Рабочая программа "Русский язык" ФГОС третьего поколения
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Путинцева Ирина Петровна

Составлена с учетом требований нового ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_5_klass.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

УМК

Разумовская, М.М. Русский язык. 5 кл.: учебник/М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос и др./ под ред. М.М. Разумовская, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа.

Количество часов: в неделю 5 часов, в год 170 часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

  • владение всеми видами речевой деятельности
  • понимание информации, владение разными видами чтения;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
  • соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
  • способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

Познавательные УУД

  • способность извлекать информацию из различных источников;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

Регулятивные УУД

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • принимать решение в проблемной ситуации.

Предметные результаты:

Речь и речевое общение.

Ученик научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.

Речевая деятельность. Аудирование

Ученик научится:

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
  • понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию комментировать её в устной форме;
  • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения(подробного, выборочного, сжатого).

Ученик получит возможность научиться

  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученик научится

  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
  • владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
  • владеть приемами работы с учебной книгой, справочникам и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию; правила речевого этикета.
  • Ученик получит возможность научиться:
  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
  • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

  • создавать письменные монологических высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана.
  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученик получит возможность научиться:

  • писать рецензии, рефераты;
  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты,
  • писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Ученик научится:

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи (описание, повествование, рассуждение) с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.
  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

  • владеть практическими умениями различать тексты разных стилей: разговорного, научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового, художественного (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • различать тексты разных жанров внутри стилей: отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи;
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей и жанров (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
  • анализировать и оценивать чужие и собственные речевые высказывания (тексты) разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • оценивать использование основных изобразительных средств языка в художественном, публицистическом и разговорном стилях;
  • редактировать чужие и собственные тексты, в том числе исправлять речевые недостатки, использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебно-научные темы; резюме, деловое письмо, объявление как жанры официально-делового стиля; выступление, информационная заметка, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
  • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:

  • проводить фонетический анализ слова;
  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
  • разграничивать варианты орфоэпических норм, различать орфоэпические ошибки и языковую игру;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Ученик научится:

  • проводить словообразовательный анализ слова и на его основе морфемный;
  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Ученик получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Ученик научится:

  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике (историзмам, архаизмам, неологизмам, окказионализмам), а также указывая сферу употребления (общеупотребительная лексика, диалектная лексика, жаргон, профессионализмы) и стилистическую окраску слова (нейтральная, книжная, разговорная, просторечная);
  • группировать слова по тематическим группам;
  • подбирать к словам синонимы, антонимы;
  • опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • различать лексические ошибки и языковую игру ;
  • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • опознавать омонимы разных видов;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик научится:

  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной самостоятельные (знаменательной) или служебной части речи;
  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • разграничивать варианты морфологических норм, различать ошибки в образовании форм слов и языковую игру;
  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии;
  • различать грамматические омонимы;
  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик научится:

  • анализировать различные виды синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений) с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
  • различать синтаксические ошибки и языковую игру в построении синтаксических конструкций;
  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;
  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

  • анализировать слово с точки зрения наличия в нём орфографической проблемы;
  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, различать орфоэпические ошибки и языковую игру, пунктуационные ошибки и языковую игру;
  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Культуроведческая компетенция. Язык и культура

Ученик научится:

  • анализировать  произведения устного народного творчества, художественной литературы и исторические тексты с целью выявления единиц языка с национально-культурным компонентом значения;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка;
  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Наименование разделов (тем) в соответствии с тематическим планом

Количество часов

Дидактические единицы, раскрывающие содержание раздела (темы)

1

Общие сведения о языке

2

Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

2

Язык и речь

6

Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности. Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика. Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры). Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

3

Текст

10

Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.

4

Функциональные разновидности языка

2

Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).

СИСТЕМА ЯЗЫКА (34ч)

5

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

6

Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского ударения. Соотношение звуков и букв. Фонетический анализ слова. Способы обозначения [й’], мягкости согласных. Основные выразительные средства фонетики. Прописные и строчные буквы. Интонация, её функции. Основные элементы интонации.

6

Орфография

2

Орфография как раздел лингвистики. Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы. Правописание разделительных ъ и ь.

7

Лексикология

14

Лексикология как раздел лингвистики. Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря). Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Лексический анализ слов (в рамках изученного).

8

Морфемика. Орфография.

12

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание). Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Морфемный анализ слов. Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи. Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного). Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, ­непроизносимыми согласными (в рамках изученного). Правописание ё — о после шипящих в корне слова. Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на  (-с). Правописание ы — и после приставок. Правописание ы — и после ц.

МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ (70 ч)

9

Морфология. Культура речи. Орфография

1

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

10

Имя существительное

24

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Морфологический анализ имён существительных. Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных. Правописание собственных имён существительных. Правописание ь на конце имён существительных после шипящих. Правописание безударных окончаний имён существительных. Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных. Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

11

Имя прилагательное

15

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи. Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции. Склонение имён прилагательных. Морфологический анализ имён прилагательных. Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного). Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

12

Глагол

30

Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи. Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола. Спряжение глагола. Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-, -жег- — -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, -тер- — -тир-. Использование ь как показателя грамматической формы инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих. Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-. Правописание безударных личных окончаний глагола. Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Слитное и раздельное написание не с глаголами.

СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ (24 ч)

13

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание

2

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании. Синтаксический анализ словосочетания.

14

Простое двусоставное предложение

5

Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных предложений. Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).

15

Простое осложненное предложение

7

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений. Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).

16

Сложное предложение

5

Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение). Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.

17

Предложения с прямой речью

3

Предложения с прямой речью. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

18

Диалог

2

Диалог. Пунктуационное оформление диалога на письме. Пунктуация как раздел лингвистики.

19

Повторение изученного

10

15

Уроки итогового контроля

12

ИТОГО:

170 часов

Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» в 5 классе

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Неделя

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

2

1

        Богатство и выразительность русского языка.

1

Неделя 1

2

Лингвистика как наука о языке.

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 4 КЛАССЕ

5

3

            Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

4

Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова.

1

5

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

Неделя 2

7

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

ЯЗЫК И РЕЧЬ

6+1

8

Язык и речь.

1

9

Монолог.

1

10

Диалог.

1

11

Полилог.

1

Неделя 3

12

Речь как деятельность.

1

13

Речь как деятельность.

1

14

Р.Р. Сочинение по картине А. Пластова «Летом»

1

ТЕКСТ

10

15

Текст и его основные признаки.

1

16

Текст и его основные признаки.

1

Неделя 4

17

Композиционная структура текста.

1

18

Функционально-смысловые типы речи.

1

19

Функционально-смысловые типы речи.

1

20

Повествование как тип речи.

1

21

Рассказ.

1

Неделя 5

22

Смысловой анализ текста.

1

23

Информационная переработка текста.

1

24

Редактирование текста.

1

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА

2

25

Функциональные разновидности языка (общее представление)

1

26

Функциональные разновидности языка (общее представление)

1

Неделя 6

СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ.

24

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ КАК РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

2

27

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания и их функции.

1

28

Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания 

1

ПРОСТОЕ ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

5+1

29

Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения

1

30

Р.Р. Сжатое изложение

1

31

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

1

Неделя 7

32

Тире между подлежащим и сказуемым

1

33

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1

34

Дополнение. Определение. Обстоятельство.

1

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

7

35

Понятие о простом осложненном предложении.

1

36

Предложения с однородными членами.

1

Неделя 8

37

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

38

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

39

Предложения с обращениями

1

40

Синтаксический разбор простого предложения.

1

41

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Неделя 9

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

5

42

Простые и сложные предложения.

1

43

Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью.

1

44

Понятие о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

1

45

Знаки препинания в сложных предложениях.

1

46

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Неделя 10

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

3

47

Прямая речь.

1

48

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

49

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

ДИАЛОГ

2+1

50

Понятие о диалоге (повторение). Пунктуационное оформление диалога на письме.

1

51

Пунктуационное оформление диалога на письме.

1

Неделя 11

52

Контрольная работа по разделам «Синтаксис», «Пунктуация».

1

СИСТЕМА ЯЗЫКА

34

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

6+1

53

Фонетика. Гласные звуки.

1

54

Согласные звуки. Изменение звуков в речевом потоке.

1

55

Фонетический разбор слова.

1

56

Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания

1

Неделя 12

57

Графика. Алфавит.

1

58

Слог. Ударение. Орфоэпия.

1

59

Повторение по разделу.

1

ОРФОГРАФИЯ

2

60

Орфография как система правил правописания слов и форм слов. Орфограмма.

1

61

Разделительные Ъ и Ь.

1

Неделя 13

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

14

62

Лексикология. Слово и его лексическое значение.

1

63

Основные способы толкования  лексического значения слова.

1

64

Однозначные и многозначные слова.

1

65

Прямое и переносное значение слов.

1

66

Омонимы.

1

Неделя 14

67

Синонимы.

1

68

Антонимы.

1

69

Паронимы.

1

70

Паронимы.

1

71

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

1

Неделя 15

72

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

1

73

Лексический анализ слова.

1

74

Лексический анализ слова.

1

75

Повторение по разделу.

1

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.

12+2

76

Морфема. Изменение и образование слов.

1

Неделя 16

77

Окончание. Основа слова.

1

78

Корень слова.

1

79

Р.Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение

1

80

Суффикс.

1

81

Приставка.

1

Неделя 17

82

Чередование звуков. Беглые гласные.

1

83

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

1

84

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

85

Буквы З и С на конце приставок

1

86

Буквы О – Ё после шипящих в корнях слов

1

Неделя 18

87

Буквы И – Ы после Ц

1

88

Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика».

1

89

Контрольный диктант по разделу «Морфемика».

1

МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ

70

90

Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи.

1

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

24+2

91

Имя существительное как часть речи.

1

Неделя 19

92

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

93

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

94

Род имен существительных.

1

95

Имена существительные общего рода.

1

96

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

1

Неделя 20

97

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

1

98

Три склонения имен существительных . Правописание ь на конце имен существительных после шипящих.

1

99

Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе   -ен- существительных на –мя.

1

100

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных.

1

101

Падеж имен существительных.

1

Неделя 21

102

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

103

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

104

Р.Р. Изложение

1

105

Множественное число имен существительных .

1

106

Правописание О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.

1

Неделя 22

107

Буквы чищ в суффиксе -чик (-щик).

1

108

Гласные в суффиксах существительных -ек и –ик.

1

109

Не с существительными.

1

110

Буквы а – о в корне –лаг- — -лож-

1

111

Буквы а – о в корне –раст-, -рос-, -ращ-.

1

Неделя 23

112

Буквы а и о в корнях –гар- -гор-, –зар- -зор-.

1

113

Буквы а и о в корнях –клан-  - -клон-, –скак- -  -скоч-.

1

114

Морфологический разбор имени существительного .

1

115

Повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное»

1

116

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

Неделя 24

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

15+1

117

Имя прилагательное как часть речи.

1

118

Имя прилагательное как часть речи.

1

119

Склонение имен прилагательных.

1

120

Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных.

1

121

Правописание окончаний имен прилагательных

1

Неделя 25

122

Прилагательные полные и краткие 

1

123

Прилагательные полные и краткие 

1

124

Правописание кратких форм имен прилагательных с основой на шипящий. 

1

125

Правописание кратких форм имен прилагательных с основой на шипящий. 

1

126

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

Неделя 26

127

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

128

Не с прилагательными.

1

129

Не с прилагательными.

1

130

Морфологический разбор имени прилагательного

1

131

Р.Р. Сочинение-повествование

1

Неделя 27

132

Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное»

1

ГЛАГОЛ

30+3

133

Глагол как часть речи

1

134

Глагол как часть речи

1

135

Не с глаголами

1

136

Неопределенная форма глагола.

1

Неделя 28

137

Ь как показатель грамматической формы инфинитива.

1

138

Виды глагола

1

139

Виды глагола

1

140

Глаголы возвратные и невозвратные.

1

141

Глаголы возвратные и невозвратные.

1

Неделя 29

142

Правописание -тся и –ться в глаголах.

1

143

Правописание -тся и –ться в глаголах.

1

144

Буквы  е – и в корне с чередованием

1

145

Буквы  е – и в корне с чередованием

1

146

Время глагола

1

Неделя 30

147

Прошедшее время

1

148

Правописание гласной перед суффиксом –л- в формах прошедшего времени глагола.

1

149

Настоящее время

1

150

Будущее время

1

151

Изменение глаголов по временам.

1

Неделя 31

152

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова- - -ева-, -ыва- - -ива-

1

153

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова- - -ева-, -ыва- - -ива-

1

154

Спряжение глагола

1

155

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

1

156

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

1

Неделя 32

157

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

1

158

Правописание мягкого знака в глаголах во 2-ом лице единственного числа

1

159

Правописание мягкого знака в глаголах во 2-ом лице единственного числа

1

160

Употребление времен

1

161

ВПР

1

Неделя 33

162

Морфологический разбор глагола

1

163

РР. Сжатое изложение

1

164

Повторение и обобщение материала по теме «Глагол».

1

165

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

5

166

Разделы науки о языке.

1

Неделя 34

167

 Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

168

Орфограммы в окончаниях слов

1

169

Употребление букв Ъ и Ь

1

170

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе ФГОС третьего поколения (5-9 классы)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Фед...

Рабочие программы ФГОС третьего поколения 5-9 класс

Рабочие программы ФГОС третьего поколения 5-9 класс...

Рабочие программы 1-4 класс (ФГОС третьего поколения)

Рабочие программы 1-4 класс (ФГОС третьего поколения) по физической культуре...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Музыка 5-8 класс (ФГОС третьего поколения)

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов ос...

Рабочая программа по учебному предмету Музыка 5 класс (ФГОС третьего поколения)

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоени...

Рабочая программа по учебному предмету Музыка 1 класс (ФГОС третьего поколения)

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоени...

Рабочие программы по информатике по ФГОС третьего поколения

Рабочая программа по предмету информатика  по ФГОС третьего поколения, созданная в "Конструкторе рабочих программ"...