Обучение сжатию текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Упражнения для тренировки написания сжатого изложения. Опыт коллег
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_obucheniya_priemam_szhatiya_teksta.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для обучения приемам сжатия текста
Упражнение 1. Сократите предложения, используя приёмы сжатия.
- Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением чего является фразеологизм как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озёр, какие чудесные растут леса.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ввечеру Иван Иванович надевает бекешу и идёт куда-нибудь: или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Если весной водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде снежинок.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Несколько лет назад, после долгого перерыва, мне вновь довелось побывать на родной Смоленщине, в некогда диких, лесных, захолустных уголках, где проходило моё детство.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Солнце давно золотило верхушки лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался всё новыми уголками, которые открывала красавица река, ещ¸ окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело — мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления, но есть ещё одна важная сфера воспитания — воспитание души.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- У подножий деревьев лежали сизые, перепутавшиеся тени, которые казались неподвижными, но я знал: тени очень медленно движутся, сплетаются новыми узорами по мере того, как в небе медленно движется луна, и я с нетерпением ждал сплетения этих узоров.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Упражнение 2. Замените словосочетания синонимичными словами.
Привести доказательство — _________________________________________________________________
проявлять интерес — ______________________________________________________________________
выдвинуть предположение — _______________________________________________________________
одержать побед — _________________________________________________________________________
изъявлять желание — ______________________________________________________________________
обдумывать план — _______________________________________________________________________
иметь отличие — __________________________________________________________________________
сделать заключение — _____________________________________________________________________
выдвинуть опровержение — ________________________________________________________________
проходить обучение — _____________________________________________________________________
давать согласие — _________________________________________________________________________
вести расследование — _____________________________________________________________________
вносить коррективы — _____________________________________________________________________
Упражнение 3. Сократите предложения, заменяя выделенные словосочетания одним словом.
1. Песчаные почвы легко подвергаются обработке .
______________________________________________
2. Плоды финиковой пальмы отличаются калорийностью и питательностью.
_______________________________________________
3. Гелий находит широкое применение в лабораториях в качестве хладоносителя. ________________________________________________
4. Гости невольно обратили внимание на стоящий среди комнаты рояль.
_______________________________________________
5. Он имел намерение заехать в имение соседей накануне Рождества.
________________________________________________
Упражнение 4. Замените однородные члены обобщающим словом.
1. И жалкие кусты ив, и волны, взбегавшие на берег, — всё готовилось к ночному покою.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Из-за ветра не было слышно ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате, ни стука лап собаки, бегавшей по дому.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Мальчик с удовольствием читал жизнеописания Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря и в мечтах видел себя на бранном поле.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 5. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами или предложно-падежными конструкциями.
1. Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в десять тысяч раз.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно усилить защитные свойства организма.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Когда редактор прочитал рукопись вторично, он убедился, что она нуждается в серьёзной доработке.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Когда летом льют грозовые дожди, вода скапливается в лощине.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Для того чтобы решить задачу по физике, мало знать законы, нужно их ещё и понимать.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если не изучать поэзию, нельзя писать стихи.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Хотя путник не знал дороги, он всё-таки вышел к посёлку.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Многие поэты пользуются словесными образами, для того чтобы создать лирическую экспрессию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Мы спустились в долину, чтобы подыскать удобное для отдыха место.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 6. Изложите содержание сложных предложений в форме простых предложений.
1. Каждая эпоха, каждое событие накладывают свою печать на выразительность художественной формы архитектурных сооружений, которые являются каменной летописью мира,так как архитектура говорит о развитии культуры не существующего уже народа.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ещё в конце ХIХ века было доказано, что микроорганизмы способны к образованию метана.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Было установлено, что частота пульса зависит не только от функционального состояния животных, но и от сезона года.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 7. Передайте содержание фрагментов текста одним предложением.
1. Иногда я вс¸ же приезжал сюда. И с каждым моим приездом сад становился всё, больше, он разрастался на глазах. И дом старел. И хозяйка его становилась старше.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Для того чтобы получить необходимые сведения о древних зданиях, надо «разговорить» камни, из которых они построены. Ведь камни являются немыми свидетелями той эпохи, когда строилось здание. И вот для того, чтобы получить информацию, которую таят в себе строительные камни, надо уметь прочесть «непонятные» надписи, начертанные на них временем. а как? В этом нам помогут история, древнерусская архитектура, а также геология и палеонтология.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Компания LG на днях продемонстрировала гибкий электронный дисплей газетного формата, который должен стать первым шагом в создании нового поколения е-ридеров. С помощью своего изобретения компания LG намерена осуществить революцию в области периодических изданий.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На холодной земле и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих; к ним относятся котики, тюлени и моржи. По происхождению это наземные животные, которые приспособились к морской среде: в ходе эволюции их тело адаптировалось к жизни в воде.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.
В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...
Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)
Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия
Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и конкретными примерами и текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...
Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия
Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...