Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка
план-конспект урока по русскому языку

Антонова Валерия Александровна

Цель: повысить речевую культуру учеников через усвоение акцентологических норм.

Задачи:

  • закрепить орфоэпические навыки;
  • подготовить учеников к сдаче ЕГЭ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка

Цель: повысить речевую культуру учеников через усвоение акцентологических норм.

Задачи:

  • закрепить орфоэпические навыки;
  • подготовить учеников к сдаче ЕГЭ.

Ход урока

Оценки/ Заметки

    I. Организационный момент

    – Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Скажите, кто сегодня отсутствует?  

    II. Объяснение нового материала

   – Ребята, обратите внимание на экран. Прочитайте данные стихотворения, обратив внимание на выделенные слова.

ФенОмен звонИт по средАм.

ПринЯв договОр по годам,

Он Отдал экспЕртам эскОрта

ХодАтайство аэропОрта.

Мы с шофЁром пустились по грЯзи

И, подолгу буксуя в грязИ,

ПрорвалИсь к отделению связи –

Нам типОграф прислал жалюзИ.

    – Ребята, вызывает ли у вас затруднение правильное прочтение этих слов?

    – Да.

    – А что именно вызывает затруднение?

    – Постановка ударения.

    – Да, это слова, в которых чаще всего можно ошибиться с постановкой ударения. Давайте прочитаем эти стихотворения вслух. …, читай, пожалуйста.

     – Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

    – Варианты ответов: об ударении; о правилах постановки ударения.

    – Да, сегодня мы поговорим о правилах  постановки ударения в словах. Кто-нибудь помнит, как называются правила постановки ударения?

    – Акцентологические нормы.

    – Правильно. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока: «Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка».

    – Ребята, может кто-нибудь вспомнит, что называют ударением?

    – Ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова.

    – Правильно.

     – Как мы уже с вами сказали, акцентологические нормы – это правила постановки ударения в словах.

    – В вашем учебнике дано другое определение акцентологических норм. Откройте учебник на странице 46 и прочитайте это определение.

    – Какие свойства русского ударения отражает это определение?

    – Разноместность и подвижность.

    – Правильно.

    – Соблюдение акцентологических норм очень важно, так как поставленное не на тот слог ударение может привести к путанице, ведь ударение не только придает звуковой облик слову, но и помогает различать разные слова, различать  формы одного слова. Все это функции ударения. Давайте их запишем.

     – Теперь, когда мы убедились в важности соблюдения акцентологических норм, давайте потренируемся верно расставлять ударения в словах.  

*На экране следующие стихотворения

*Учитель дает минуту для чтения

*Ученик зачитывает стихотворения. Учитель исправляет ученика, если тот допускает ошибки

*Число, классная работа  и тема урока появляются на доске

*Определение появляется на экране

*Определение появляется на экране

*Функции появляются на экране

III. Закрепление изученного материала

    Упр. 64 (стр. 47).  Запишите слова, обозначьте ударный слог. Используйте орфоэпический словарь.

    АгЕнт, алфавИт, арбУз, боЯзнь, вероисповЕдание, газопровОд, диспансЕр, досУг, забралА, зАгнутый, звонИт, квартАл, кремЕнь, намЕрение, обеспЕчение, партЕр, созЫв, цемЕнт,  дремОта, комбАйнер, плАнер, свЁкла, фенОмен, рефлЕксия, танцОвщица, упрОчение, ходАтайство, чЕрпать, щекОтно, электропрОвод.

    Упр. 69 (стр. 48). Образуйте все возможные формы прошедшего времени от следующих глаголов. Поставьте ударение в этих формах.

    Брать: брАл, бралА, брАло, брАли; взять: взЯл, взялА, взЯло, взЯли; заняться: занялсЯ, занялАсь, занялОсь, занялИсь; звать: звАл, звалА, звАло, звАли; класть: клАл, клАла; начать: нАчал, началА, нАчало, нАчали; начаться: началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принять: прИнял, принялА, прИняло, прИняли; родиться: родИлся, родилАсь, родИлось, родИлись.  

    – Следующее упражнение состоит из нескольких вариантов задания 4 из тестов ЕГЭ.

     Упр. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, верно выделив ударный слог. Используйте орфоэпический словарь.

    Вариант 1: манЯщий, каталОг, добелА, избАлованный, пЕрчить. ОТВЕТ: избалОванный

    Вариант 2: гУсеница, прожИвший, предпрИняв, нет кремнЯ, безУдержный. ОТВЕТ: предпринЯв.

    Вариант 3: на тОрте, премировАть, просверлИт, шассИ, дОкрасна. ОТВЕТ: докраснА.

    Вариант 4: исчЕрпав, включЁнный, баловАться, кУхонный, пОдчас (мы забываем о чём-то, наречие). ОТВЕТ: подчАс.

   Вариант 5: упрочЕние, пломбировАть, красИвее, начАвший, углубИть. ОТВЕТ: упрОчение.

    Вариант 6: нАнял, солгалА, сытА, облЕгчить, снятА. ОТВЕТ: облегчИть.

    Вариант 7: созЫв, Отзыв (посла), добелА, оптОвый, тубдиспансЕр. ОТВЕТ: отзЫв.

    Вариант 8: убыстрИть, позвонИм, опОшлить, вручИт, вклЮчит. ОТВЕТ: включИт.

    Вариант 9: запЁртый, понЯв, добелА, корЫсть, оптОвый. ОТВЕТ: зАпертый.

    Вариант 10: сверлИт, прИбыв, нет кОнусов, зАгодя, боЯзнь. ОТВЕТ: прибЫв.

*Учитель вызывает к доске по очереди 6 учеников, каждый из которых разбирает 5 слов

*Учитель вызывает к доске по очереди 3 учеников, каждый разбирает три слова

*Упражнение появляется на экране

*Учитель спрашивает 10 учеников, каждый из которых разбирает один вариант

IV. Рефлексия

    – Ребята, сегодня на уроке каждый из вас хорошо потрудился. Мне хотелось бы узнать, что во время урока у вас получилось лучше всего и что вы могли бы себе посоветовать, чтобы улучшить вашу работу на уроке.

*Учитель спрашивает нескольких учеников

V. Д/з

    – Наш урок  подходит к концу, поэтому откройте дневники и запишите д/з. Дома вам нужно будет выполнить упражнение 67 на странице 48. При выполнении упражнение вам нужно будет уточнить значения слов в толковом словаре и составить с каждым из слов словосочетание.

*Д/з появляется на экране


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ.Грамматические нормы современного русского литературного языка. Решаем А4

Разработка урока русского языка  в 11 классе по теме "Грамматические нормы современного русского языка. Готовимся к ЕГЭ. Решаем А4"...

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".

АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

Лабораторная работа "Культура речи и нормы современного русского литературного языка".

Совершенствовать у учащихся правильную речь, помочь осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы....

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка...