Словарный урок
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Саади Марина Сергеевна

Что же такое словарь - известно каждому! Сегодня мы познакомися с различными видами словарей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saadi_m.s._slovarnyy_urok.docx400.66 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

по теме «Фразеологизмы в речи»

Саади Марина Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Зареченская  классическая гимназия

Тоцкое Второе, 2021 год

Пояснительная записка

Методическая разработка урока  посвящена теме «Фразеологизмы в речи».

Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употребляя фразеологизмы.

    Занимаясь подготовкой к ГИА,  было выявлено,  что учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, поэтому необходимо, чтобы урок на тему «фразеологизмов» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что вероятнее всего улучшит знания учащихся на эту тему.

    На уроке используются разнообразные методы, приемы и средства обучения. Материалы к уроку подобраны таким образом,  что может быть использован,  как при  коллективной, так и при индивидуальной форме обучения.

Данный урок предполагает выполнение и достижение определенных целей и задач.

   ЦЕЛЬ  УРОКА:    формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

  ЗАДАЧИ:

  1. Научить распознавать фразеологические обороты.
  2.   Выявить их эмоционально-выразительные достоинства.
  3.   Использовать фразеологизмы в устной письменной речи.
  4.    Стимулировать стремление учащихся  к творчеству и самовыражению.
  5.    Формировать умения работы со словарём

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся познакомятся с понятием «фразеологизмы», повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, познакомятся с историей происхождения фразеологизмов.

Технологическая карта  урока русского языка по теме «Фразеологизмы в речи»

Учитель

Саади Марина Сергеевна

Тема урока

Фразеологизмы в речи.

Место работы

МБОУ Зареченская классическая гимназия

Должность

Учитель русского языка

Предмет

Русский язык

Класс

6

Название урока

Фразеологизмы

Цель урока

формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

УУД

Метапредметные результаты

Выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные результаты

Самоопределение

Технология урока

Информационно-коммуникативная

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Работа  по группам.

Программное содержание

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Фразеологические словари.

План изучения нового материала

1.Что такое фразеология и фразеологизм

2. Нахождение в тексте фразеологизма и объяснение его значения.

3. Работа со словарями

Основные понятия

Фразеология, фразеологизм.

Домашнее задание

Придумайте своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию (по желанию)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание

урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент. Приветствие

Подготовка класса к работе.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).

Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).

 Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).

 Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).

Личностные ре

зультаты

Самоопределение

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Минутка повторения. Работа с орфоэпическим словарём

«Орфоэпическая разминка» ( с сайта Решу ВПР)

-Ребята, расставьте ударение в словах? + 4 новых слова, ударение вы можете проверить воспользовавшись орфоэпическим словарём

Слайд 1

Работа со словами + 4 новых слова проверяют по орфоэпическому словарю: вероисповЕданиеисповЕдать, пОручни

придАное

Банты, водопровод, черпать, танцовщица

3

Работа с эпиграфом

«Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка».

К. Паустовский.

-О каких устойчивых сочетаниях слов говорит К.Г. мы узнаем, разгадав кроссворд

Слайд 2

Беседа по эпиграфу и его пониманию

Объясняют понимание слов Паустовского

4

Актуализация знаний

Разминка. Кроссворд.

Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока.

Кроссворд.

 1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика)

 2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии.(Профессионализмы)

 3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» (Наречие)

 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.( Союз)

 5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы.

 6. Речь двух или нескольких человек. (Диалог)

 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. (Предлог)

 8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. (Орфоэпия)

 9. Речь одного человека. (Монолог)

 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. (Синтаксис)

 11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая.

12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. (Морфология)

Какое слово получилось в результате? Фразеологизм.

Так какова же сегодня тема нашего урока? А какую цель мы можем перед собой поставить?

 Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём?

Определение темы урока, постановка цели, задач  урока.

Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания.

 

Работа в паре.

 Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов.

Формулируют тему и цель урока.

 Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

5

Работа с толковым словарём

-Давайте найдём в толковом словаре значение слова «фразеологизм»

Раздаёт словари

Работа со словарём

ФРАЗЕОЛОГИЗМ -а; м. Лингв. Устойчивое словосочетание, оборот речи, выражение, значение которого не складывается из значений составляющих его слов; идиома. Толковый словарь Кузнецова

Источник
https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC

6

Знакомство с новым материалом

Сравнительный анализ двух предложений:

1.Мой брат работал на огороде не покладая рук, и поэтому задание он выполнил раньше срока.

2.Все работали усердно.

-Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению?

- Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»?

- Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу.

Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом.

Определение синтаксической роли фразеологизмов

- Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении?

А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль в предложении.

Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника.

Сравнение предложений, работа с фразеологизмами, определение синтаксической роли фразеологизмов в тексте.

Слайд 2

Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу.

Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов.

Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.

Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах.

Дают оценку деятельности одноклассников.

Читают определение, делают вывод.

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

7

Физминутка

Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):
• Голоден как …(ВОЛК)
• Хитёр как … (ЛИСА)
• Труслив как … (ЗАЯЦ)
• Здоров как … (БЫК)

Слайд 3

Предлагает учащимся выполнить задания физминутки.

Проговаривают окончания, изображают с помощью мимики и жестов.

8

Закрепление изученного материала. Работа со словарями в группах.

1 группа получают Словарь фразеологических синонимов русского языка

Автор: Жуков В. П., Сидоренко М. И., Шкляров В. Т. Под редакцией В.П.Жукова

Издательство: "Русский язык", Москва

Год: 1987

Задание: Найти синонимичные фразеологизмы к фразеологизму «Валять дурака»

2 группа  работают с Фразеологическим словарём русского литературного языка А.И. Фёдорова

Задание: объяснить значение фразеологизмов и указать источник происхождения:

Водить за нос, во всю Ивановскую, волк в овечьей шкуре, где раки зимуют 

3 группа Работа с Толковым словарём живого великорусского языка

Что такое баклуши?

Что такое витать?

Общее задание для всех

Распределите данные фразеологизмы по трем группам: 1) книжные, 2) разговорные, 3) межстилевые. Истолкуйте значение фразеологизмов (устно). Для справок пользуйтесь «Фразеологическим словарем русского языка» под ред. А.И.Молоткова или «Школьным фразеологическим словарем русского языка», составленным В.П.Жуковым.

Авгиевы конюшни, с три короба, проходить красной нитью, хлебом не корми, пустить корни, хоть кровь из носу, не с того конца, боевое крещение, сводить концы с концами, выйти из-под пера, из кулька в рогожку, переменить декорации, переть на рожон, подводить под монастырь

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Работа в группах, работа с фразеологическими словарями

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Работа в группах.

Знакомятся   с заданием, задают вопросы по выполнению заданий,  выполняют  задания.

Работают со словарями, анализируют словарную статью, выступают с сообщением перед классом.

Метапредметные результаты

Выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные результаты

Самоопределение

9

Подведение итогов

Составляют синквейн к слову ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Составляют синквейн

  • Фразеологизм
  • Неделимый, устойчивый
  • Обогащает, описывает, соотносится
  • Делает речь ярче
  • Устойчивое словосочетание

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Рефлексия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

10

Домашнее задание

Придумайте своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию (по желанию)

Комментирует  домашнее задание

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.

 Источник: 

https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Фразеологический словарь русского языка онлайн (slovaronline.com)

ВПР−2021, Русский язык для 6 класса: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида.

Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...

Всероссийский словарный урок.

27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы  в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...

Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)

Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...

Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля

22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....

всероссийский словарный урок, посвященный Далю

внеклассное мероприятие для 8-9 классов...

Всероссийский словарный урок.

27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы  в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...