Обучение сжатию текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Абрамова Евгения Александровна

Упражнения для тренировки написания сжатого изложения. Опыт коллег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_obucheniya_priemam_szhatiya_teksta.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для обучения приемам сжатия текста

Упражнение 1. Сократите предложения, используя приёмы сжатия.

  1. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением чего является фразеологизм как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озёр, какие чудесные растут леса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ввечеру Иван Иванович надевает бекешу и идёт куда-нибудь: или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если весной водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде снежинок.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Несколько лет назад, после долгого перерыва, мне вновь довелось побывать на родной Смоленщине, в некогда диких, лесных, захолустных уголках, где проходило моё детство.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Солнце давно золотило верхушки лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался всё новыми уголками, которые открывала красавица река, ещ¸ окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело — мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления, но есть ещё одна важная сфера воспитания — воспитание души.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. У подножий деревьев лежали сизые, перепутавшиеся тени, которые казались неподвижными, но я знал: тени очень медленно движутся, сплетаются новыми узорами по мере того, как в небе медленно движется луна, и я с нетерпением ждал сплетения этих узоров.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Упражнение 2. Замените словосочетания синонимичными словами.

Привести доказательство — _________________________________________________________________

проявлять интерес — ______________________________________________________________________

выдвинуть предположение — _______________________________________________________________

одержать побед — _________________________________________________________________________

 изъявлять желание — ______________________________________________________________________

обдумывать план — _______________________________________________________________________

иметь отличие — __________________________________________________________________________

сделать заключение — _____________________________________________________________________

выдвинуть опровержение — ________________________________________________________________

проходить обучение — _____________________________________________________________________

давать согласие — _________________________________________________________________________

вести расследование — _____________________________________________________________________

вносить коррективы — _____________________________________________________________________

Упражнение 3. Сократите предложения, заменяя выделенные словосочетания одним словом.

1. Песчаные почвы легко подвергаются обработке .

 ______________________________________________

2. Плоды финиковой пальмы отличаются калорийностью и питательностью.

_______________________________________________

3. Гелий находит широкое применение в лабораториях в качестве хладоносителя. ________________________________________________

4. Гости невольно обратили внимание на стоящий среди комнаты рояль.

_______________________________________________

5. Он имел намерение заехать в имение соседей накануне Рождества.

________________________________________________

Упражнение 4. Замените однородные члены обобщающим словом.

1. И жалкие кусты ив, и волны, взбегавшие на берег, — всё готовилось к ночному покою.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Из-за ветра не было слышно ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате, ни стука лап собаки, бегавшей по дому.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Мальчик с удовольствием читал жизнеописания Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря и в мечтах видел себя на бранном поле.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 5. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами или предложно-падежными конструкциями.

1. Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в десять тысяч раз.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно усилить защитные свойства организма.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Когда редактор прочитал рукопись вторично, он убедился, что она нуждается в серьёзной доработке.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Когда летом льют грозовые дожди, вода скапливается в лощине.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Для того чтобы решить задачу по физике, мало знать законы, нужно их ещё и понимать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Если не изучать поэзию, нельзя писать стихи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Хотя путник не знал дороги, он всё-таки вышел к посёлку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Многие поэты пользуются словесными образами, для того чтобы создать лирическую экспрессию.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Мы спустились в долину, чтобы подыскать удобное для отдыха место.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 6. Изложите содержание сложных предложений в форме простых предложений.

1. Каждая эпоха, каждое событие накладывают свою печать на выразительность художественной формы архитектурных сооружений, которые являются каменной летописью мира,так как архитектура говорит о развитии культуры не существующего уже народа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ещё в конце ХIХ века было доказано, что микроорганизмы способны к образованию метана.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Было установлено, что частота пульса зависит не только от функционального состояния животных, но и от сезона года.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 7. Передайте содержание фрагментов текста одним предложением.

1. Иногда я вс¸ же приезжал сюда. И с каждым моим приездом сад становился всё, больше, он разрастался на глазах. И дом старел. И хозяйка его становилась старше.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Для того чтобы получить необходимые сведения о древних зданиях, надо «разговорить» камни, из которых они построены. Ведь камни являются немыми свидетелями той эпохи, когда строилось здание. И вот для того, чтобы получить информацию, которую таят в себе строительные камни, надо уметь прочесть «непонятные» надписи, начертанные на них временем. а как? В этом нам помогут история, древнерусская архитектура, а также геология и палеонтология.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Компания LG на днях продемонстрировала гибкий электронный дисплей газетного формата, который должен стать первым шагом в создании нового поколения е-ридеров. С помощью своего изобретения компания LG намерена осуществить революцию в области периодических изданий.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. На холодной земле и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих; к ним относятся котики, тюлени и моржи. По происхождению это наземные животные, которые приспособились к морской среде: в ходе эволюции их тело адаптировалось к жизни в воде.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...

Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)

Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...