Тренировочные упражнения. Приложение 3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Тест по теме «Выразительные средства синтаксиса. Риторические вопросы, обращения и восклицания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kucheva_sa_test_vyrazitelnye_sredstva_sintaksisa.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Выразительные средства синтаксиса. Риторические вопросы, обращения и восклицания»

1. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

 1) Риторический вопрос 

 А. Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

 2) Риторическое обращение 

 Б. Стилистическая фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

 3) Риторическое восклицание

 В. Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание слушателя к тому или иному явлению.

 
2. Найдите среди примеров риторические фигуры.

1) О, смертные, на что вы смертию спешите?
Что прежде времени вы друг друга губите?
Или ко гробу нет кроме войны путей?
Везде вас тянет рок насильством злых когтей!
(М.В.Ломоносов)

2) Орлам случается и ниже кур спускаться:
Но курам никогда до облак не подняться!
(А.И.Крылов)

3) Ну, а красавицы твои?
А женщины твои, Россия?
Какая песня в них взрастила
Самозабвение любви?
О, их любовь не полубыт:
Всегда событье! Вечно мета!
Россия…За одно за это
Тебя нельзя не полюбить.
(Илья Сельвинский)

А – Риторическое обращение;
Б – Риторический вопрос;
В – Риторическое восклицание

3. Напишите номера предложений, в которых есть риторическое восклицание.

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении…
(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

4. Напишите номера предложений, в которых есть риторический вопрос.

(17)Помните, у Н. Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?
(18)Хорошо поёт, собака, Убедительно поёт...
(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит. (20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...
(21 )В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь? (23) Кто, если не мы сами?!

5. Напишите номера предложений, в которых есть риторическое восклицание.

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».
(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером…
(14)А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель...(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно.

6. Напишите номер предложения, в которых есть риторический вопрос.

(1)Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог... (2)А мне кажется, что самая большая романтика — в повседневном труде учёного. (3)Ведь учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия! (5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (6)Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например, истории одного слова и даже одного звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами.

7. Напишите номер предложения, в которых есть риторический вопрос.

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести — человек принципов...
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.

8. Напишите номер предложения, в которых есть риторическое восклицание.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Нйкто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает — мало ли...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные упражнения по чтению для ГИА-9-й класс

Упражнения, данные в этой курсовой , помогут учащимся лучше подготовиться к ГИА по английскому языку. Работа составлена моей коллегой Ткачевой Людмилой Викторовной. Приведены разные виды чтения и рабо...

Тренировочные упражнения для отработки грамматической темы Модальный глагол must и его эквиваленты

Задания предназначены для учащихся 8, 9 классов.Могут быть использованыпри работе над темой Модальные глаголы....

Тренировочные упражнения по лексике и грамматике. Тема: Один день из нашей жизни.Какой он?

Лексический и грамматический тренажёр по теме "Распорядок дня"...

Тренировочные упражнения по теме «Синтаксис и пунктуация». Приложение 1.

Тренировочные упражнения по теме «Синтаксис и пунктуация» для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку для 9-11 классов. Приложение  1 к курсу по выбору "Речевая практика"...

Тренировочные упражнения. Приложение 2

Тест по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»...

Тренировочные упражнения. Приложение 4.

Тест с ответами: “Синонимы, антонимы, омонимы&rdquo...

Тренировочные упражнения. Приложение 5.

Тренировочные упражнения по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»...