. | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 36 | 7 | 29 |
Приложение 2
Календарный учебный график
Раздел \ месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Введение | 1 ч | ||||||||
Раздел 1 | 2 ч | 4ч | 2ч | ||||||
Раздел 2 | 2 ч | ||||||||
Раздел 3 | 2 ч | 4 ч | 3ч | 3ч | |||||
Раздел 4 | 1ч | 4ч | 1ч | ||||||
Раздел 5 | 2ч | ||||||||
Раздел 6 | 1 ч | 2ч | |||||||
Раздел 7 | 2 ч | ||||||||
Промежуточная аттестация | Промежуточная аттестация — контрольная работа | ||||||||
Итоговая аттестация | Итоговая аттестация — контрольная работа | ||||||||
Всего: 36 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Объем 2019-2020 уч. год | 36 учебных часов |
Приложение 3
Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий
1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога.
2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.
4. Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
5. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.
6. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
7. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Приложение 4
Контрольно-измерительные материалы
Диагностическая работа
1. Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.
А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
Б) Его вклад в общее дело был существенен.
2. Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
3. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.
4. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.
5. Выпишите из предложения все словосочетания.
Робко засветились на небе первые звездочки
6. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?
7. Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, ланиты, уста, очи, выя.
8. С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.
9. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …
Промежуточная аттестация. Игра «Веселая грамматика».
Конкурс «Всезнайка»
1. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1) В слове ПРОПАСТЬ буква С обозначает звук [С`].
2) В слове МАЯК буква Я обозначает один звук.
3) В слове ЧУВСТВОВАЛ букв больше, чем звуков.
4) В слове ИЗВЕСТИЕ 4 слога.
2. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) предыюльский 2) небольшой 3) сразу 4) быстро
3. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.
А) ДРУГИЕ ребята высаживали цветы около школы.
Б) Здоровье ДОРОЖЕ золота.
В) ЧЕТВЕРТЫЕ сутки пылают зарницы.
ЧАСТЬ РЕЧИ
наречие
прилагательное
числительное
местоимение
4. В характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?
1) ШЕСТЕРО (щенят) – собирательное числительное
2) МЕНЯ – возвратное местоимение
3) РАЙОННОЕ (отделение) – относительное прилагательное
4) ПАЛЬТО – несклоняемое существительное
В каком случае в форме слова допущена ОШИБКА?
около ПОЛУТОРАСТА книг
пара НОСКОВ
ОБОИМИ рукавами
широкое АВЕНЮ
Конкурс «Эрудит»
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
обог..щение, к..снуться
щ..бетать, пост..лить
з..ря, р..сток
акв..рельный, приг..реть
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
пр..возмочь боль, пр..писать нолик
в..думать, не..гибаемый
необ..ятный, зав..южило
пред..стория, небез..звестный
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
снеж..к, пережж..т
рыж..го, крыж..вник
чтец..в, чуж..го
щ..ки, кумач..вый
В каком ряду в обоих словах пропущен Ь?
обознач..те, девят..сот
пят..сот, пят..надцать
(лес) дремуч.., брош..
шалаш.., поможеш..
В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?
ю..ый, торфя..ой
серебря..ый, утре..ий
ути..ый, карма..ый
телефо..ый, витри..ый
Конкурс «Грамотей».
В каком ряду оба слова пишутся слитно?
(не)что, (кое)кто
(ни)кто, (не)чем
что(то), кто(нибудь)
не(с)кем, кто(либо)
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
разворач..вать, реч..вой
задумч..вый, алюмини..вый
откле..ваться, неуживч..вый
замш..вый, клетч..тый
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
сдерж..шь слово, побывать в Япони..
утренн.м солнцем, простудился на мороз..
в семидесят.. верстах, се..тся дождь
никто не услыш..т, на лазурн..м берегу
В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не расставлены)?
В Приморье много закрытых бухт и заливов.
По поведению некоторых животных люди могут определить приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
Конкурс «Мастер слова»
Прочитайте текст.
Письмо в своем историческом развитии прошло много этапов. 2. Так, древний «язык рисунков» называется лингвистами пиктографией. 3. Он существовал у народов всего мира: и у индейцев, и у папуасов, и у эскимосов, и у бушменов. 4. Однако первым шагом к настоящему письму были ребусные написания, использование слов-омонимов или близко звучащих слов. 5. Сделали этот шаг шумеры 5-6 тысячелетий назад. 6. По-шумерски, знак «ти», который обозначает стрелу, использовался и для записи слова «жизнь», которое звучит так же, как слово «стрела».
Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?
Первый шаг от пиктографии к настоящему письму сделали шумеры, которые использовали один знак для записи разных слов.
Пиктография – это попытка записи звуковой речи, где каждый знак обозначал слово целиком.
Пиктография была у каждого народа, живущего на уровне первобытно-общинного строя.
По-шумерски, знаки, используемые для записи слов «стрела» и «жизнь», одинаковы.
Замените слово БЛИЗКО из предложения 4 синонимом (одним словом). Напишите это слово._________________
Из предложений 4-6 найдите сложное предложение. Напишите номер предложения. ___________________________
Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
Каким членом предложения является выделенное слово?
Сделали ЭТОТ шаг шумеры 5-6 тысячелетий назад.
Критерии оценивания игры «Веселая грамматика»
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого 19 баллов.
«Высокий уровень» - 15-19 баллов
«Средний уровень» - 11-14 баллов
«Низкий уровень» - 5-10 баллов
Итоговая аттестация. Лингвистическая игра
В какой строке во всех словах не нужен мягкий знак?
А. молодёж…, чертёж…, марш…, мыш…
Б. калач…, ландыш…, пляж…, доч…
В. ералаш…, луч…, фарш…, завуч…
Г. скрипач…, печ…, гореч…, кулич…
Какая запись не является словосочетанием?
А. жил старик;
Б. жил у моря;
В. у синего моря;
Г. жил со старухой.
Объясни значение фразеологизма.
Держать язык за зубами.
А. не открывать рот;
Б. не разжимать губы;
В. никому не показывать язык;
Г. уметь хранить секреты.
Сколько предложений в тексте?
Этот писатель мне очень нравится его зовут Виктор Драгунский он писал рассказы и для детей, и для взрослых какие весёлые и загадочные названия придуманы им для своих рассказов постоянного героя его рассказов зовут Дениска.
А. 4;
Б. 3;
В. 5;
Г. 6.
Сколько звуков в слове сияние?
А. 5;
Б. 6;
В. 7;
Г. 8.
В суффиксе какого глагола пишется И?
А. слуш…л;
Б. брос…л;
В. обид…л;
Г. се…л.
В каком слове надо писать непроизносимую согласную Т?
А. радос…ный;
Б. опас…ный;
В. небес…ный;
Г. ужас…ный.
Найди побудительное предложение.
А. Заглянули мальчики в кузницу.
Б. Расскажи мне, бабушка, про ваши старые года!
В. У муравьеда узкая мордочка и длинный липкий язык.
Г. Земля - наш общий дом.
Как называется изменение имён существительных по падежам?
А. спряжение;
Б. изменение;
В. обобщение;
Г. склонение.
Укажи антоним к слову помогать.
А. прогонять;
Б. мешать;
В. помощник;
Г. выручать.
Какое слово по строению отличается от других?
А. выпечка;
Б. причёска;
В. полянка;
Г. повозка.
Какой общий признак у глаголов засветишь и затихаете?
А. глаголы будущего времени;
Б. глаголы единственного числа;
В. у глаголов можно определить род;
Г. глаголы 2-го лица.
У какого глагола можно образовать три формы времени?
А. просыпаться;
Б. загреметь;
В. проговорить;
Г. замолчать.
Сколько мягких согласных в словах этих предложений?
У Юры на окне сад. Тут и фиалки, и герань, и кактус, и алоэ, и лимон, и даже мята.
А. 8;
Б. 9;
В. 7;
Г. 6.
Найди неверное утверждение.
А. Предложение имеет грамматическую основу.
Б. Предложение - это набор разных слов.
В. Предложения бывают простые и сложные.
Г. Предложение выражает законченную мысль.
Критерии оценивания Лингвистической игры
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого 15 баллов.
«Высокий уровень» - 13-15 баллов
«Средний уровень» - 10-12 баллов
«Низкий уровень» - 5-9 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"
коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....
загадки.2 класс
Загадки сочинили дети 2 класса...
Загадки о спорте
Загадки с ответами по различным видам спорта....
Музыкальные загадки
Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в работу....
Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.
На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...
Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 5 класса.Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 6 класса.
Контрольные вопросы по предмету "Грамматика русского языка" для 5-6 классов состоят из пятнадцати вопросов каждая. Целью этих работ является проверка ЗУН по изучаемой дисциплине в течении данног...
Загадки. Логические загадки с подвохом
Загадки. Логические загадки с подвохом...