Эссе
статья по русскому языку

Тьюторство как эффективный метод подготовки к ЕГЭ, ОГЭ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Мое видение тьюторской деятельности»

Севек Жанна Чкалововна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Тээлинская СОШ, Республика Тыва,

zhannasevek@mail.ru

        В современном обществе в свете развития новых способов образования, педагогических технологий важным становится воспитание и формирование личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Традиционные подходы в образовании, когда учащиеся усваивают в школе определенную сумму знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. В такой ситуации становится значимой позиция тьютора, сопровождающего индивидуальную образовательную программу учащегося.

В результате тьюторского сопровождения учащиеся определяют свой путь в образовании и принимают ответственность за свое будущее.

Какова же цель педагогической деятельности тьютора?

- создание условий для становления обучающихся как субъектов собственной учебной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности, поддержка различных образовательных интересов школьников 

Для достижения целей деятельности тьютор на проектировочном, организационно-деятельностном, диагностическом и поддерживающем этапах выполняет следующие функции: контрольно-диагностическая, проектная, мотивационная, информационно-содержательная, организационно-деятельностная, технологическая, консультационная  и рефлексивная 

Содержание деятельности тьютора: описание целей и последовательности действий обучающихся на каждом из этапов работы, фиксация познавательного интереса.

Различны способы деятельности тьютора: диагностика интереса, анкетирование, тестирование, «включение» и «приобщение», вопросы с правом выбора, работа с папкой личных достижений ученика, беседа, консультирование, построение цепочки (что было, что есть, что будет) 

При тьюторском сопровождении ученик работает разными способами:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         рассказ о себе - представление своего «Я», представление имеющегося объема знаний по теме, представление-рассказ об истории возникновения познавательного вопроса, осознание неопределенности создавшейся ситуации, необходимость ее достройки из прошлого и будущего.

Тьютор при организации сбора и анализа информации по теме обеспечивает поэтапное развитие познавательной мотивации школьников в соответствующих с педагогическими условиями. 

Этапы действия тьютора:

-определение «карты» познавательного интереса, выявляет образовательные ресурсы, «места», в которых ребенок может найти информацию по интересующей теме. Цель этой работы - овладеть культурными средствами самообразования, в том числе другими средствами дополнительного образования (библиотеки, кружки и т.п.). 

- анализ познавательного интереса ученика, основанный на подборе материала по интересующей теме. Цели: снабдить учеников, родителей и всех тех, кто принимает решение в отношении образования, необходимой информацией о прогрессе младшего школьника в изучении выбранной темы; помочь учителю следить за прогрессом отдельных учеников в их индивидуальных поисках; научить ребенка систематизировать набранный материал; способствовать участию детей в оценке своей работы; осознать собственную успешность и компетентность в выбранной теме; заложить основу для многосторонней оценки общей работы ребенка. 

-тьютор в качестве результата фиксирует личностные изменения ребенка; этот этап включает в себя способы работы тьютора и ученика. 

 - организация представления познавательного интереса и анализ этого представления, организационно-деятельностное обеспечение развития через индивидуальные и групповые формы работы, тьюторские консультации, практическую деятельность, представление познавательных интересов, «Город мастеров», игры, тренинги, экскурсии, выезды. 

Школьники должны осознать значение представления познавательных интересов, способов работы, полученных результатов для себя, определить перспективы работы с познавательным интересом. Совместно выбирается форма представления интереса: лаборатория, мастерская, презентация и т.д. Важнейшее звено подготовки и представления познавательного интереса - создание опорного плана конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбирает сам ученик. После представления познавательного интереса идет анализ выступления.

Он складывается из содержательного и внешнего анализа.

1. Из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме. Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой. После выступления рецензента начинается коллективное обсуждение: школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих. Разговор может начать и сам учитель, постепенно включая в обсуждение всех членов группы.

2. Индивидуальная консультация по итогам проведения представления познавательного интереса, на которой ученик старается отметить сильные и слабые стороны своего выступления, успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть, способы деятельности, использованные во время подготовки и проведения представления познавательного интереса. 

Тьюторство в средней школе - помощь учащемуся в осознании своих интересов внутри учебного предмета.  

Возможности - изучение предмета по ИУП и в условиях разных образовательных систем, максимально возможное увеличение возможности выбора различных предметов за счет введения студий, кружков, факультативов.

Условия реализации:

 - обсуждение любого выбора с тьютором

 - организация совместно с родителями жизни подростков

 - отделение подростковой школы от начальной и старшей школы 

 Формы тьюторского сопровождения в подростковой школе:

- общий сбор подростковой школы (еженедельно)

- тьюторские часы, круглые столы с учителями, тьюторский совет, экраны фиксации траектории индивидуального движения ученика в предмете, организация студий из предметов по выбору, письменные рефлексии учащихся о новых формах работы, анализ их тьютором 


В старшей школе помощь учащемуся в:

 - ориентировании в категориях будущего в профессиональном поле,

 - осознании своих способностей и возможностей;

 - в построении индивидуального способа социализации.

Формы: тьюторские спецкурсы, студии.

Тьютор организует линии образовательных событий в старшей школе, сопровождает процесс освоения учащимися разноуровневых образовательных программ, анализирует образовательные эффекты событий 

Содержательно-технологическое обеспечение тьюторского сопровождения процесса построения и реализации старшеклассниками индивидуальной образовательной траектории: 

-предмет тьюторского сопровождения: любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения. 

         Логика тьюторского сопровождения:

« У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и КАК ты отвечаешь на твой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять свои достижения (какие используемые тобой средства познания эффективны) и твои проблемы (что и КАК надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять, КАК ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем – как отдаленном (в профессии, в жизни вообще), так и в ближайшее время».

Тьюторство в профильной школе:

 1. Предоставление тьюторской поддержки учащимся, готовым к самообразованию.

2. Разделение образовательного и самообразовательного пространств (не совмещать уроки и тьюторские консультации).

3. Наличие у тьютора собственного опыта самообразования.

4. Тьюторы в школе - люди, увлеченные этой идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.

5. Соответствие тьюторского сопровождения возрастным особенностям учащихся. 

         Этапы технологии тьюторского сопровождения:

- определение познавательного интереса подростка.

- формулирование образовательного вопроса.

- постановка цели образовательной деятельности.

- поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка план-карты познавательного интереса.

- реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - сбор портфолио, образовательный проект.

- анализ итогов образовательной деятельности – презентация портфолио или проекта

- корректировка образовательной цели, определение временных перспектив. 

         Основное содержание технологии тьюторского сопровождения в подростковой школе:

- обеспечение работы тьюторских классов в качестве образовательных сообществ, объединенных по способу деятельности, способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы: исследовательские, проектные, творческие.

Техники работы:

 - образовательная карта;

- портфолио;

- личностно значимое общение;

- презентация в образовательном сообществе. 


        Этапы работы учащегося с тьютором.

1 этап. Ученик формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы - найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники: можно составить интересную для ее заполнения анкету, где ученик укажет несколько разных вопросов, на основании которых можно будет затем побеседовать с ним или конкурс на лучший вопрос. 

 2 этап

1. Поиск ответов на вопрос: обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа, собственно поиск.

 2. Выбор способа  - определение индивидуального стиля образования и приведение учащегося к его осознанию познакомить с существующими в культуре способами ответов на возникающие у людей вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д. В своей работе тьютор стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального. 

        

Основные техники работы тьютора на данном этапе:

- План-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос (для ученика может быть представлена как карта пирата или следы инопланетного существа)

- Вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов)

- Образовательное портфолио. Тьютор также ведет свой портфолио, только у него в нем может быть столько отделений, сколько рефлексивных уровней в его работе: его (тьютора) портфолио как ученика, тоже отвечающего для себя на вопрос его подопечного

портфолио об успехах и неуспехах его подопечного,

портфолио о его собственно тьюторских шагах и находках. 

 Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу учащихся

 Выбор формы презентации: увлекательный рассказ или доклад о проекте  и т.д.

Образовательный продукт – запечатление ответа в форме, которая может быть использована учащимся или другими.

 Технология тьюторского сопровождения в старшей школе

Основное содержание: помощь учащемуся в создании проекта своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности

Виды деятельности, которые осваивают школьники благодаря тьюторскому сопровождению:

-поиск в окружающем мире удивительных явлений, примечательных и значимых объектов.

- творческая продукция детей, краткое представление интереса.

- формирование способа и техники поиска и систематизации материала.

- систематическое наблюдение какого-нибудь объекта, ведение дневниковых записей, сбор примечательных фактов.

- оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов.

- создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий.

- работа с текстами по своей тематике.

 - ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему.

- изложение своего взгляда, отстаивание позиции.

- рефлексия познавательной деятельности.

- рецензирование работ.

- умение вести диалог и спор со слушателями.

 - выпуск газет и журналов и др.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...