Правописание н и нн в прилагательных
план-конспект по русскому языку

Марценюк Елена Александровна

урок - исследование с применением игровых форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryty_y_urok.doc213 КБ
Office presentation icon pravopisanie_n_i_nn_v_prilagatelnyh.ppt2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных »

Тип урока:  урок - исследование с применением игровых форм.

Оборудование:  учебник русского языка для 6 класса  под редакцией М.М. Разумовской;    презентация с  заданиями и ответами для самопроверки, раздаточный  материал на печатной основе ( представлены в  приложениях; « маршрутные листы» на  каждого обучающегося  для  поэтапного отслеживания  усвоения  школьниками учебного  материал, смайлики, рабочие тетради.

Цели  урока:

Образовательные:

  1. Познакомить  обучающихся  с  орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных  слов.
  2. Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.
  3. Повторить  сведения  о  прилагательном, о  тексте. Закрепить  умения  словообразовательного и  орфографического  разбора.

Общеучебные:

  1. Формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, словарям.

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Воспитательные:

1.  Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала,    стремление овладевать богатством русской речи.

  1. Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой,  правописной).

Ход  урока

  1. Организационный момент.
  2. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования.

  Блиц – опрос.  « Подскажи  словечко ».  

- Часть  речи, обозначающая  признак  предмета  и  отвечающая  на  вопросы  какой, какая,  чей    называется___________  (прилагательное).

-  Прилагательные  согласуются_____   ( с  существительными ).

-  Правописание  окончаний  прилагательных  следует  проверять_________( по  вопросу ).

-  По  значению  прилагательные  делятся  на  __ (  качественные, относительные, притяжательные ).

-  Прилагательные  имеют  две  формы ___( полную  и  краткую ).

-  Качественные  прилагательные  имеют  сравнительную  и  превосходную  _________( степени  сравнения ).

- Самый  распространённый  способ  образования  прилагательных _ ( суффиксальный ).

 Слово  учителя:

Правописание  суффиксов  прилагательных  часто  вызывает  сложности, поэтому  сегодня  я  вам  предлагаю  совершить  путешествие  в  город  Грамотеев.  Надеюсь, что  мы  успешно  доберёмся  до  него   и  все  станем  настоящими  грамотеями.

Каждый  из  вас  получит « маршрутный  лист».  На  каждой  станции  вам  предстоит  выполнить  задание  и  результат  занести  в  «маршрутный  лист».  Чем  больше  баллов  вы  наберёте, тем  больше  у  нас  шансов  добраться  до конечной станции.

Итак, наше  путешествие  начинается.  В  добрый  путь!

Мы  отправляемся  с  первой  станции, которая  называется  «  Исследовательская ».

  1. Выдвижение гипотез обучающимися на основе исследования  материалов для наблюдения.

 1. Станция  « Исследовательская ».

Материалы  для  наблюдения:

гусиный                                   туманный

земляной                                  революционный

     песчаный                                 клюквенный

Задания  для анализа предложенного словарного ряда:

  1. Выделите  суффиксы  прилагательных.
  2. В  чём  сложности  правописания  этих  суффиксов?
  3. Сравните  слова  в  столбиках.
  4. Сформулируйте  тему  урока.  Запишите  её .  

Запись в тетрадях («Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных»)

  Оценивается  участие  в  обсуждении, результаты школьники заносят в «маршрутный лист».

  1. Самопроверка гипотезы обучающимися.

2. Станция  « Теоретическая ».

-Н-

-НН-

.Кожа – кожаный

     Серебро - серебряный

 Лебедь – лебединый

     Зверь - звериный

1).Телефон – телефонный

     Старина – старинный

2). Государство – государственный

     Станция - станционный

Задание учителя:

 Проанализируйте приведённые в таблице примеры, самостоятельно сформулируйте правило. Проверим себя:

Правило

-НН- в  суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный. Но: безветренный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-.  Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

 Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими материалами, составляют опорный  конспект в тетрадях в виде схемы

Опорный конспект

                   -НН-

                     -Н-

1. основа на –Н- + суффикс –Н-

   

1. суффикс –ИН-

2. суффиксы –ОНН- и –ЕНН-

    исключения: ветреный,

    но безветренный

2. суффиксы –АН-, -ЯН-

    исключения: оловянный,

    стеклянный, деревянный

Обучающиеся оценивают свою деятельность на станции «Теоретическая», заносят результаты в «маршрутный лист».

  1. Оценочно – рефлексивный этап.
  1. Применение  новых знаний в практической учебной деятельности.

3.  Станция    « Практическая ».

Слово учителя:

Здесь  вы  можете  проверить  свои  умения    применять  правило  на  письме.  Вам  предлагается  выбрать  задание  первого   или  второго  уровня  и  выполнить  его  в  тетради.  Время  выполнения  заданий  - 3  минуты.

Задания 1 уровня

Задания 2 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы

а). утр..ий, мыши..ый, кури..ый;

б). кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый;

в). жестя..ой, це..ый, дли..ый.

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-

а).береста, чугун, глина, клюква;

б). лимон, кость, кухня, телефон;

в). Журавль, петух, дерево, серебро.

Проверка.

Задания 1 уровня

Задания 2 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы

а). утренний, мышиный, куриный;

б). кожаный, пламенный, оловянный;

в). жестяной, ценный, длинный.

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-

а).берестяной, чугунный, глиняный, клюквенный;

б). лимонный, костяной, кухонный,  телефонный;

в). Журавлиный,  петушиный,  деревянный, серебряный.

Слово учителя:

 Оцените  свои  работы  по  пятибалльной  системе, результат  занесите  в  «маршрутный  лист».

 4.  Станция   «Разминочная».

Задание учителя:

   Я называю прилагательные. Если в суффиксе пишется Н, поднимаете руки перед собой, если НН – вверх.  

 Ржаной, волосяной, тыквенный, зелёный,  обеденный, общественный, ветреный, безветренный,  пчелиный, муравьиный, сонный.

Проверка  правильности  выполнения  задания .  

Оценка  - 1  балл  за  правильный  ответ. Обучающиеся заносят результаты в «маршрутные листы».

  1. Самооценка усвоения учебного материала

6.  Станция  « Творческая ».

Задание учителя:

Познакомьтесь  с  историей  хризантемы. Прочитайте текст и выполните задания

Мало  кого  уже  уд..вляющее  слово  « хризантема » в  переводе  с  древн.. греческого  звучит  как  « золотой  цветок ». В  странах  востока  с  этим  р..стением  связывают  и    (не)обыкновенную  радость, и  истинную  печаль, и  глубочайш..  скор..ь.

Одно  из  преданий  ст..рины  рассказывает, что  в  третьем  веке  до  нашей  эры  император  без  сердца, без  жалости  узнал  о  существовании  цветка  (не)земной, божественной  красоты, который  рос  на  одном  из  островов, хранящих  множество  тайн.  Мудрец..  говорили, что  из  этого  растения  можно  было  приготовить  чудесный  на  вкус  эликсир, помогающий   и..бавиться  от  (не)излечимых  болезней  и  уйти  от  смерти  без  врем..ни.  Но  только  искренний  человек  мог  прик..снуться  к  цветку  с  чудесным  действием.

Триста  доблес (?)ных  юношей  и  прекрас(?)ных   девушек  отправились  за  сокровищем, не  имеющим  цены.  Но  могущественному  императору  так  и  не  удалось  дождат(?)ся  возвращения  смельчаков.

На  островах  возникло  новое  государство – Япония. На  гербе  этой  страны  и  сегодня  шестнадцативековая  золотая  хризантема.

Мало  кого  уже  удивляющее  слово  « хризантема » в  переводе  с  древнегреческого  звучит  как  « золотой  цветок ». В  странах  востока  с  этим  растением  связывают  и    (не)обыкновенную  радость, и  истинную  печаль, и  глубочайшую  скорбь.

Одно  из  преданий  старины  рассказывает, что  в  третьем  веке  до  нашей  эры  император  без  сердца, без  жалости  узнал  о  существовании  цветка  неземной, божественной  красоты, который  рос  на  одном  из  островов, хранящих  множество  тайн.  Мудрецы  говорили, что  из  этого  растения  можно  было  приготовить  чудесный  на  вкус  эликсир, помогающий   избавиться  от  неизлечимых  болезней  и  уйти  от  смерти  без  времени.  Но  только  искренний  человек  мог  прикоснуться  к  цветку  с  чудесным  действием.

Триста  доблестных  юношей  и  прекрасных   девушек  отправились  за  сокровищем, не  имеющим  цены.  Но  могущественному  императору  так  и  не  удалось  дождаться  возвращения  смельчаков.

На  островах  возникло  новое  государство – Япония. На  гербе  этой  страны  и  сегодня  шестнадцативековая  золотая  хризантема.

Задания для анализа текста:

  1. Докажите, что  перед  вами  текст.
  2. К  какому  типу  речи  относится  данный  текст? Придумайте  заголовок.
  3.  Объясните  лексическое  значение  выделенных  слов. (  Проверьте  себя  по  словарю ).  Император – титул монархов;  эликсир – крепкий настой на спирту , употребляемый в косметологии и медицине. 
  4. Выпишите  из  текста  слова  с  пропусками  и  назовите  орфограммы.

 Проверка.  

Задание учителя:

  1. Объясните  постановку  знака  препинания  в  предпоследнем  предложении.
  2.  Сколько  в  тексте  прилагательных  с  орфограммой  «  Правописание  Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных »? Оценка – 1  балл.
  3.  Назовите  в  этих  прилагательных  суффиксы, объясните  их  правописание.
  4.  Замените  подчёркнутые  словосочетания  синонимичными.

Слова  для  проверки:

Предание  старины – старинное  предание

Остров, хранящий  тайну – таинственный  остров

Смерть  без  времени – безвременная  смерть

Цветок  с  чудесным  действием -  чудодейственный  цветок

Сокровище, не  имеющее  цены – бесценное  сокровище.

Оцените  свои  работы  по  пятибалльной  системе, результат  занесите  в « маршрутный  лист».

  1. Выводы по результатам исследовательской работы.

Задание  учителя:

 Подведём  итоги. Ответьте на вопросы:

  1. С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
  2. Расскажите о правописании- Н- и –НН- в прилагательных (кратко).
  3. С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение  урока?
  4. Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий?
  5. Сведения из  каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?

Обучающиеся отвечают на вопросы, обобщают изученное, делают  выводы, оценивают своё участие в этом обсуждении  и заполняют «маршрутные листы».

Слово учителя:

Вот  и  подошло  к  концу  наше  сегодняшнее  путешествие  в  город  Грамотеев.  Все  мы  достигли  поставленной  цели.

  1. Самооценка результативности учебного занятия.

Слово учителя:

А  теперь  посчитаем  количество  баллов  в « маршрутных  листах».

Поздравим   знатоков  русского  языка.

  1. Рефлексия.  

Выберите ту пословицу, которая соответствует вам  на нашем сегодняшнем уроке:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.  Дело мастера боится. Терпенье и труд все перетрут. Глядит в книгу, а видит фигу.

9. Домашнее задание: упр.    или  составить словарный диктант на изученную орфограмму из 20 слов.

Маршрутный лист

Станция Исследовательская

Станция Теоретическая

Станция Практическая

Разминочная

Станция Творческая

Результат

Самоанализ урока

Предполагаемые результаты

  1. Обучающиеся должны научиться  осмысливать значение изученных суффиксов, дифференцировать их и сознательно употреблять при письме соответствующие слова.
  2. Слабоусвоенный материал отрабатывается через каждодневные упражнения.

Информация  о методической  ценности  материала.

  1. Пояснения.

   Данный урок проводится  по учебно –методическому комплексу по  русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, построенном на основных принципах  системы развивающего  обучения. Поэтому он  основывается на осознанных  знаниях школьников, а не на механическом заучивании правил. Ни один теоретический вывод не даётся авторами учебника  в готовом виде, этому предшествуют задания: вспомните, сравните, понаблюдайте, подумайте. Поэтому мною выбран такой тип урока,  как путешествие - исследование, а  в результате учебной деятельности на занятии школьники сами «открывают» новую тему, отслеживают усвоение материала, делают выводы. Задания построены по принципу усложнения, а дифференциация  их  по уровню сложности позволяет создать на уроке «ситуацию успеха». Ведь творчество обучающихся проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку  собственных знаний, планировать свои действия.

         Ученики должны не получать готовые знания, а уметь работать со справочным  материалами и различными словарями. В приложениях учебника даются  словарики (толковый, орфоэпический, синонимов, антонимов и т.д.). «Словарик значения морфем» позволяет увидеть системность языковых  явлений, понять внутренние связи языковых фактов.

        Большое значение для формирования различных компетентностей у школьников имеет работа с текстом, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает  повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработке новых знаний, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми  особенностями.

Актуальность темы.

Правописание суффиксов с -Н—НН- в именах прилагательных  является новой для учащихся 6 класса темой. Прежде всего, ученики должны осознать, что речь идёт об именах прилагательных, которые образованы от существительных. Это важно учитывать: вскоре будет изучаться причастие и необходимо, чтобы  эти классы слов чётко различались, поскольку употребление одной или двух букв Н в указанных словах регламентируется разными правилами орфографии.

Работа идёт сразу со всеми суффиксами с привлечением возможно большего количества слов.

Конечно, отработка правильного написания данной орфограммы не ограничивается только несколькими уроками, она требует системного подхода. Но если учебный материал хорошо усваивается на первых занятиях, то обычно ученики впоследствии легко находят прилагательные с изученными суффиксами и верно пишут такие слова.        

Важно, чтобы данная орфограмма хорошо была усвоена до изучения темы «-Н—НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», так как она изучается в сопоставлении с правилами написания одной – двух Н в суффиксах имён прилагательных.

Использование «маршрутного листа»  помогает  и активизировать обучающихся на уроке, и формировать умение самооценки, и отследить усвоение учебного материала каждым школьником.

Методическая разработка  урока  русского  языка  в  6  классе.

Тема : «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных ».

Тип урока:  урок - исследование с применением игровых форм .

Оборудование:  учебник русского языка для 6 класса  под редакцией М.М. Разумовской;  при наличии интерактивной доски в классе возможна работа на  базе презентации с  заданиями и ответами для самопроверки либо работа с раздаточными  материалами на печатной основе ( представлены в  приложениях; « маршрутные листы» на  каждого обучающегося  для  поэтапного отслеживания  усвоения  школьниками учебного  материала ( форма дана в приложении)

Цели  урока:

Образовательные:

  • Познакомить  обучающихся  с  орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных  слов.
  • Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.
  • Повторить  сведения  о  прилагательном, о  тексте. Закрепить  умения  словообразовательного и  орфографического  разбора.

Общеучебные:

  • Формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, словарям.

Развивающие:

  • Развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.
  • Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой,  правописной).

 

Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Операционно – исполнительский этап урока.
  • Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования.

  Блиц – опрос.  « Подскажи  словечко ».  

- Часть  речи, обозначающая  признак  предмета  и  отвечающая  на  вопросы  какой, какая,  чей    называется  __( прилагательное ).

-  Прилагательные  согласуются  ____ ( с  существительными ).

-  Правописание  окончаний  прилагательных  следует  проверять ____( по  вопросу ).

-  По  значению  прилагательные  делятся  на  __ (  качественные, относительные, притяжательные ).

-  Прилагательные  имеют  две  формы ___( полную  и  краткую ).

-  Качественные  прилагательные  имеют  сравнительную  и  превосходную  _________( степени  сравнения ).

- Самый  распространённый  способ  образования  прилагательных _

 ( суффиксальный ).

Вопрос учителя:  

Какие  суффиксы  прилагательных  вы  знаете?  (- еньк-, -оват-, -н-, -ист-, -чив-, -лив-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-  )

 Слово  учителя:

Правописание  суффиксов  прилагательных  часто  вызывает  сложности, поэтому  сегодня  я  вам  предлагаю  совершить  путешествие  в  город  Грамотеев.  Надеюсь, что  мы  успешно  доберёмся  до  него   и  все  станем  настоящими  грамотеями.

Каждый  из  вас  получит « маршрутный  лист».  На  каждой  станции  вам  предстоит  выполнить  задание  и  результат  занести  в  «маршрутный  лист».  Чем  больше  баллов  вы  наберёте, тем  больше  у  нас  шансов  добраться  до конечной станции.

Итак, наше  путешествие  начинается.  В  добрый  путь!

Мы  отправляемся  с  первой  станции, которая  называется  «  Исследовательская ».

  • Выдвижение гипотез обучающимися на основе исследования  материалов для наблюдения.

 1. Станция  « Исследовательская ».

Материалы  для  наблюдения:

гусиный                                   туманный

земляной                                  революционный

     песчаный                                 клюквенный

Задания  для анализа предложенного словарного ряда:

  1. Выделите  суффиксы  прилагательных.
  2. Какие  значения  имеют  эти  суффиксы?
  3. Какой  суффикс  всегда  ударный?
  4. В  чём  сложности  правописания  этих  суффиксов?
  5. Сравните  слова  в  столбиках.
  6. Сформулируйте  тему  урока.  Запишите  её .  Проверьте  себя  на  станции   « Теоретическая  » и  по  материалам  учебника (страницы  100, 101, 102 ).

  Оценивается  участие  в  обсуждении, результаты школьники заносят в «маршрутный лист».

  • Самопроверка гипотезы обучающимися.

2. Станция  « Теоретическая ».

-Н-

-НН-

1).Кожа – кожаный

     Серебро - серебряный

2). Лебедь – лебединый

     Зверь - звериный

1).Телефон – телефонный

     Старина – старинный

2). Государство – государственный

     Станция - станционный

Задание учителя:

 Проанализируйте приведённые в таблице примеры, самостоятельно сформулируйте правило. Проверим себя:

Правило

-НН- в  суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-.  Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

 Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими материалами, обращаются к учебнику,  составляют опорный  конспект в тетрадях, затем проверяют себя по образцу:

Опорный конспект

-НН-

-Н-

1. основа на –Н- + суффикс –Н-

    исключения: свиной, юный

1. суффикс –ИН-

2. суффиксы –ОНН- и –ЕНН-

    исключения: ветреный,

    но безветренный

2. суффиксы –АН-, -ЯН-

    исключения: оловянный,

    стеклянный, деревянный

Обучающиеся оценивают свою деятельность на станции «Теоретическая», заносят результаты в «маршрутный лист».

  1. Оценочно –рефлексивный этап.
  • Применение  новых знаний в практической учебной деятельности.

3.  Станция    « Практическая ».

Слово учителя:

Здесь  вы  можете  проверить  свои  умения    применять  правило  на  письме.  Вам  предлагается  выбрать  задание  первого   или  второго  уровня  и  выполнить  его  в  тетради.  Время  выполнения  заданий  - 3  минуты.

Задания 1 уровня

Задания 2 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы

а). утр..ий, мыши..ый, кури..ый;

б). кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый;

в). жестя..ой, це..ый, дли..ый.

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-

а).береста, чугун, глина, клюква;

б). лимон, кость, кухня, телефон;

в). Журавль, петух, дерево, серебро.

Самопроверка .

Слово учителя:

 Оцените  свои  работы  по  пятибалльной  системе, результат  занесите  в  «маршрутный  лист».

 4.  Станция   « Игровая ».

Задание учителя: 

Устно  вставьте  пропущенные  буквы  и  найдите «четвёртое лишнее », запишите  эти  слова  в  тетрадь.

«Четвёртый лишний»

А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

Проверка  правильности  выполнения  задания .  

Оценка  - 1  балл  за  правильный  ответ. Обучающиеся заносят результаты в «маршрутные листы».

  • Самооценка усвоения учебного материала

5. Станция  « Тестовая ».

Задание учителя: 

Выполните  тест  и  запишите  в  тетради  букву, обозначающую  строку  верного  ответа.

Тест.

Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс –ЕНН-

А). песенный, безветренный, бритвенный;

Б). болезненный, клюквенный, фирменный;

В). именной, производственный, тыквенный.

Самопроверка. Оценка – 1  балл. Заполнение «маршрутных листов».

6.  Станция  «  Творческая ».

 

Задание учителя:

Познакомьтесь  с  историей  хризантемы. Прочитайте текст и выполните задания

Мало  кого  уже  уд..вляющее  слово  « хризантема » в  переводе  с  древн.. греческого  звучит  как  « золотой  цветок ». В  странах  востока  с  этим  р..стением  связывают  и    ( не)обыкновенную  радость, и  истинную  печаль, и  глубочайш.. скор..ь.

Одно  из  преданий  ст..рины  рассказывает, что  в  третьем  веке  до  нашей  эры  император  без  сердца, без  жалости  узнал  о  существовании  цветка  (не)земной, божественной  красоты, который  рос  на  одном  из  островов, хранящих  множество  тайн.  Мудрец..  говорили, что  из  этого  растения  можно  было  приготовить  чудесный  на  вкус  эликсир, помогающий   и..бавиться  от  (не)излечимых  болезней  и  уйти  от  смерти  без  врем..ни.  Но  только  искренний  человек  мог  прик..снуться  к  цветку  с  чудесным  действием.

Триста  доблес (?)ных  юношей  и  прекрас(?)ных   девушек  отправились  за  сокровищем, не  имеющим  цены.  Но  могущественному  императору  так  и  не  удалось  дождат(?)ся  возвращения  смельчаков.

На  островах  возникло  новое  государство – Япония. На  гербе  этой  страны  и  сегодня  шестнадцативековая  золотая  хризантема.

Задания для анализа текста:

  1. Докажите, что  перед  вами  текст.
  2. К  какому  типу  речи  относится  данный  текст? Придумайте  заголовок .

            3.  Объясните  лексическое  значение  выделенных  слов. (  Проверьте  себя  по  словарю ).  Оценивается  участие  в  обсуждении.

  1. Выполните  задание  ЗСП  со  словами  предание, рассказывает

 (  на  доске ).Оцениваются  работающие  ученики.

  1. Выпишите  из  текста  слова  с  пропусками  и  назовите  орфограммы.

 Проверка.  

Задание учителя:

Оцените  свои  работы  по  пятибалльной  системе, результат  занесите  в « маршрутный  лист».

             6. Объясните  постановку  знака  препинания  в  предпоследнем  предложении.

             7.  Сколько  в  тексте  прилагательных  с  орфограммой  «  Правописание  Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных »? Оценка – 1  балл.

             8.  Назовите  в  этих  прилагательных  суффиксы, объясните  их  правописание.

             9.  Замените  подчёркнутые  словосочетания  синонимичными.

Слова  для  проверки:

Предание  старины – старинное  предание

Остров, хранящий  тайну – таинственный  остров

Смерть  без  времени – безвременная  смерть

Цветок  с  чудесным  действием -  чудодейственный  цветок

Сокровище, не  имеющее  цены – бесценное  сокровище.

            10. Выполните  творческую  работу.

Вставьте  вместо  пропусков  подходящие  по  смыслу  прилагательные  с  Н  и  НН  и  познакомьтесь  с  ещё  одной  версией  истории  хризантемы.

По  другой  легенде, родиной  этого  _______________________ растения  является  Китай.  Китайцы  уверены  в  своей_______________________  правоте.  Они  назвали  в  честь  хризантемы  девятый  месяц  года.  По _____________________ преданию, _____________  человек,  не  побоявшийся  сорвать  в  девятый  день  девятого  месяца  ________________  цветок  хризантемы, обретает  бессмертие.

Слова  для  вставки: необыкновенного,  истинной, подлинной, старинному, мужественный,  бесценный, таинственный.

  • Выводы по результатам исследовательской работы.

Задание  учителя:

 Подведём  итоги. Ответьте на вопросы:

  1. С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
  2. Расскажите о правописании- Н- и –НН- в прилагательных (кратко).
  3. С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение  урока?
  4. Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий?
  5. Сведения из  каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?

Обучающиеся отвечают на вопросы, обобщают изученное, делают  выводы, оценивают своё участие в этом обсуждении  и заполняют «маршрутные листы».

Слово учителя:

Вот  и  подошло  к  концу  наше  сегодняшнее  путешествие  в  город  Грамотеев.  Все  мы  достигли  поставленной  цели.

  • Самооценка результативности учебного занятия.

Слово учителя:

А  теперь  посчитаем  количество  баллов  в « маршрутных  листах».

Поздравим   знатоков  русского  языка.

 

IV. Домашнее задание: упр. 227,  объяснение  задания учителем .

Предполагаемые результаты обучения:

  1. Обучающиеся должны научиться  осмысливать значение изученных суффиксов, дифференцировать их и сознательно употреблять при письме соответствующие слова.
  2. Слабоусвоенный материал отрабатывается через каждодневные упражнения.

Информация  о методической  ценности  материала.

  1. Пояснения.

Данный урок проводится  по учебно –методическому комплексу по  русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, построенном на основных принципах  системы развивающего  обучения. Поэтому он  основывается на осознанных  знаниях школьников, а не на механическом заучивании правил. Ни один теоретический вывод не даётся авторами учебника  в готовом виде, этому предшествуют задания: вспомните, сравните, понаблюдайте, подумайте. Поэтому мною выбран такой тип урока,  как путешествие - исследование, а  в результате учебной деятельности на занятии школьники сами « открывают» новую тему, отслеживают усвоение материала, делают выводы. Задания построены по принципу усложнения, а дифференциация  их  по уровню сложности позволяет создать на уроке «ситуацию успеха». Ведь творчество обучающихся проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку  собственных знаний, планировать свои действия.

         Ученики должны не получать готовые знания, а уметь работать со справочным  материалами и различными словарями. В приложениях учебника даются  словарики ( толковый, орфоэпический, синонимов, антонимов

и т.д.). «Словарик значения морфем» позволяет увидеть системность языковых  явлений, понять внутренние связи языковых фактов.

        Отдельно хотелось бы  отметить задание ЗСП. Слова предлагается рассмотреть по трём критериям: значение, строение, правописание. Эти задания дают возможность учащимся  увидеть связь орфографических норм с лексикой, этимологией, морфемикой и словообразованием, что можно назвать  комплексным разбором слова.

        Большое значение для формирования различных компетентностей у школьников имеет работа с текстом, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает  повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработке новых знаний, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми  особенностями. Эта работа  важна для подготовки к сдаче экзаменов в новой форме.

  1. Актуальность темы.

Правописание суффиксов с -Н—НН- в именах прилагательных  является новой для учащихся 6 класса темой. Прежде всего, ученики должны осознать, что речь идёт об именах прилагательных, которые образованы от существительных. Это важно учитывать: вскоре будет изучаться причастие и необходимо, чтобы  эти классы слов чётко различались, поскольку употребление одной или двух букв Н в указанных словах регламентируется разными правилами орфографии.

Работа идёт сразу со всеми суффиксами с привлечением возможно большего количества слов.

Трудность в написании этих слов связана с тем, что происходит замещение одного суффикса другим, поэтому основным  способом  обучения является семантическая ориентация.

Конечно, отработка правильного написания данной орфограммы не ограничивается только несколькими уроками, она требует системного подхода. Но если учебный материал хорошо усваивается на первых занятиях, то обычно ученики впоследствии легко находят прилагательные с изученными суффиксами и верно пишут такие слова.

По результатам диагностики имею следующие результаты усвоения орфограммы «Правописание- Н—НН-  в суффиксах прилагательных»  по итогам нескольких проверочных работ:

Дата

Количество обучающихся, выполнявших работу

Количество обучающихся, не допустивших ошибок

% усвоения орфограммы

14 ноября

2011 года

(контрольный диктант)

12 школьников

7 школьников

58%

25 ноября

2011 года

(контрольное тестирование)

11 школьников

7 школьников

63%

23 декабря

2011 года

(итоговый контрольный диктант за 1 полугодие)

12 школьников

8 школьников

66%

1 февраля

2012 года

(контрольная работа)

11 школьников

8 школьников

72%

28 февраля

2012 года

(словарный диктант)

12 школьников

9 школьников

75%

        

Важно, чтобы данная орфограмма хорошо была усвоена до изучения темы «-Н—НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», так как она изучается в сопоставлении с правилами написания одной – двух Н в суффиксах имён прилагательных.

 

  1. Рекомендации к проведению урока.

Целесообразнее использовать спаренный урок  для проведения данного урока – путешествия, так как нельзя «разрывать»  используемые в нём задания на два дня. Возможно сокращение  материала или его замена. Данная форма учебного занятия вызывает интерес у школьников не только 6 класса, но и 7, 8.

Такие уроки у меня стали привычными, на эту форму учебных занятий хорошо «ложится» любая тема.

Использование «маршрутного листа»  помогает  и активизировать обучающихся на уроке, и формировать умение самооценки, и отследить усвоение учебного материала каждым школьником.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В своей работе я стараюсь научить детей самостоятельно добывать новые знания из различных информационных источников, научить их делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Вниманию учителей я предлагаю конспект урока русского языка в 6 классе. Урок интересен тем, что учащиеся работают с одной и той же информацией, но в различных формах – это орфограмма в учебнике, таблица, алгоритм.

Цели: - познакомить с условиями выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных;

           - развитие предметных компетенций: коммуникативной, лингвистической;

           - развитие ключевых компетенций.

Оборудование: таблица, карточки, словари учащихся, алгоритм «-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных», интерактивная доска.

Структура урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Синтаксическая пятиминутка.

Разъяснение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

— Дома вы выполняли взаимодиктант. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями для взаимопроверки. Исправьте ошибки, допущенные вашим напарником, объясните ему орфограммы, поставьте оценку.

(Пока идет взаимопроверка, раздать тетради)

Текст взаимодиктанта. Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить подчеркнутые орфограммы.

Ι вариант

ΙΙ вариант

Пр..морский край – удивитиельный (не)рукотворный край. Весной он поража..т (не)обыкновенной красотой.

(Не)большие дер..вца с пышными кронами бу..то покрыты л..бяжьим пухом. Эт.. цветут уссурийские груши. С..йчас они н..рядные, а осенью н..чуть (не)приметные.

Рядом с ними ра..цветают сибирские яблони. Люди ч..сто пр..небрегают их (не)крупными плодами, но птиц.. с насл..ждением лакомятся ими.

Приморский край – уд..витиельный нерук..творный край. Весной он п..ражает необыкновенной красотой.

Небольшие д..ревца с пышными кронами будто п..крыты лебяж..им пухом. Это цветут уссурийские груш... Сейчас ..ни нарядные, а осен..ю ничуть не_приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебр..гают их некрупными пл..дами, но птицы с н..слаждением лакомятся ими.

ΙΙΙ. Синтаксическая пятиминутка.

— Запишите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина). (1 учащийся работает у доски)

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

— Объясните лексическое значение слова «отчий». (Родной)

      — Выделите грамматическую основу этого предложения, составьте схему.

      ΙV. Разъяснение нового материала.

— Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

— Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?

— Не торопитесь с ответом, ознакомьтесь с §56 на с. 127 вашего учебника (авторы Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др.), орфограммой №38 и через минуту дайте мне аргументированный ответ на поставленный вопрос.

(Опрос)

Объявление новой темы. Запись темы в тетради.

— Сейчас вы получите листочки, где материал орфограммы №38 изложен в виде таблицы.

Правописание Н или НН в суффиксах прилагательных

-Н-

-НН-

 

–ИН-

–АН- (-ЯН-)

Слово-исключение с –ЕН-: ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)

 

 

сущ.-Н+ -Н-

–ОНН-

–ЕНН-

Слова-исключения с –ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

 

Как находить суффикс

 

-ИН -  всегда ударный

–ЯН- óй

–АН-(-ЯН-) значение слова «содержащий, состоящий из…»

кож..ый – из кожи – кожаный

 

 

–ОНН- всегда ударный

–ЕНН-  определить очень трудно. Справляйтесь в орфографическом словаре.

 

З а п о м н и т е: Ветреный (ветер). 1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено. 2.Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

Н о: безветренный

                             Ветряной - приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)                          

 

— Рассмотрите ее.

— Придумайте вопросы по левой части таблицы – 1 вариант, по правой – 2 вариант.

(Опрос)

 

V. Физкультминутка.

VΙ. Закрепление.

1.Выполнение первого задания к таблице.

(Работа выполняется на интерактивной доске коллективно под руководством учителя по одному примеру каждый ученик.)

З а д а н и е: Рассмотрите  таблицу, объясните, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.

Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, оккупационный,

 искусственный, оловянный, сонный, лошадиный, лиственный, равнинный,

серебряный, интонационный, ветреный.

2.Выполнение второго задания к таблице в ученических словарях в разделе «Справочник»

З а д а н и е: Рассмотрите таблицу, прочитайте текст. Найдите в тексте прилагательные, объясните правописание  Н и НН в суффиксах. Систематизируйте свои выводы в таблице

-Н-

-НН-

Правило

Пример

Правило

Пример

 

 

 

 

Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сонными прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старинная дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревянный мост со следами масляной краски, пересечешь речонку с песчаными берегами – так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водяными гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых  местах  растет камыш, и там находят убежище бесчисленные  утиные семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанционном городке.

Р е з у л ь т а т :

-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных

-Н-

-НН-

Правило

Пример

Правило

Пример

 1. –ИН-

 

 2. –АН- (-ЯН-)

 

 

 

3. Слово-исключение

с –ЕН-

ГУСИНЫЕ

 

ПЕСЧАНЫЙ, МАСЛЯНЫЙ, ВОДЯНОЙ

 

ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)

1. сущ.-Н+ -Н-

 

 

2. –ОНН-

 

3. –ЕНН-

     

 4.Слова-исключения

с –ЯНН-

СОННЫЙ, СТАРИННАЯ

 

ПРИСТАНЦИОННЫЙ

 

БЕСЧИСЛЕННЫЙ

 

СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

 

 

3.Запись в «Словарь трудных слов» с указанием морфемного состава слов.

 

стекл-янн-ый (искл.)

дерев-янн-ый (искл.)

олов-янн-ый (искл.)

клюкв-енн-ый

тыкв-енн-ый

огн-енн-ый

зелен-ый

син-ий

юн-ый

ветр-ен-ый день (искл.)

ветр-ян-ой двигатель

VΙΙ. Домашнее задание (разноуровневое).

1 группа. Составить словарный диктант из 15 словосочетаний.

2 группа. Сделать перфокарты из 10 слов.

3 группа. Выполнить упражнение 323 или на выбор задания 1 или 2 группы.

Всем: выучить, какие суффиксы имеют одну букву Н, какие – две.

VΙΙΙ. Подведение итогов урока и выставление оценок.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных)

— От каких частей речи образуются имена прилагательные? Приведите примеры (От существительных)

— Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н? (Если они образованы от существительных с помощью суффиксов  -ИН-, -АН-, -ЯН- и в слове-исключении ВЕТРЕНЫЙ)

— Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н? (Если они образованы от существительных с основой на –Н, а также с помощью суффиксов  -ОНН-, -ЕНН- и  в словах-исключениях ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятое декабря

Слайд 2

Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных

Слайд 3

Н или НН ?

Слайд 4

Цели урока: 1. Сформировать знания и умения по правописанию н и нн в именах прилагательных. 2. Реализовать способы действия на практике. 3. Отрабатывать орфографические навыки 4. Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Слайд 5

Маршрутный лист Индивидуальный опрос,КИЗ 224,морфол. разбор прил. Защита проектов Исследование Уровневая работа

Слайд 6

Лист учета знаний Пара-граф 22 Само-оценка Взаимо-оценка Оценка учителя

Слайд 7

Тест Укажите правильный вариант ответа. 1) В корне слова пишется буква а . а) позв..нить в) вд..ли б) зан..чевать г) к..лючий 2) В корне слова пишется о . а) сн..чала в) выд..вать б) ост..новиться г) расх..ждение 3) В корне слова пишется буква и . а) ж..стяной в) др..мать б) с..неватый г) поз..ленеть 4) В корне слова пишется буква е . а) разл..чать в) осл..пить б) св..вать г) отн..мать

Слайд 8

Ответы 1- в 2- г 3- б 4- в

Слайд 9

Объяснительный диктант 1. (юго) (западный) ветер 2. (вагоно) (ремонтное) депо 3. (мясо) (молочная) ферма 4. (голубо)(глазые) малыши 5. (садово)(огородный) участок 6. (черная)(черная) кошка 7. (древне)(русская) летопись 8. (фруктово)(ягодная) смесь 9. (высоко)(рослые) мальчики 10. (темно)(синий) шарф

Слайд 10

Орфография

Слайд 13

Исследование Работа в группах Проанализируйте материал упр. 225 Сделайте вывод о правописании имен прилагательных, ответьте на вопросы, запишите примеры Работа над § 22 (1)

Слайд 16

Правописание Н и НН Н НН Имена прилагательные Непроизводные прилагательные (Н входит в состав корня) зеле н -ый румя н -ый си н -ий ю н -ый Запомнить: сви н -ой Прилагательные, образованные с помощью суф. -н- от сущ. и наречий с основой на Н истин- н -ый равнин- н -ый пустын- н -ый ран- н -ий Запомнить: подли нн -ый Прилагательные с суффиксами: -ин- -ан- -ян- орл-и н -ый гост-и н -ый кож-а н -ый песч-а н -ый сереб-я н -ый гли-я н -ый Исключения: дерев-я нн -ый олов-я нн -ый стекл-я нн -ый Прилагательные, образованные с помощью суффикса -н- от сущ. на -мя плам-ен- н -ый им-ен- н -ой плем-ен- н -ой прил.с суффиксами: -онн- -енн- лекци-о нн -ый дискусси-о нн -ый утр-е нн -ий внутр-е нн -ий Запомнить: искр-е нн -ий Исключения: ветр-е н -ый Но: безветр-е нн -ый

Слайд 17

Уровневая работа 1 уровень – 226 2 уровень - 227 ЗСП

Слайд 18

Спасибо за работу!

Слайд 19

ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ ?

Слайд 20

Площадь Торжеств и Наград 5! 4! Был сегодня очень рад Видеть знающих ребят! Город мой вы изучили И «отлично» получили!!! Спасибо за знания! Встретимся ещё не раз! Прилагатель Прилагательное

Слайд 21

Желаю успехов в учебе!

Слайд 22

Домашнее задание § 23, план стр. 342 1 уровень - упражнение -227 + морфол. р. 2 прил. 2 уровень – упражнение – 226+ морфол. р. 2 прил. проекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе

Данный урок русского языка «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Имя прилагательное» Тип урока - усвоение новой т...

Опорный конспект "Правописание не с глаголами, существительными, прилагательными

Это опорные схемы, работая с которыми под руководством учителя, учащиеся лучше усваивают предлагаемую тему....

"Правописание -н-нн- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий"

Презентация к уроку по теме "Правописание -н-нн- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий". Эту презентацию можно использовать как на уроках в 7 классе, так и в более старших классах на уроках ...

Презентация урока "Правописание н, нн в суффиксах прилагательных"

Класс: 6Тема: Правописание н, нн в суффиксах прилагательных.Цель: 1. Повторение изученного о прилагательном.2. Знакомство с правописанием двумя и одной Н в суффиксах прилагательных.3. Приме...

Конспект урока "Правописание н, нн в суффиксах прилагательных".

Класс: 6Тема: Правописание н, нн в суффиксах прилагательных.Цель: 1. Повторение изученного о прилагательном.2. Знакомство с правописанием двумя и одной Н в суффиксах прилагательных.3. Приме...

тест по теме "Правописание Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Данный тест проверяет ЗУН учащихся по теме "Правописание н-нн в отглагольных прилагательных и причастиях". Рассмотрены все сложные случаи написания слов с данной орфограммой...