что такое функциональная грамотность
материал по русскому языку (5 класс)
в помощь учителям русского языка и литературы 5 класса. В статье рассматривается вопрос "Что такое функциональная грамотность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_funkts_gram.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока русского языка и литературы.
Одной из главных тем в сфере образования становится функциональная грамотность. Что это такое?
Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году. Тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». В 1978 году ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].
В 1990 году ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности. Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности с 2002 по 2012 гг. В декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники».
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая, финансовая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Грамотность чтения – что это? Под грамотностью чтения предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности
В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить два направления:
1. ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
2. формирование функциональной грамотности в качестве дополнительного и предпрофессионального образования для школьников.
Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель и должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению через проблемное обучение.
Так как задания PISA – это отдельный текст, то надо научить работать с текстом. Для работы с текстом есть много приемов, которые можно отработать с обучающимися 5-11 классов непосредственно на уроках.
Работу надо начинать с 5 класса, когда дети имеют какие-то отдельные знания по предмету, но они еще не выстроились в систему. На уроках при изучении темы можно использовать прием «Инсерт». Он заключается в том, что при чтении текста параграфа, обучающиеся на полях (карандашом, и этот момент обязателен) ставят пометки «+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - хочу узнать, «!» - вызвало удивление. А затем по ходу урока, обучающиеся узнают какие-то факты, получают ответы на вопросы, углубляют уже имеющиеся знания.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественного произведения. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать его возможно при опоре на следующие виды деятельности:
- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов;
- характеристика героя;
- написание отзыва;
- написание сочинения.
Обязательный элемент урока литературы – беседа, ответы на вопросы.
После ознакомления обучающихся с произведением задаются вопросы:
- Понравилось ли вам произведение?
- Как вы относитесь к героям?
- Каково отношение к ним автора?
- Какова главная мысль, идея произведения?
Отвечая на вопросы, дети уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты, с большей заинтересованностью относятся к прочитанному.
Но хочется отметить, что у современных детей интерес к чтению падает. А потому одной из главных задач учителя литературы является повышение у учащихся интереса к чтению.
Чтобы повысить интерес к чтению, можно использовать некоторые приёмы современных педагогических технологий.
Один из приёмов ТРКМ – чтение с остановками. Его использование позволяет не только развивать мышление, но и раскрывать творческий потенциал обучающихся.
Один из приёмов, который часто применяется на уроке или в качестве домашнего задания: придумать вопросы к произведению. Ребята учатся задавать не только простые, «тонкие» вопросы, но и проблемные, «толстые» вопросы.
Еще один из элементов ТРКМ – синквейн. Удобно использовать такой приём для обобщения не только материала одного урока или какой-то одной темы, но и для сравнения, например, героев разных произведений.
Важными составляющими современного урока являются
- презентации,
- музыкальные композиции,
- прослушивание художественных текстов в актёрском исполнении,
- заочные экскурсии по литературным местам.
Всё это находит применение на уроках литературы.
Для того чтобы повысить читательский интерес обучающихся, применяются также проектные технологии, которые очень тесно связаны с ИКТ. Многие проекты выходят за рамки урока и осуществляются во внеурочной деятельности.
Несомненно, на уроке должно звучать эмоциональное, выразительное чтение учителем стихотворения, отрывка прозаического произведения, которое вдохновит ребят на такое же чтение, заинтересует их.
Способствует развитию интереса к чтению и так называемое «домашнее чтение». Учащиеся читают дома произведения по своему выбору, готовят их пересказ, вопросы к ним, создают иллюстрации. На уроке они пересказывают, задают вопросы, отвечают на них. Все задействованы, всем интересно. И, возможно, кому-то захочется прочитать ещё какие-либо произведения.
Развивают ребят, вызывают интерес к чтению письменные творческие задания: написание сочинений, сказок. Кроме того, иногда дается такое задание: придумать свою концовку произведения (не для того, чтобы поспорить с писателем, а для того, чтобы дать ребятам возможность пофантазировать). Например, в 6 классе после прочтения романа А. С. Пушкина «Дубровский» ребята, кроме того, что пишут программное сочинение, придумывают свою концовку романа (в таких работах обычно добро торжествует над злом, а главные герои обретают счастье).
Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления — читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность. Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. При этом основными параметрами оценки читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения. В PISA тестовые вопросы по уровню читательских умений варьируются от самых простых, требующих поверхностного и буквального понимания, до самых сложных. Для качественной интерпретации результатов выполнения тестовых вопросов международная шкала PISA-2012 была разделена на семь уровней, используемых при оценивании читательской грамотности школьников. Каждый уровень содержит целый спектр читательских умений, включающих три категории — доступ и извлечение, интеграция и интерпретация, размышление и оценка. Все эти учебные задания присутствуют во всех учебниках, во-первых, и, во-вторых, при измерении читательской грамотности используются все виды текстов: – «сплошные тексты», как правило, это художественные тексты; – «несплошные тексты», которые содержат информационные единицы (таблицы, графики, диаграммы); – «смешанные тексты», которые содержат вербальные и невербальные элементы; – «составные тексты», они соединяют несколько текстов различных не только по содержанию, но и по формату. Безусловно, во всех учебниках, независимо от изучаемого предмета имеются все эти виды учебных текстов. С учетом поставленных целей и задач изменились роль и место учителя в образовательном процессе. Сегодня учитель исполняет не только контролирующую функцию в приобретении знаний, умений и навыков, но и становится организатором, менеджером образовательного (познавательного) процесса в классе. Он формирует такую образовательную среду, в которой организованы цикл мероприятий и командная работа учащихся, определяются информационные источники и обеспечивается их доступность, создается атмосфера сотрудничества в коллективе учащихся. Особое значение в условиях реализации компетентностного подхода приобретает система оценивания достижений учащегося. Контроль со стороны учителя не утратил своего значения, однако для увеличения эффективности и усиления мотивации учащегося чрезвычайно важно увеличить количество инстанций оценивания. Особенно важны оказываются: внешнее оценивание, для чего необходимо увеличить частоту и активность участия учащихся в олимпиадном и конкурсном движении, а также регулярное проведение срезовых тестирований к составлению и проверке которых привлекаются учителя-предметники, не работающие в данном классе; взаимооценивание, для которого учащиеся должны иметь четко определенные критерии оценивания и которое позволяет развить критическое мышление; самооценивание, благодаря использованию которого ученик не только получает адекватное представление о своих достижениях, но и может спланировать дальнейшую учебную деятельность; портфолио, позволяющее увидеть динамику учебных и внеучебных достижений ученика за определенный период времени. Как учитель русского языка и литературы большое внимание уделяю тому, чтобы речь наших детей была богатой, образной, выразительной, насыщенной. Этому во многом способствуют уроки развития речи. Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем звене: изучаются тексты разных типов и стилей. При работе над текстами разных типов и стилей можно использовать план анализа текста, алгоритм разбора текста.
Алгоритм разбора лингвистического текста Тема текста… Идея… Микротема… Тип речи… Стиль речи… Изобразительно-выразительные средства… Предложения с однородными членами… Лексическое значение слов(2–3)… Подбор синонимов(2–3)… Различные виды орфограмм… Простые и сложные предложения…
Алгоритм разбора текста художественного стиля. Тема текста… Идея… Эмоционально-окрашенные слова… Изобразительно-выразительные средства… Настроение и чувства автора. Характеристика героев … Описание природы… Особенности художественного стиля…
Основные составляющие по обучению функциональной грамотности: Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. Развитие устной и письменной речи: – развитие орфоэпических навыков; – работа по обогащению словарного запаса; – развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; – развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; – развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи. В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: – определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план – прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой урока; – вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль отношения к тексту. Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста.
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются. По ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю. Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ? Из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю. Подробно изложи текст публицистического стиля. Определи тип и стиль текстов.
В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.
Таким образом, в течение нескольких лет ведется целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.
В 5-м классе даются такие понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как строительный материал предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок. Особое внимание обращается на упражнения, задания, которые способствуют обучению различным видам чтения текста, работе по обогащению словарного запаса учащихся, переведению пассивного словарного запаса в активный. Преследуется цель помочь учащимся использовать умения и навыки чтения и письма для получения информации из текстов и для создания собственных текстов, как в устной, так и в письменной форме, развивать орфоэпические навыки, умение говорить и читать с соблюдением норм произношения звуков и ударения, правильной интонации; На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему. На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю и умею…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка, о суффиксах и приставках,, о необходимости использования однородных членов, создание собственных текстов: «Характер моего лучшего друга» — сочинение с использованием существительных общего рода; «Мой день» — сочинение-повествование с использованием несклоняемых имен существительных. Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Изучающее чтение учебно-научного текста сопровождается следующими заданиями: прочитать, определить количество частей, поставить вопрос к каждой части, составить план, вычленить из текста новую информацию, сформулировать главную мысль теста. Учащиеся должны владеть такими понятиями такими понятиями: как диалог, монолог, текст, структура текста, абзац, функции абзаца, способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь, определяют стилистическую окраску слова (слова нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные),стили речи(разговорный, художественный, научный),умеют читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением, владеют отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста, выделяют в учебно-научном тексте ключевые слова, составляют план. В художественном тексте определяют тему, основную мысль(авторский замысел), пересказывают текст подробно и сжато, понимают основные отличия текстов-описаний, повествований, пишут элементарные тексты этих типов, определяют стиль текста, письменно излагают художественный и учебно-научный текст; пытаются использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксические конструкции (однородные члены предложения, соединенные разными способами, обращения, вводные слова риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения). Последовательно развивают мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делают абзацные отступы; озаглавливают текст, пользуясь разными типами заголовков. Работа над связным текстом очень важна. Восприятие любого текста — процесс творческий. Научиться понимать тонкости языка — значит грамотно писать. Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры или фрагменты. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как: «Четвёртый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение». Развитию функциональной грамотности способствует применение приемов технологии критического мышления: Вопросы на стикерах. Этот прием очень хорошо работает на уроках. Вместе с учащимися применяли его так: сначала они изучили текст, предложенный учителем, затем сформулировали вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему и записали их на стикерах. Затем сгруппировали эти вопросы по категориям сложности, а потом отвечали на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности. Активность класса возрастает, текст изучается достаточно глубоко, информация надолго остается в голове учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пред...