Тренировочные упражнения. Приложение 5.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)
Тренировочные упражнения по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kucheva_sa_epitet._metafora._sravnenie.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировочные упражнения по теме
«Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»
Упражнение 1.
Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.
1) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А. П. Чехов) 2) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. П. Платонов) 3) В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И. С. Шмелев)
Упражнение 2.
Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность.
Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье; в ясной лазури; по бархатным лугам; судьба жестокая; тщетный шум пиров; счастливый край.
Упражнение 3.
Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.
Луч | Неприступный |
Упражнение 4.
Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты.
Солнце ___________________________________________
Туман ____________________________________________
Огонь ____________________________________________
Свет _____________________________________________
Сирень ___________________________________________
Чувство ___________________________________________
Муза______________________________________________
Тишина ___________________________________________
Упражнение 5.
Прочитайте текст. Найдите в нем эпитеты. Определите их роль в тексте.
Нетленные красоты России, ее полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даешься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова. Каменная громада Георгиевского собора на Ильмень-озере, когда на прибывающей весенней воде он высится, будто в облаках, не просто старина, а памятник величию человека.
Все это — эпоха, когда простой человек почувствовал в себе поэта и ощутил, что земля — это нечто большее, чем просто нива, просто гул нетронутых лесов. Он, загнанный на северные окраины своей земли безжалостными завоевателями, понял, что уходить больше некуда, что родная земля, эти спасительные богатырские дали, — источник бесконечной душевной силы. И каждая травинка, дерево, озеро стали восприниматься им как нерукотворное богатство. (По Ю. Куранову)
Упражнение 6.
Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения.
1) Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает. (А. А. Фет)
2) А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит. (И. С. Тургенев)
3) Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек. (А. А. Фет)
4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли, точно в клетке золотистой. (А. Н. Майков)
Упражнение 7.
Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль в тексте.
1) Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной. (Н. М. Рубцов)
2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И. С. Шмелев)
3) Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший —
Не видать в пыли! (А. А. Фет)
4) Что россов та была падения причина —
Была пучком завязана лучина;
Колико руки не томить,
Нельзя пучка переломить,
Как россы, так она рассыпалась подобно,
И стало изломать лучину всю удобно. (А. П. Сумароков)
5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... Ha небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А. П. Чехов)
6) Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. (М. Ю. Лермонтов)
7) Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес. (Н. А. Некрасов)
8) Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. (М. Ю. Лермонтов)
Упражнение 8.
Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Выделите сравнения. Определите их изобразительно-выразительную роль. Какими образами они обогащают текст? Какие мысли и чувства автора помогают ярче передать?
Третья встреча явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недостижимую, и сердце его истекает кровью от любви.
Блок мне казался таким дорогим и близким, как в весеннем кусте соловей, который поет мне песню, но улетит, если я к нему подойду, и как свежевыпавший снег, которого не нужно касаться. (К. Д. Бальмонт)
Упражнение 9.
Расскажите о лексических средствах сравнения, комментируя данные примеры.
1) Оснеженный куст похож на застывший фонтан. (В. Набоков) Пустынный мыс был схож с ковригой хлеба. (И. Бунин) 2) При свете дня подобен розам бледным огонь в печи. (В. Ходасевич) 3) И над землею круглая луна покажется пшеничным караваем. (М. Дудин) 4) Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. 3аболоцкий) 5) Морозная ночь походила на сказку. (Б. Пастернак)
Упражнение 10.
Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них творительный сравнения. Расскажите, что с чем сравнивается в каждом случае.
1) От цветов на полях
ся запах кругом.
И сияет роса
На траве серебром (И. Суриков)
2) Сосны тянутся к небу
За солнечным светом,
И цыплятами листья
Бегут по земле. (Н. Берендгоф)
3) Еще вчера, на солнце млея,
Последний лист дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным листом. (А. Фет)
4) И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой. (Е. Трутнева)
5) На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем. (И. Никитин)
Упражнение 11.
Исправьте предложения, сделав их более благозвучными. Замените сравнительный оборот творительным сравнения.
1) Полая вода уже сошла, и речка струилась, словно узенький ручеек. 2) Как белая колонна да, выстроились вековые березы. 3) Я поднял голову... передо мною между двух рядов высоких тополей, словно стрела, уходила вдаль дорога. 4) Ярко светит солнце, будто белые птицы, плывут в небе облака. 5) На чащей леса, словно золотая звезда, сверкал купол церкви.
Упражнение 12.
Найдите в текстах сравнения.
1) Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает. (А.А. Фет)
2) А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит. (И.С. Тургенев)
3) Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек. (А.А. Фет)
4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой. (А.Н. Майков)
Упражнение 13.
Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.
1) Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной. (Н.М. Рубцов)
2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки (И.С. Шмелев).
3) Облаком волнистым
Пыль встаёт вдали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли! (А.А. Фет)
4) Что россов та была падения причина —
Была пучком завязана лучина;
Колико руки не томить,
Нельзя пучка переломить,
Как россы, так она рассыпалась подобно,
И стало изломать лучину всю удобно. (А.П. Сумароков)
5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег (А.П. Чехов).
6) Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. (М.Ю. Лермонтов)
7) Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес. (Н.А. Некрасов)
8) Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. (М.Ю. Лермонтов)
9) Нос, загнутый, словно клюв совы (М. Горький).
10) Молодой месяц — точно золотой серп (А.В. Кольцов).
11)Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн... (В. Брюсов)
12) А неба свод, глубоко-синий, -
Как купол, увенчавший храм! (В Брюсов)
13) Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лёд.
Едкий, душный запах дегтя,
Как загар, тебе идет. (А.Ахматова)
14) И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада... (К. Спицина)
15) Хранится в сердце мужества запас,
Как раньше порох в крепости хранили
Как провиант от сырости и гнили,
Как на морском суденышке компас. (В. Солоухин)
Упражнение 14.
Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
1) Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа. (А.А.Фет)
2) Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща. (Саша Чёрный)
3) Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М.Шукшин)
Упражнение 15.
Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.
1) Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь осеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил. (С. Есенин)
2) Россия! В злые дни Батыя
Кто, кто монгольскому потопу
Возвёл плотину, как не ты? (В.Я.Брюсов)
3) Топи да болота, синий плат небес. (С.А.Есенин)
4) Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (В.М.Шукшин)
5)«Золото, золото падает с неба!»
Дети кричат и бегут за дождем...
- Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба! (А.Н.Майков)
6) Под бровями в солнечном покое
Тихо светит небо голубое. (В.Брюсов)
7) Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)
8)Я вспоминаю, сердцем посветлев,
Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны
Продолжат свой тоскующий напев. (Н.Рубцов)
9) Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черёмуха
Машет рукавом. (С.Есенин)
10) Простоволосые ивы
Бросили руки в ручьи.
Чайки кричали: «Чьи вы?»
Мы отвечали: «Ничьи!»
11) Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей! (Н.Рубцов)
Упражнение 16.
Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...
Увы, – он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1) Найдите в стихотворении метафоры в стихотворении, выпишите их.
2) Подберите сравнительные конструкции к следующим метафорам: железный человек, лисий характер, медвежья походка, холодный взгляд, тёплая встреча, свинцовые тучи, мёртвый сад.
3) В четырёхтомном толковом словаре русского языка слово «мятежный» имеет два значения: 1. Причастный к мятежу, принимающий участие в мятеже. Мятежное войско. 2. Тревожный, неспокойный, бурный.
В каком значении употреблено слово «мятежный» в стихотворении М.Лермонтова «Парус»? На чём основано сходство между прямым и переносным значениями этого слова, то есть на чём строится метафора «мятежный парус»?
4) Напишите сочинение в научном стиле на тему «Выразительная роль метафоры в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».
Упражнение 17.
Найдите в текстах метафоры, объясните их значение. На основе какого сходства возник метафорический перенос?
1) Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа. (А. А. Фет)
2) Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща. (Саша Черный)
3) Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин)
4) Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин)
5) Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)
Упражнение 18.
Прочитайте тексты. Найдите в тексте метафоры, объясните их художественную функцию.
1) Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы...
Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ литератор вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести. (К. Г. Паустовский)
2) Мы стоим в лесном овраге. А над нами висит белое облако.
Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо и землю. Над нами жужжат пчелы. Живые крылатые вертолетики приземляются на пушистое облако. Пахнет пьянящим нектаром и ароматной пыльцой.
Это цветет черемуха. (С. Ларин)
Упражнение 19.
Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.
1) Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А. А. Фет)
2) Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат — осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)
3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)
Упражнение 20.
Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.
1) Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы. (А. А. Фет)
2) На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)
3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)
4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)
5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)
6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку — печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами — рука в руке. (Т. Н. Толстая)
Упражнение 21.
Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности: сравнением, риторическим обращением, параллелизмом.
1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов)
Упражнение 22.
Найдите в приведенном поэтическом отрывке олицетворения.
1) Темнеет вдали,
Приуныл подорожник. (Н. Рубцов)
2) А голос был все глуше, тише,
Жизнь угасала навсегда,
И стало слышно, как над крышей
Тоскливо воют провода... (Н. Рубцов)
3) Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол,
Звеневший под дугой. (Н. Рубцов)
4) ...И третий, кажется, автобус
Бежит по линии шестой. (Н. Рубцов)
5) Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха... (В. Солоухин)
6) И лишь продрогшая рябина
Стучится кистью о стекло,
Вокруг нее размокла глина,
Рябине хочется в тепло. (В. Солоухин)
7) Черные тени узорной решетки
Ясно ложатся по белому снегу.
Тихие звезды — задумчиво-кротки,
Месяц пророчит истому и негу.
Черные окна немого собора
Смотрят угрюмо на белое поле... (В. Брюсов)
8) Приуныли в поле колокольчики.
Для людей мечтают позвенеть,
Но цветов певучие бутончики
Разве что послушает медведь. (Н. Рубцов)
9) Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день. (К. Бальмонт)
10) «Кого? Для чего? - камыши говорят,
-Зачем огоньки между нами горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт)
11) Дрожит волнистая черта,
На нем и в нем все что-то дышит...
И ласково его колышет,
Смиряясь, злая пустота.
Нет, мы не здесь, в юдоли дольней,
Мы с ним летим к завесе туч!
И серый луч скользит, колюч,
Над удивленной колокольней. (3. Гиппиус)
12) Неужели я снова
В этих березовых рощах?
Снова сияет майское солнце,
Склоняясь над розовым полем.
Пахнет аиром,
И плакучие прибрежные ивы
(Милые! Милые! Те самые!)
Без движенья дремлют над прудом. (С. Соловьев)
13) Сонный зимний ветер надо мной поет,
Усыпляет песней, воли не дает,
Путь заносит снегом, по полю бежит,
Вместе с колокольчиком жалобно дрожит... (И. Бунин)
14) Старый дом. Он с трудом доживает,
Оттесняя крылечком траву,
Всеми окнами к людям взывает,
Только я в нем уже не живу. (К. Спицина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные упражнения по чтению для ГИА-9-й класс
Упражнения, данные в этой курсовой , помогут учащимся лучше подготовиться к ГИА по английскому языку. Работа составлена моей коллегой Ткачевой Людмилой Викторовной. Приведены разные виды чтения и рабо...
Тренировочные упражнения для отработки грамматической темы Модальный глагол must и его эквиваленты
Задания предназначены для учащихся 8, 9 классов.Могут быть использованыпри работе над темой Модальные глаголы....
Тренировочные упражнения по лексике и грамматике. Тема: Один день из нашей жизни.Какой он?
Лексический и грамматический тренажёр по теме "Распорядок дня"...
Тренировочные упражнения по теме «Синтаксис и пунктуация». Приложение 1.
Тренировочные упражнения по теме «Синтаксис и пунктуация» для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку для 9-11 классов. Приложение 1 к курсу по выбору "Речевая практика"...
Тренировочные упражнения. Приложение 2
Тест по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»...
Тренировочные упражнения. Приложение 3
Тест по теме «Выразительные средства синтаксиса. Риторические вопросы, обращения и восклицания»...
Тренировочные упражнения. Приложение 4.
Тест с ответами: “Синонимы, антонимы, омонимы&rdquo...