«Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения»
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)
Открытый урок по русскому языку и культуре речи. Тема урока «Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_i_kulture_rechi.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку и культуре речи.
Тема урока «Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения»
Преподаватель Иванова Тамара Николаевна.
Открытый урок по русскому языку и культуре речи.
Тема урока «Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения»
Курс – II, группа Б-259
Время — 90 минут (одна пара)
Тип урока: комбинированный урок.
Вид и форма проведения занятия: комбинированный, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы студентов.
Метод обучения: репродуктивно-развивающий.
Метод учения: частично-поисковый.
Цели урока:
Обучающие:
- систематизация и обобщение знаний по теме «Акцентологические нормы»;
- изучение особенностей русского ударения, знакомство с акцентологическими нормами современного русского языка;
- систематизация и обобщение знаний о постановке ударения в различных частях речи;
Развивающие:
развитие познавательных способностей обучающихся;
развитие логического мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять главное);
развитие речи, умения связно и грамотно излагать свои мысли;
развитие внимания и памяти;
развитие коммуникативных качеств речи;
развитие умений работы со словарями, справочными изданиями и Интернет-ресурсами;
формирование умения видеть свои ошибки и анализировать их,
Воспитательные:
- формирование уважительного и бережного отношения к родному языку, культуре речи;
- формирование чувства ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
- воздействие на мотивационную сферу обучающихся;
Межпредметные связи:
- Русский язык
- Иностранный язык
- Бухгалтерский учёт
Оборудование занятия:
Компьютерное обеспечение: мультимедиа-проектор, ноутбук, слайды, видеоролики, аудиозаписи;
- Учебник по русскому языку и культуре речи под редакцией доктора филологических наук проф. В. Д. Черняк;
Литература:
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М: ООО «ИТИ Технологии», 2007.
- Большой бухгалтерский словарь под редакцией Азримляна (электронный вариант).
- Учебник по русскому языку и культуре речи под редакцией проф. В. Д. Черняк. Санкт- Петербург- Москва, Сага-Форум, 2006.
- Орфоэпические словари и словари ударений русского языка.
Структура урока:
1.Организационная часть.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Мотивация учебной деятельности студентов.
4.Актуализация опорных знаний.
5.Получение новых знаний (работа с учебником)
6.Закрепление полученных знаний.
7.Рефлексия.
8.Домашнее задание.
9.Подведение итогов.
Ход урока:
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Здравствуйте, уважаемые студенты, здравствуйте, уважаемые преподаватели – гости нашего открытого урока! А что значит открытый урок? (это вопрос к обучающимся) А зачем на него приходят? (Преподаватель обобщает) Проверим отсутствующих на нашем уроке (преподаватель делает перекличку) Итак, нам с вами придётся хорошо потрудиться: немного повторить материал прошлых уроков, познакомиться с новой темой и отработать практические навыки, а наши гости поучаствуют в учебном процессе, может быть, узнают что-то новое, ведь язык постоянно развивается. А тему нашего занятия мы запишем чуть позже. Начнём мы с небольшой разминки - опроса. Актуализация опорных знаний Разминка: 1.Что такое культура речи? 2.Что значит правильная речь? 3. А что значит норма? 4. Какие бывают нормы? Нас будут интересовать устные нормы, с ними мы уже начали знакомиться. Скажите, пожалуйста, какие же нормы относятся к устной речи? Правильно. Именно они определяют культуру звучащей речи. Вы уже знаете, что такое орфоэпическая норма. Дайте определение. Вы знаете определение и акцентологической нормы. Дайте его, пожалуйста. Слайд №1(на нём все определения) Итак, тема нашего урока – «Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения». Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему и эпиграфы: «Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит» (Д. Лихачёв) и «Умение правильно говорить - ещё не заслуга, а неумение – уже позор» (Цицерон) Слайд с темой урока и эпиграфами. А теперь попробуем сформулировать цели нашего занятия. Слайд с целями урока А зачем надо знать эти нормы? То есть вам, как будущим специалистам, знать произносительные нормы просто необходимо. Мы попробуем систематизировать все ваши знания по этой теме, познакомимся с особенностями русского ударения, поговорим о том, почему так важно знать нормы современного русского ударения. Чтобы лучше усвоить эти нормы, мы будем обращаться к материалу учебника, к видеороликам, аудиозаписям, различного рода словарям, а также к вашим знаниям. Работать будем письменно и устно, думаю, что многие из вас получат хорошие оценки за урок, но самое главное – вы получите знания по теме нашего урока и, думаю, желание дальше их расширять и совершенствовать. Итак, мы вспомнили определение акцентологической нормы. А что такое ударение? Слайд с определением акцентологии и ударения Какова его роль? Нарисуйте, пожалуйста, на доске кружки и гвоздики. Почему получились разные рисунки? Итак, ударение в русском языке имеет большое значение и выполняет различные функции, в частности смыслоразличительную. Слайд со словами Посмотрите на экран и прочитайте словосочетания правильно: шашки наголО – подстричь – нАголо, запаснОй игрок – запАсный выход, погрУженный на платформу, погружЁнный в воду, перехОдный возраст, переходнОй балл, лаврОвый лист- лАвровый венок Сегодняшняя тема очень трудна, ведь норма ударения – одна из самых проблемных. После просмотра ролика вы, я думаю, сможете сказать почему. Просмотр ролика – опроса прохожих о месте ударения в словах. Почему возникают такие разногласия? Почему люди так часто делают ошибки в постановке ударения? Давайте узнаем, какие ещё особенности существуют в современном русском ударении. Для этого обратимся к материалу учебника на странице 74-75.Найдите эти особенности, выпишите их в тетрадь и укажите причины ошибок в постановке ударения. Работа с учебником. После полученных ответов комментарий преподавателя. Так значит, только квартАл, свёкла, новорождённый, осуждённый. А ведь часто можно услышать, как даже выступающие по телевидению люди говорят прИговор, осУжденный, кто-то говорит Алкоголь, эпелепсИя, прикУс новорОжденный, шприцА, кто-то шОфер и компАс. Кстати, как правильно: бухгАлтеры или бухгалтерА, бухгАлтеров или бухгалтерОв? Так кто эти люди? Как узнать правильный вариант? Правильно, надо посмотреть в словаре. В каком именно или это неважно? Выступление студентки о пометах в словарях. Обобщение преподавателя. А теперь обратимся непосредственно к вашей бухгалтерской терминологии. Как правильно сказать: кредИт или крЕдит, дебИт или дЕбет? Два человека работают с Толковыми словарями и дают ответ. Слайд со словами Как правильно поставить ударение в словах: дисконт, дебиторы, забалансовые счета, запасные части, кредитор, сальдо, сальдовая ведомость, уставный капитал, валовой доход? Итак, мы выяснили, как правильно поставить ударение в ваших бухгалтерских терминах. А сейчас послушайте аудиозапись с отрывками из произведений русских классиков и найдите слова с неправильным с точки зрения сегодняшнего дня ударением. Чем это вызвано: подчинением рифме или чем-то другим? Какой вывод можно сделать? Полезна или вредна вариативность, то есть стадия существования старого и нового ударения? Скорее всего не только не вредна, но даже полезна, целесообразна, ведь варианты помогают нам привыкнуть к новой форме, делают её сдвиг более ощутимым. Интересно, что ударение в отдельных частях речи имеет свои особенности и принципы постановки. Чтобы в этом убедиться, ещё раз обратимся к материалу учебника. Запишите подзаголовок – ударение в именах существительных, откройте учебник на стр.76-78.Вниматель прочитайте эту главу, в тетрадь внесите те существительные, в которых вы неправильно ставили ударение, а также запишите, на какие группы по месту ударения можно распределить мена существительные. Но в русском языке есть много существительных, постановка ударения в которых не подчиняется никаким правилам. Такие слова надо запоминать, а в случае затруднения смотреть в словарь. На странице 79 приведён такой словарик. Сейчас по цепочке каждый из вас прочитает по три слова. Ударный гласный выделен другим шрифтом. Чтение словарных слов Сделайте следующий подзаголовок – Ударение в именах прилагательных. Внимательно прочитайте материал на странице 80-81, сделайте краткий конспект, отметьте особенности ударения в именах прилагательных. На странице 81 есть словарик, давайте прочитаем трудные слова по цепочке. Чтение словарных слов Непросто поставить ударение и в глаголах. Сделайте подзаголовок – Ударение в глаголах. Работа с учебником, стр.81-83. Выпишите в тетрадь «ошибкоопасные» глаголы. По цепочке прочитаем слова, данные на странице82-83.
Как вы относитесь к отклонениям от нормативного ударения, например, в СМИ? Ведь не секрет, что многие журналисты халатно относятся к слову, и их ошибки, проникая в телеэфир, подхватываются и разносятся очень быстро. Давайте попробуем их услышать и по возможности исправить в тексте публицистического стиля, произнесенного таким горе-журналистом. Текст одновременно будет перед вами в напечатанном виде, чтобы вы могли подчеркнуть слова, в которых, по-вашему, есть нарушение акцентологической нормы. Обращайтесь к электронному словарю или к печатным изданиям за помощью. - Итак, «чрезвычайная ситуация» (двойной смысл заголовка) (прослушивание аудиозаписи) Чрезвычайная ситуация Задание - отметить ошибки, сделанные читающим текст. А теперь давайте сделаем вывод о русском ударении и его особенностях. Какие варианты норм узнали? А теперь вывод, помощь на странице 83. Что делать при наличии в языке вариативности акцентологической нормы? А теперь прочитаем памятку «Говори правильно» Слайд с памяткой, после просмотр видеоряда с трудными словами. Обращение к первому эпиграфу (правильно говорить – ещё не заслуга, а неумение – уже позор) Домашнее задание: выучить слова из акцентологического минимума, написать эссе о функции ударения в речи, Рефлексия. Слайд Подведение итогов | Открытый урок – это такой урок, на который могут прийти все желающие. Наверное, посмотреть, как работают другие преподаватели и студенты на их уроках. Может быть, узнать что-то новое по заданной теме, ведь в русском языке, как и в других языках, постоянно происходят какие-нибудь изменения. Культура речи – это учение о правильности речи и речевом мастерстве. Правильная речь- это речь, подчинённая нормам. Норма-это правила, действующие в языке в определённый период его развития. Нормы бывают устные и письменные, только письменные и только устные. Орфоэпические и акцентологические- это только устные нормы. Орфоэпическая норма- это единственно возможный или предпочитаемый( значит, есть вариант) образцового произношения слова. Акцентологическая норма - рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения. Познакомиться с акцентологическими нормами современного русского языка, узнать об особенностях русского ударения, привести в систему знания по этой теме. Правильное произношение и ударение – обязательный атрибут образованного человека. Практическую безграмотность можно скрыть, а вот неправильно произнесённое слово может испортить не только мнение о нас, но и о нашем месте работы. К тому же неправильно произнесённые слова мешают воспринимать чужую речь. Это рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения. Ударение – это выделение голосом какого-либо слога в слове силой произнесения и увеличения длительности. С его помощью мы различаем слова. Всё дело в том, что одной из особенностей акцентологической нормы является её вариативность. Особенности: оно свободное, разноместное, подвижное, может быть вариативным. Причины ошибок: незнание происхождения слов, отсутствие в печатном тексте Ё, плохое знание морфологии, неверная аналогия и т. д. Это скорее всего профессионалы: работники следственных органов, медики, водители, моряки и бухгАлтеры. А это их профессиональный жаргон, с его помощью специалисты отделяют себя от других. Надо посмотреть в словарь. Есть специальные словари ударений, но и в любом другом словаре ударение, как правило, ставится. Оба варианта совершенно правильны. Но крЕдит и дЕбет в словаре даны с пометой «спец», то есть они из бухгалтерской лексики, дебИт тоже специальное слово, оно означает количество воды, нефти, газа, поступающего из источника в определённый промежуток времени. Кредит – это общеупотребительное слово, крЕдит в бухгалтерском деле – это счёт приходов и долгов, а дЕбет – счёт поступлений и долгов данному учреждению. В девятнадцатом веке такое произношение было нормой. Норма ударения довольно изменчива. А меняется она благодаря вариативности. Договор, приговор, жалюзи, квартал, мусоропровод, средства, танцовщица, столяр. Группы существительных по месту ударения: 1.Слова с неподвижным ударением на гласной основы (госпиталь, договор, средства), 2.Слова с неподвижным ударением на окончании (зонт, щавель, ломоть); 3.Слова, в которых место ударения в формах единственного и множественного числа различно, но фиксировано (округ, новость, доктор); В современном языке много прилагательных с вариативным ударением (мУскулистый и мускулИстый, бредОвый и бредовОй). Эти варианты не нарушают норму, а лишь отражают акцентологическую тенденцию. Трудность обычно вызывает краткая форма прилагательных. Но они обычно имеют те же ударения, что и полная форма (прАвый- прАвы), часто в мужском и среднем роде краткие прилагательные имеют то же ударение, что и полные, а в женском роде оно перемещается на окончания (блИзкий-блИзок, блИзко, близкА). Брала, брАло; добЫл, добылА, прИнял, принялА, звалА, позвалА, но вЫзвала и т. д. Оно свободное, разноместное, подвижное, изменчивое. Равноправные, допустимые, разговорные, профессиональные, устаревшие. Русское ударение трудно поддаётся систематизации, а акцентологические нормы – самые подвижные и быстро меняющиеся в русском языке. Надо смотреть в словари и справочники, обращая внимание на год издания, выбирать новейшие и обращать внимание на вариант статьи, находящийся первым. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акцентологические нормы 5 класс
Акцентологические нормы Говори правильно АлфавИт, арАхис, ательЕ[ тэ ], в аэропортУ, аэропОртов, аэропОрты. Быть, былА, бЫло, нЕ был, не былА, баловАть, бАнты. ВорОта, вЫздороветь, -вею, -ве...
Как помочь ученикам овладеть нормами русского ударения
Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударе...
Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Задание А 1"
Надеюсь , что , познакомившись с материалом презентации, учащиеся смогут избежать ошибок при выполнении задания А1....
Проверочная работа по теме "Орфоэпические (акцентологические) нормы русского языка"
Проверочная работа по теме "Орфоэпические (акцентологические) нормы русского языка" позволит проверить уровень знаний по данной теме. Задания составлены в формате ЕГЭ-2019....
Практическая работа по теме " Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Нормы ударения"
Задания для усвоения норм орфоэпии,норм ударения...
Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка
Цель: повысить речевую культуру учеников через усвоение акцентологических норм.Задачи:закрепить орфоэпические навыки;подготовить учеников к сдаче ЕГЭ....
Исследование способов запоминания акцентологических норм русского языка
Исследовательская работа по русскому языку о способах запоминания ударения...