Конспект урока в 6 классе «Глаголы переходные и непереходные».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема: «Глаголы переходные и непереходные».
Класс: 6.
Учебник: Русский язык 6 класс 2 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagoly_perehodnye_i_neperehodnye.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Глаголы переходные и непереходные».
Цели урока:
- познакомить с понятием переходные и непереходные глаголы;
- научить распознавать переходность / непереходность глаголов.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
- Актуализация ранее полученных знаний
– Что такое разноспрягаемые глаголы?
Лингвистическая разминка
Кто быстрее построит словообразовательные цепочки: ходить … переходность; ходить … непереходность?
Ходить – переходить – переход – переходный – переходность;
Ходить – переходить – переход – переходный – непереходный – непереходность.
— Сформулируйте лексическое значение прилагательного переходный. Как вы думаете, какие глаголы мы будем называть переходными? Подберите другие словосочетания, в которых употребляется это прилагательное (переходный возраст, переходный этап, переходное правительство). Сверьте свою формулировку с определением в толковом словаре.
- Сообщение темы и целей урока
- Работа по теме урока
1. Работа с материалами для наблюдения на с. 112-113.
Переходные глаголы | Непереходные глаголы |
В 1-й столбец записываются указанные словосочетания. После записи читается определение переходных / непереходных глаголов. Учащиеся запоминают, что переходность / непереходность — это постоянный признак глагола. Учитель обращает внимание на выражение сочетаются или могут сочетаться и предлагает сочетать с оставшимися глаголами слова в форме винительного падежа без предлога. Убедившись, что это невозможно, учащиеся вносят эти глаголы во 2-й столбец. Под цифрой 1 записывают определение переходных глаголов.
Можно рекомендовать выявить синтаксическую роль существительных при глаголах в 1-м столбце: учащиеся подчёркивают их и делают вывод о том, что это дополнения. Учитель может сообщить, что такие дополнения называются прямыми, и попросить объяснить, почему у них такое название.
2. Работая с памяткой на с. 113, учащиеся называют и записывают переходные глаголы в 1-й столбик, по цепочке комментируя выбор.
— Какой глагол является переходным, хотя в данном тексте при нём нет зависимого слова в форме винительного падежа без предлога? Для этого протестируйте все остальные глаголы. Дополните записи в столбцах.
Ознакомиться и выступить (к о г о ? ч т о ?) нельзя, а узнать (к о г о ? ч т о ?) можно: узнать новости, номер телефона, значит, узнать — переходный глагол.
3. Второе теоретическое положение — способы выражения прямого объекта. Первый способ уже известен — винительный падеж без предлога, второй — форма родительного падежа без предлога в двух случаях: 1) если действие переходит только на часть объекта; 2) если при глаголе есть отрицание.
Данное положение учащиеся рассматривают с использованием материалов на с. 113. Затем выполняют упр. 576, распределяя слова по столбцам.
4. Третье положение связано с непереходностью возвратных глаголов. Учащиеся читают материалы для наблюдения на с. 115, проводят устное рассуждение-доказательство о переходности / непереходности глаголов, распределяют слова по столбцам, объясняют значение слова возвратный (глагол).
V. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Определите переходность глаголов, использованных в составленных дома диалогах.
2. В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т (глаголы записываются в два столбика).
1) Каждая книга обязательно что-то тебе открывает, бросает в душу маленькое зёрнышко, и оно потом всходит светлым росточком. (С. Б е н е д и к т о в) 2) Талант нам Феб даёт, а вкус даёт ученье. Что просвещает ум? питает душу? — Чтенье. (В. Пушкин) 3) В то время мучила меня страсть к чтению; я читал всё, что ни попадалось мне в руки. (С. Гл и н к а) 4) Вальтер Скотт нравился всем без исключения. (А. П е т р у ш е в с к и й)
VI. Подведение итогов урока.
Ответ на вопрос: переходность / непереходность — это постоянный или непостоянный признак глагола?
VII. Домашнее задание.
§ 92, упр. 577.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"
Документ содержит сценарий урока с использованием технологий на основе ФГОС...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"
Презентация содержит материалы к уроку по теме "Глаголы переходные и непереходные"...
конспект урока по русскому языку "Переходные и непереходные глаголы"
Данный конспект подходит для изучения темы "Переходные и непереходные глаголы" как в 5, так и 6 классе (в зависимости от программы). Урок содержит проблемно-диалоговую структуру, соответстсвует новым ...
Глаголы переходные и непереходные.
Презентация...
План-схема урока русского языка в 6 классе "Глаголы переходные и непереходные"
Цель плана-схемы урока - создание условий для успешного усвоения знаний о переходных и непереходных глаголах....
Конспект урока по химии "Алюминий- переходной элемент"
Конспект урока рассчитан на два занятия. Общая характеристика алюминия. Химические свойства...
Конспект урока 2 класс( глагол to be)
На данном уроке дети повторят изученные ранее местоимения и выучать новую тему...