Словарный урок
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Что же такое словарь - известно каждому! Сегодня мы познакомися с различными видами словарей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saadi_m.s._slovarnyy_urok.docx | 400.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
по теме «Фразеологизмы в речи»
Саади Марина Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Зареченская классическая гимназия
Тоцкое Второе, 2021 год
Пояснительная записка
Методическая разработка урока посвящена теме «Фразеологизмы в речи».
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употребляя фразеологизмы.
Занимаясь подготовкой к ГИА, было выявлено, что учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, поэтому необходимо, чтобы урок на тему «фразеологизмов» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что вероятнее всего улучшит знания учащихся на эту тему.
На уроке используются разнообразные методы, приемы и средства обучения. Материалы к уроку подобраны таким образом, что может быть использован, как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения.
Данный урок предполагает выполнение и достижение определенных целей и задач.
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.
ЗАДАЧИ:
- Научить распознавать фразеологические обороты.
- Выявить их эмоционально-выразительные достоинства.
- Использовать фразеологизмы в устной письменной речи.
- Стимулировать стремление учащихся к творчеству и самовыражению.
- Формировать умения работы со словарём
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся познакомятся с понятием «фразеологизмы», повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, познакомятся с историей происхождения фразеологизмов.
Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы в речи»
Учитель | Саади Марина Сергеевна |
Тема урока | Фразеологизмы в речи. |
Место работы | МБОУ Зареченская классическая гимназия |
Должность | Учитель русского языка |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Название урока | Фразеологизмы |
Цель урока | формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи. |
УУД | Метапредметные результаты Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение |
Технология урока | Информационно-коммуникативная |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Работа по группам. |
Программное содержание | Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Фразеологические словари. |
План изучения нового материала | 1.Что такое фразеология и фразеологизм 2. Нахождение в тексте фразеологизма и объяснение его значения. 3. Работа со словарями |
Основные понятия | Фразеология, фразеологизм. |
Домашнее задание | Придумайте своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию (по желанию) |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Содержание урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
1 | Организационный момент. Приветствие | Подготовка класса к работе. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Проверяют готовность к уроку. Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх). Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны). Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки). Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки). | Личностные ре зультаты Самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
2 | Минутка повторения. Работа с орфоэпическим словарём | «Орфоэпическая разминка» ( с сайта Решу ВПР) -Ребята, расставьте ударение в словах? + 4 новых слова, ударение вы можете проверить воспользовавшись орфоэпическим словарём | Слайд 1 | Работа со словами + 4 новых слова проверяют по орфоэпическому словарю: вероисповЕдание, исповЕдать, пОручни придАное Банты, водопровод, черпать, танцовщица | |||
3 | Работа с эпиграфом | «Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка». К. Паустовский. -О каких устойчивых сочетаниях слов говорит К.Г. мы узнаем, разгадав кроссворд | Слайд 2 | Беседа по эпиграфу и его пониманию | Объясняют понимание слов Паустовского | ||
4 | Актуализация знаний | Разминка. Кроссворд. Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока. Кроссворд. 1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика) 2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии.(Профессионализмы) 3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» (Наречие) 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.( Союз) 5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы. 6. Речь двух или нескольких человек. (Диалог) 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. (Предлог) 8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. (Орфоэпия) 9. Речь одного человека. (Монолог) 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. (Синтаксис) 11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая. 12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. (Морфология) Какое слово получилось в результате? Фразеологизм. Так какова же сегодня тема нашего урока? А какую цель мы можем перед собой поставить? Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём? | Определение темы урока, постановка цели, задач урока. | Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания.
| Работа в паре. Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов. Формулируют тему и цель урока. | Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе | |
5 | Работа с толковым словарём | -Давайте найдём в толковом словаре значение слова «фразеологизм» | Раздаёт словари | Работа со словарём ФРАЗЕОЛОГИЗМ -а; м. Лингв. Устойчивое словосочетание, оборот речи, выражение, значение которого не складывается из значений составляющих его слов; идиома. Толковый словарь Кузнецова | |||
6 | Знакомство с новым материалом | Сравнительный анализ двух предложений: 1.Мой брат работал на огороде не покладая рук, и поэтому задание он выполнил раньше срока. 2.Все работали усердно. -Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению? - Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»? - Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же? - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу. Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом. Определение синтаксической роли фразеологизмов - Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении? А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль в предложении. Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника. | Сравнение предложений, работа с фразеологизмами, определение синтаксической роли фразеологизмов в тексте. Слайд 2 | Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу. Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов. | Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах. Дают оценку деятельности одноклассников. Читают определение, делают вывод. | Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | |
7 | Физминутка | Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями): | Слайд 3 | Предлагает учащимся выполнить задания физминутки. | Проговаривают окончания, изображают с помощью мимики и жестов. | ||
8 | Закрепление изученного материала. Работа со словарями в группах. | 1 группа получают Словарь фразеологических синонимов русского языка Автор: Жуков В. П., Сидоренко М. И., Шкляров В. Т. Под редакцией В.П.Жукова Издательство: "Русский язык", Москва Год: 1987 Задание: Найти синонимичные фразеологизмы к фразеологизму «Валять дурака» 2 группа работают с Фразеологическим словарём русского литературного языка А.И. Фёдорова Задание: объяснить значение фразеологизмов и указать источник происхождения: Водить за нос, во всю Ивановскую, волк в овечьей шкуре, где раки зимуют 3 группа Работа с Толковым словарём живого великорусского языка Что такое баклуши? Что такое витать? Общее задание для всех Распределите данные фразеологизмы по трем группам: 1) книжные, 2) разговорные, 3) межстилевые. Истолкуйте значение фразеологизмов (устно). Для справок пользуйтесь «Фразеологическим словарем русского языка» под ред. А.И.Молоткова или «Школьным фразеологическим словарем русского языка», составленным В.П.Жуковым. Авгиевы конюшни, с три короба, проходить красной нитью, хлебом не корми, пустить корни, хоть кровь из носу, не с того конца, боевое крещение, сводить концы с концами, выйти из-под пера, из кулька в рогожку, переменить декорации, переть на рожон, подводить под монастырь | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах, работа с фразеологическими словарями | Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе | ||
Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах. Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания. Работают со словарями, анализируют словарную статью, выступают с сообщением перед классом. | Метапредметные результаты Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение | |||||
9 | Подведение итогов | Составляют синквейн к слову ФРАЗЕОЛОГИЗМ | Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Составляют синквейн
| Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности | ||
10 | Домашнее задание | Придумайте своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию (по желанию) | Комментирует домашнее задание | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания. |
Источник:
Фразеологический словарь русского языка онлайн (slovaronline.com)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида.
Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...
Всероссийский словарный урок.
27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...
Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)
Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...
Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля
22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....
всероссийский словарный урок, посвященный Далю
внеклассное мероприятие для 8-9 классов...
Всероссийский словарный урок.
27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...