Программа по социализации обучающихся по русскому языку и литературе «Познание и творчество»
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать своивозможности. Для этого между педагогом и ребёнком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по социализации обучающихся по русскому языку и литературе
«Познание и творчество.
Пояснительная записка.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга
Основные цели воспитательной деятельности:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание экологической культуры, ценностного отношения к природе;
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
воспитание ценностного отношения к прекрасному;
Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно - исторических ценностей, развитие творческой активности.
Актуальность
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать своивозможности. Для этого между педагогом и ребёнком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
Цель программы: создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности, создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации,профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
-формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства
сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции,
-создание условий для самовыражения обучающихся,
-формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,
-интеграция учебной деятельности и воспитательной работы,
-содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,
-содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,
-развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской,
социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской
деятельности, личностно-адаптивной).
Сроки реализации программы: 1 год
Формы реализации:
-изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение,
индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини - исследования);
-систематическое посещение уроков;
-дискуссии, диспуты, викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
-ролевые, деловые, образовательные игры, «круглые столы»;
-экскурсии, походы;
-соревнования;
-викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
Методы:
1.Метод беседы. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы учитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша.
2.Метод убеждения. Представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути - убеждение словом и (или) убеждение делом. Но это не только слово или поступки взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического процесса.
3.Коллективное мнение. Этот метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми.
4.Упражнение. Представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, о семье, школе и т.д., организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения.
5.Воспитывающие ситуации. Это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом.
Содержание программы представлено в шести направлениях, по которым работает классный коллектив
I.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Виды деятельности:
- изучение обучающимися правовых норм государства, законов и формирование
ответственного к ним отношения;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения. Содержание программы представлено в шести направлениях, по которым работает классный коллектив
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся;
- изучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество;
- развитие патриотических чувств обучающихся через организацию проведения внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм;
- создание условий для проявления истинного патриотизма обучающихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;
- посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
- демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;
- формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма;
-изучение Конституции РФ, знакомство с героическими страницами истории России, культурой родного края.
Формы работы:
1.Уроки литературы.
2. Цикл классных часов «Я – гражданин России».
3.Урок мужества «Герои Победы», посвященный Дню Освобождения Смоленска.
4.Конкурсная программа, посвященная Дню Защитника Отечества.
6.Участие в акции «Помощь ветерану».
7.Участие в спортивном празднике, посвященном Дню Победы.
10.Экскурсии в историко-краеведческий музей г. Дорогобужа.
11.Классные часы, посвящённые Дню Героев Отечества.
12.Экскурсия в школьный краеведческий музей.
II. Воспитание социальной ответственности и компетентности.
Виды деятельности:
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков общежития;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию гражданской позиции учащихся;
- формирование культуры проявления социальной ответственности и компетентности;
-участие в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума, разработка и участие в социальных проектах.
Формы работы:
1. Участие в социальном проекте «Наш школьный двор», «Чистый двор».
2.Участие в акции «День правовой помощи детям»
3. Интеллектуальная игра по русскому языку «Путешествие в страну «Лексика».
4.Участие в праздниках: «Мисс Осень», «Учитель, перед именем твоим…», «Масленица», «Новогоднее представление» и др.
5.Участие в Неделе детской и юношеской книги, встречи с представителями районной библиотеки.
III. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Виды деятельности:
-знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей,подготовка и проведение бесед, вечеров, создание творческих проектов. Участие в
акциях, делах благотворительности, милосердия.
Формы работы:
1.Уроки литературы.
2.Цикл классных часов «Основы этической культуры».
3.Литературный вечер: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я
лирой пробуждал» (нравственный опыт поколений).
4.Участие в общешкольном проекте «Семейные ценности».
5.Участие в акции «Подари ребенку радость».
IV.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Виды деятельности:
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков экологической культуры и поведения;
- изучение способов и правил выживания в экстремальных условиях;
- изучение природных условий, рельефа, климата, растительного и животного мира родного края и страны;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
- профилактика употребления ПАВ;
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
-получение представлений о здоровом образе жизни, участие в проведении школьных спартакиад, эстафет, составление правильного режима дня, оказание первой медицинской помощи.
Формы работы:
1.Цикл бесед о здоровом питании.
2.Родительское собрание по проблемам возрастных особенностей обучающихся
класса (с приглашением медицинского работника).
3.Участие в конкурсе рассказов «Наши четвероногие друзья».
4. Участие в общешкольном празднике «Зимние забавы».
5. Конкурсы презентаций, видеороликов, сочинений по вопросам профилактики вредных привычек.
V. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Виды деятельности: общественно полезная деятельность на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, обретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми в учебно-трудовой деятельности.
Формы работы:
1.Участие в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе.
2.Классный час: «Профессии моих родителей».
4.Участие в трудовых десантах.
5.Участие в озеленении классного кабинета и пришкольной территории.
6.Участие в конкурсе сочинений «Профессии милосердия и добра».
8.Экскурсии на предприятие села.
VI. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
Виды деятельности: развитие чувства прекрасного и эстетического вкуса – желание и готовность к восприятию и оценке красоты в искусстве, природе, обыденной действительности.
Развитие творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической культуры, их стремления к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям.
Формы работы:
1.Уроки литературы, интегрированные уроки литературы и музыки.
2.Классный час, посвящённый 125-летию со дня рождения С.А.Есенина «Я сердцем никогда не лгу»
3.Участие в празднике, посвящённом 85-летию со дня рождения Н.М.Рубцова «В этой деревне огни не погашены».
4. Конкурс презентаций ко дню матери «Лучшая мама на свете!»
5.Художественное оформление кабинета, классного уголка к открытым классным и общешкольным мероприятиям.
Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:
-мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
-творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
-духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
-гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
-любящей свою малую и большую Родину;
-знающей и хранящей традиции;
-ведущей здоровый образ жизни;
-свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственно достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе
Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.
В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....
Интегрированный тест по русскому языку и литературе (Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина, 10 класс)
Интегрированный тест, предложенный учащимся после изучения в 10 классе творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина, позволит учителю проверить и оценить знания учащихся как по русскому языку (орфография), так и ...
Программа по социализации обучающихся по иностранному языку
В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для ...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя русского языка и литературы Овчинниковой Валентины Григорьевны
Проблема детской одаренности становится все более актуальной. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям глубокие знания, но и развивать творческие способности каждого ребенка....
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....
«Программа по выявлению, развитию и оценке способностей обучающихся (предмет: русский язык и литература)»
Программа помогает выявить способности обучающихся по предметам русский язык и литератураа...