Имена существительные общего рода
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределите существительные по родам: Стол, окно, солнце, кафе, мышь, лампа, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, шарф, непоседа, море.
Проверим М.р. Ж.р. Ср.р. стол мышь окно ландыш лампа солнце карандаш тетрадь кафе шарф девочка море
О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.
СРАВНИТЕ «Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.
А так можно? «Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
ВЫВОД Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода .
НО Род – это постоянный признак имён существительных. Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются?
Имена существительные общего рода
Чему мы должны научиться на уроке?
Существительные общего рода И.п. ед.ч. А / Я Значение Характеристика лица (чаще отр.) Жен.пола муж.пола Жен. Род муж. род Прил. –АЯ Прил. – ЫЙ, ИЙ
Имена существительные общего рода ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕГО РОДА 1 . Человек, который не может долго усидеть на месте, подвижный, склонный к суете. 2 . Тихий, смирный человек. 3 . Неловкий, несообразительный человек, тот, который постоянно всё теряет, забывает. 4. Неаккуратный, нечистоплотный человек, имеющий неряшливый вид. 5 . Тот, кто очень часто, без видимой причины жалуется, плачет.
Имена существительные общего рода ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕГО РОДА 1 . Человек, который не может долго усидеть на месте, подвижный, склонный к суете. 2 . Тихий, смирный человек. 3 . Неловкий, несообразительный человек, тот, который постоянно всё теряет, забывает. 4. Неаккуратный, нечистоплотный человек, имеющий неряшливый вид. 5 . Тот, кто очень часто, без видимой причины жалуется, плачет. непоседа тихоня растяпа неряха плакса
Имена существительные общего рода Миша – удивительн ЫЙ __ непоседа. Лида – удивительн АЯ ______ непоседа. Как ОЙ _____ ты зазнайка, Петя! Как АЯ ______ ты зазнайка, Аня! Коля – больш ОЙ ____ забияка. Света - больш АЯ __ забияка.
Выпишите из басен И.А.Крылова существительные общего рода, определите род, где это можно Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку . (И.А. Крылов «Волк на псарне») «Ах, ты, обжора! ах, злодей!» - тут Ваську Повар укоряет . (И.А. Крылов «Кот и повар») « Как расшумелся здесь! Какой невежа!» - про дождик говорит на ниве камень лежа . (И.А. Крылов «Камень и Червяк») Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк . (И.А. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно»)
Словарная статья НЕВЕЖДА, -ы; м. и ж. 1.Необразованный, малосведущий человек; неуч. Невежда он был круглый, ничего не читал. 2.Человек, несведущий в какой-л. области знаний. Невежда в физике. Я полная невежда в социальных вопросах. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
Словарная статья НЕВЕЖА, -и; м. и ж. 1. Грубый, невоспитанный человек. Только невежа не уступает женщине место в трамвае. Не хочу и разговаривать с такой невежей! Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
Невежи и невежды Невежа – грубый, невоспитанный человек Невеж д а (не ве д ает, не знает) – малообразованный человек
Прочтите это предложение и скажите, уместно ли в нём данное обращение? Ты не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежа!
Посмотрите на это предложение и скажите, уместно ли в нем данное обращение? Ты не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежда! невежа!
1.Я больш____ уница, потому что сегодня на уроке узнал(а), что именами существительными общего рода называются…… 2. Я удивительн_____ молодчина, так как знаю, что имена прилагательные сочетаются с сущ.общего рода либо в ______ роде, либо в _____. 3. Я больш____ уница, потому что теперь я знаю, что невежа – это______, а невежда- это_______ 4. Я молодчина, потому что знаю, что чаще всего сущ.общего рода используются в ________ речи.
Домашнее задание Выучить п.52, упр. № 323. Творческое: сочинить четверостишие, используя сущ. общего рода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Имена существительные общего рода, 6 класс
Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....
Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)
Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...
Имена существительные общего рода
Материал использова при объяснении нового материала...
Имена существительные общего рода
Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 6 классе при изучении существительных общего рода. Презентация содержит постановку проблемной ситуации, объяснение нового материал...
Имена существительные общего рода.
Имена существительные общего рода - презентация 6 класс...
Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...