План работы со слабоуспевающими детьми
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс)
В каждом классе есть дети, испытывающие трудности при усвоении учебного материала. С такими учащимися необходимо вести систематическую работу, основанную на анализе причин их отставания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_so_slabouspev._detmi.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа№2
План работы
со слабоуспевающими учащимися
с. Сосново-Озерское, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В каждом классе есть дети, не усваивающие учебный материал в полной мере. Из урока в урок это отставание будет расти, если не обратить на него внимания. Таких детей окружаем вниманием, выясняем причины неуспеваемости и составляем план работы Работа со слабоуспевающими детьми должна вестись планомерно и систематически. Начинается она с определения причин их низкой успеваемости, ориентиром являются физические и психические возможности ребенка, особенности его восприятия и переработки информации.
Также проблема неуспеваемости может заключаться в слабой мотивации, отсутствии ответственного отношения учащихся к учебному труду. Комплекс мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся, включает в себя создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышения мотивации, реализация разноуровнего обучения, формирование навыков самостоятельной работы.
Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи: создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников; реализация разноуровнего обучения; изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации; формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Программа деятельности учителя-предметника
со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2021-2022 уч. год
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися | В течение учебного года. |
3. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах) | В течение учебного года. |
4. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
5.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику | В течение учебного года. |
6. Вести тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
7. Дополнительные занятия с учеником | В течение учебного года. |
8. Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию | На каждом уроке |
Общая стратегия | Методы |
Изменить методы обучения |
|
Обеспечить дополнительные занятия |
|
Воодушевлять и поддерживать |
|
Формировать уверенность в себе |
|
Напоминать прошлые успехи |
|
Признавать достижения |
|
Поощрять учащихся. |
|
Некоторые рекомендации по работе со слабоуспевающими уч-ся:
Контролировать:
- наличие точно и полно записанного задания на самоподготовку (оно продиктовано и объяснено учителем на уроке);
- наличие текста изучаемого художественного произведения, учебника, орфографического словаря, тетради.
Требовать:
- проработки теоретического материала по изучаемой (повторяемой) теме;
- обязательного выполнения письменных заданий на самоподготовку в соответствии с указаниями учителя.
- обязательного чтения изучаемого художественного произведения;
- выполнения работы над ошибками в контрольных, самостоятельных работах, в письменных работах по литературе;
- посещения дополнительных занятий по русскому языку в соответствии с графиком и требованиями учителя.
Оказывать помощь:
- в случае затруднения при выполнении задания на самоподготовку (возможна организация помощи сильных учеников слабоуспевающим);
- в составлении вопросов для учителя в случае недопонимания учащимися учебного материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
Занятие 1. Безударные гласные. Проверяемые согласные в корне слова. Состав слова
Занятие 2. Непроизносимые согласные в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные. Части речи. Имя существительное.
Занятие 3. Буквы и, у, а после шипящих. Склонение имён существительных.
Занятие 4. Мягкий знак в середине слов. Имя прилагательное. Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед союзами что, где, когда, а, но, да.
Занятие 5. О-Ё после шипящих в корне слова. Местоимения.
Занятие 6. Употребление ь на конце существительных после шипящих. Глагол.
Занятие 7. Краткие прилагательные с основой на шипящую.Учимся ставить знаки препинания. Запятые между однородными членами. Обобщающие слова
Занятие 8. Буквы о-ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных. Существительные на -ия, -ие, -ий
Занятие 9. Буквы и—ы после ц. Разделительные ъ и ь. Предлог. Союз.
Учимся ставить знаки препинания
Занятие 10. Буквы о—ё после шипящих в глаголах и словах, образованных от глаголов.
Занятие 11. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.
Занятие 12. Буквы о—ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях.
Занятие 13. Не с глаголами. Разбираем по членам предложения.
Главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).
Занятие 14. Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Занятие 15. Правописание приставок. Приставки на с—з.
Занятие 16. Чередование согласных в корнях слов.
Учимся ставить знаки препинания.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным.
Обращение. Запятые при слове пожалуйста.
Занятие 17. Чередование гласных а—о в корнях -лаг лож-.
Занятие 18. Чередование гласных а—о в корнях -раст- — -ращ -рос-.
Занятие 19. Чередование гласных и—е в корнях слов.
Занятие 20. Чередование гласных а—о в корнях -клан клон-, -гар гор-.
Занятие 21. Чередование гласных а—о в корнях -зар- зор-, -кас- кос-, -равн -роен-.
Занятие 22. Учимся ставить знаки препинания.
Прямая речь. Сложное предложение.
Занятие 23. Мягкий знак в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, cm, зд.
Занятие 24 Учимся ставить знаки препинания.
Запятые перед что, где, когда, который и между однородными членами. Обобщающие слова. Обращения.
Занятие 25. Большая буква и кавычки в именах собственных.
Занятие 26. Безударные гласные в корне слова.
Занятие 27. Проверяемые согласные в корне слова.
Чередование согласных в корнях слов.
Занятие 28. Непроизносимые согласные в корне слова.
Учимся ставить знаки препинания. Диалог.
Разбираем слова по составу. Спряжение глаголов.
Занятие 29. Буквы и, а, у после шипящих.
Занятие 30. Существительные на -ия, -ие, -ий.
Занятие 31. Склонение имён прилагательных.
Морфологический разбор имени существительного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Занятие 32. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов.
Морфологический разбор глагола.
Занятие 33. Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Правописание ъ в середине слов. Употребление ъ после приставок.
Занятие 34. Буквы и—ы после ц. Повторение. Основные правила орфографии.
6 класс
Занятие 1. Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне.
Корень, окончание, основа, приставка, суффикс.
Занятие 2. Правописание слов с двойными согласными, непроверяемыми гласными и согласными. Чередование согласных.
Имя существительное.
Занятие 3. Гласные после шипящих и ц. О—ё после шипящих и ц.
Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены предложения.
Занятие 4. Разделительные твердый и мягкий знаки.
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Занятие 5. Корни с чередующимися гласными -лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-, -гар- — гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-. Корни с чередованием и—е (бир- — -бер-, -дир- дер- и др.). Корни с чередующимися гласными -кас- — -кос-, -равн- — -роен-.
Занятие 6. Корни с чередующимися гласными -скак- — -скоч-, -мак- — -мок-(-моч-), -плав- — -плов- — -плыв-.
Чередование -я-(-а-) — -им-(-ин-) в корнях.
Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед словами что, если, потому что, чтобы, где, когда, который, хотя, кроме, куда.
Занятие 7. Гласные и согласные в приставках. Приставки рас- — рос- (раз- — роз-).
Занятие 8. Приставки при- — пре-. И—ы после приставок на согласную.
Занятие 9. Соединительные гласные о—е в сложных словах.
Занятие 10. Слова с корнями пол-, полу-.
Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Занятие 11. Суффиксы -ушк-, -ышк- и др. Суффиксы -чик-, -щик- в словах, обозначающих профессии людей. . Суффиксы -ий-, -ец-. Суффиксы -ек-, -ик- или -чик-. Суффиксы -ищ-, -ещ-. Суффиксы -ин-к-, -енк- и -ен-к-.
Занятие 12. Учимся ставить знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Прямая речь.
Занятие 13. Не с именами существительными. Имя прилагательное.
Занятие 14. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные
Занятие 15. Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных.
Занятие 16. Одно и два н в именах прилагательных.
Занятие 17. Не с полными и краткими прилагательными. Учимся ставить знаки препинания. Сложное предложение.
Занятие 18. Сложные прилагательные.
Занятие 19. Глагол. Наклонение глаголов.
Занятие 20. Спряжение глаголов. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов повелительного наклонения
Занятие 21. Переходные и непереходные глаголы.
Суффиксы глаголов -ова-, -ева- и -ива-, -ыва- . Не с глаголами. Безличные глаголы.
Занятие 22. Местоимение. Разряды местоимений.
Дефис в неопределенных местоимениях с частицами кое-, -либо, -то, -нибудь
Занятие 23. Не и ни в отрицательных местоимениях. Наречие.
Занятие 24. Числительные количественные, порядковые.
Числительные простые, сложные, составные.
Занятие 25. Правописание числительных. Сложные слова с числительными.
Занятие 26. Употребление большой буквы в написании названий и имен.
Перенос слов. Учимся ставить знаки препинания. Диалог.Обобщаем и повторяем.
Занятие 27. Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Непроверяемые гласные и согласные в корне.
Занятие 28. Чередование гласных в корнях -лаг- — -лож-, -рост- — -рощ -рос-, корни с чередованием е—и, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-, -равн- — -роен-, -скач- — -скоч-, -мак- — -мок- (моч), -плав- — -плов- — -плыв-. Слова с чередованием я—им.
Чередование согласных в корнях.
Занятие 29. Приставки на с—з, рас- рос- (раз- роз), при- пре-, буквы ы-и после приставок на согласную.Учимся ставить знаки препинания. Повторение.
Занятие 30. Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных. Суффиксы глаголов.
Занятие 31. Окончания существительных и прилагательных при изменении по падежам.
Склонение существительных на -ия, -мя, -ие, -ий.
Занятие 32. Безударные окончания глаголов I и II спряжения.
Окончания глаголов повелительного наклонения.
Занятие 33. Правописание порядковых числительных.
Занятие 34. Одно и два н в именах прилагательных.
Занятие 35. Правописание не со всеми частями речи. Не или ни в отрицательных местоимениях. Состав слова. Части речи. Члены предложения.
Найдите «ошибки» в тексте «Детство Темы».
7 класс
Занятие 1. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова.
Занятие 2. Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные.
Занятие 3. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Занятие 4. Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.
Занятие 5. Приставки на с-з, приставки раз-(рас-) — -роз-(рос-), приставки при- — пре-. Гласные ы-и после приставок.
Учимся ставить знаки препинания 1. Запятая перед а, но, да, что, чтобы, потому что, если, где, когда, который, кроме, хотя, куда.
Занятие 6. Окончания имен существительных (на -ия, -мя, -ие, -ий, прилагательных, числительных)
Занятие 7. Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов. Учимся ставить знаки препинания. Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного.
Занятие 8. Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных.
Занятие 9. Гласные и, а, у после шипящих и ц. О-е после шипящих.
Занятие 10. Твердый знак после приставок и в сложных словах. Мягкий знак в середине слова и на конце слов после шипящих. Учимся ставить знаки препинания . Однородные члены. Обобщающие слова.
Занятие 12. Одно и два н в существительных, полных и кратких прилагательных.
Занятие 13. Не с глаголами, существительными, прилагательными, местоимениями.
Занятие 14. Не и ни для передачи отрицания. Не и ни для усиления утверждения.
Занятие 15. Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол-. Соединительные гласные в сложных словах. Учимся ставить знаки препинания . Обращение. Вводные слова. Прямая речь. Диалог.
Занятие 16. Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот.
Занятие 17. Действительное и страдательное причастия настоящего и прошедшего времени.
Занятие 19. Н в кратких причастиях. Отличие кратких причастий от кратких прилагательных.
Занятие 20. Одно и два н в причастиях и отглагольных прилагательных.
Занятие 21. Не с полными и краткими причастиями. Учимся ставить знаки препинания . Обособление причастных оборотов.
Занятие 24. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.
Занятие 25. Не с деепричастиями. Учимся ставить знаки препинания . Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Занятие 26. Наречие. О и е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных.
Занятие 27. Дефис в наречиях на -ому (ему), -цки, -ски, -ьи; в наречиях с частицами кое-, -либо, то, -нибудь; в сложных наречиях; в наречиях, образованных от числительных. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Занятие 28. Наречия с приставками из-, до-, с- и в-, на-, за-. Не и ни в отрицательных наречиях.
Занятие 29. Отличие местоименных наречий с приставками от местоимений с предлогами. Не с наречиями на –о.
Занятие 30. Возможность двоякого написания не с наречиями на –о. Учимся ставить знаки препинания . Обособление деепричастий, причастных и деепричастных оборотов.
Занятие 31. Предлог. Дефис в предлогах. Производные предлоги.
Занятие 32. Отличие производных предлогов от существительных с предлогами.
Занятие 33. Союз. Союзы сочинительные и подчинительные. Союзы чтобы, тоже, также. Союзы зато, итак, притом.
Занятие 34 Учимся ставить знаки препинания . Повторение. Обособленные члены предложения.
Частицы ли(лъ), бы(б), же(ж). Дефис в частицах кое-, -либо, -то, -нибудь, -ка, -тка, де-, -с. Междометие. Утвердительные и отрицательные слова да, нет . Повторение и обобщение.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Работа ученика по заданию учителя | |
Русский язык | |
1. Выполнение заданий на самоподготовке | |
а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта. б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием. | а) Выборочный опрос. б) Проверить наличие выполненного упражнения в тетради. |
2.Пятиминутки русского языка | |
Записать и выучить слова. | а) Провести пятиминутку или проконтролировать работу ассистентов б) Выборочный опрос. в) Проверка наличия записанных слов. |
3. Работа над ошибками | |
Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями учителя. | Проверить наличие работы над ошибками. |
4. Индивидуальные задания | |
После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …). | а) Выборочный опрос по указанному материалу. б) Проверить наличие выполненного задания. |
5. Каникулярные задания | |
а) Выучить указанный учителем теоретический материал. б) Выполнить указанные упражнения. | а) Выборочный опрос по теории. б) Проверить наличие выполненного задания. |
6. Дополнительные занятия | |
а) Задать вопросы по непонятному материалу. б) После объяснения учителя выполнить указанное задание. | Контролировать посещение занятий слабоуспевающими учащимися |
Литература | |
1. Выполнение занятий на самоподготовке | |
а) Прочитать указанные произведения или эпизоды. | а) Выборочный опрос на знание текста произведения. б) Проверка наличия выполненного задания. |
Выводы:
1. При работе с учеником на уроке и в процессе контроля необходимо: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой; при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников на каждом уроке
2. Необходимо варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно усваивать учебный материал;
3.Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.
Список слабоуспевающих учащихся, 2021/2022 уч.год
№ | ФИ уч-ся | Примечания |
5 Б | ||
1. | ********************* | |
2. | ********************* | Плохой почерк |
3. | ********************* | |
4. | ********************* | Медленно пишет |
7 А | ||
1. | ********************* | низкая техника чтения |
2. | ********************* | Очень низкая техника чтения |
3 | ********************* | |
4 | ********************* | |
5 | ********************* | низкая техника чтения |
6 | ********************* | |
7 | ********************* | низкая техника чтения |
8 | ********************* | |
9 | ********************* | |
10 | ********************* | |
9 А | ||
1. | ********************* | Пробелы |
2. | ********************* | |
3. | ********************* | Пробелы |
4 | ********************* | |
5 | ********************* | Пробелы |
6 | ********************* | |
7 | ********************* | |
8 | ********************* | |
9 | ********************* |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы со слабоуспевающими детьми
Цель:-ликвидация пробелов у учащихся в обучении географии;-создание условий для успешного индивидуального развития ученика....
План работы со слабоуспевающими детьми
В помощь руководителю ШМО учителей математики...
План работы со слабоуспевающими детьми
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...
ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ
ПЛАН РАБОТЫСО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ...
План работы со слабоуспевающими детьми
Цели, задачи, причины слабой успеваемости ученика...
План работы со слабоуспевающими детьми
План работы со слабоуспевающими детьми...
План работы со слабоуспевающими детьми.
План, список учащихся....