Подготовка к ЕГЭ. Языковые нормы
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)
Цели:
1) обобщение и систематизация ЗУН, полученных на уроках русского языка; подготовка к ЕГЭ; отработка навыков работы с тестами;
2) развитие интереса к русскому языку, формирование мировоззрения, самоконтроля,
3) воспитание ответственного отношения к выбору жизненного пути, любви к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yan.docx | 52.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шуурмакская средняя общеобразовательная школа
Тес-Хемского кожууна Республики Тыва
Подготовка к ЕГЭ
Языковые нормы
Разработка учителя
русского языка и литературы
Иргит А.Л.
Шуурмак 2020 г.
Тема: Подготовка к ЕГЭ. Языковые нормы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: Урок - путешествие.
Цели:
1) обобщение и систематизация ЗУН, полученных на уроках русского языка; подготовка к ЕГЭ; отработка навыков работы с тестами;
2) развитие интереса к русскому языку, формирование мировоззрения, самоконтроля,
3) воспитание ответственного отношения к выбору жизненного пути, любви к русскому языку.
Эпиграф: Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой
Оборудование: медиапроектор, карта железной дороги Кызыл-Курагино, портрет А.С.Пушкина кисти Ореста Кипренского, схема «Языковые нормы», тесты.
План урока:
- Организационный момент. Мотивация.
- Синтаксическая разминка.
- Задания по орфоэпии.
- Задания по морфологии.
- Задания по лексике.
- Задания по синтаксису.
- Задания по пунктуации.
- Итог урока.
Самооценка.
Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент. Мотивация.
– Вместе с пробуждением и расцветом природы весна дает нам жизненную силу, хорошее настроение и позитив, которые останутся с нами до конца урока.
Отрывок из стихотворения В.Маяковского:
У меня растут года
Будет и 17.
Где учиться мне тогда
Чем же заниматься?
- Наверное, такой вопрос волнует каждого из вас, потому что впереди у вас сдача ЕГЭ - шаг в будущую профессию. Тема нашего урока «Языковые нормы», на котором мы повторим и обобщим ЗУН по языковым нормам, отработаем навыки с тестами контрольно-измерительных материалов, узнаем об одной из востребованных профессий в нашей республике.
- Вот карта проекта железной дороги в нашей республике. Мы совершим по ней путешествие по маршруту Курагино-Кызыл. Каждая станция имеет своё название: Разминочная, Орфоэпическая, Морфологическая, Лексическая, Синтаксическая, Пунктуационная. Чтобы доехать до конечной станции, мы выполняем следующие задания.
И так в путь! У всех листки контроля, где вы будете отмечать свои баллы.
Желаю вам всем успехов.
II. Синтаксическая пятиминутка.
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
III. Языковые нормы.
Норма (лат.) языковая – общепринятые и узаконенные правила, установки, образцы и пр. в использовании языка. Она неразрывно связана с понятием литературного языка.
Норма – основной признак литературного языка. Все что не соответствует норме, является отступлением от общепринятых правил, принадлежит к ненормированной.
Норма языка – это общепринятое употребление языковых средств¸ правила, определяющие образцовое использование языковых средств. Создателем русского литературного языка является А.Пушкин, который соединил литературный русский язык предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Язык пушкинской эпохи в своей основе сохранился до наших дней. Литературный язык объединяет живущие поколения, люди понимают друг друга, так как пользуются одними языковыми нормами.
Литературный язык существует в двух разновидностях – устной иписьменной. Основные достоинства русского национального языка воплощает русская художественная литература.
- Орфоэпические нормы.
Орфоэпия – это раздел науки, посвященный нормам литературного произношения.
Эти нормы фиксируются в орфоэпических словарях русского языка.
Вывод: чтобы соблюдать орфоэпические нормы нужно правильно произносить слова, правильно ставить и читать ударения в словах.
Тест по орфоэпии
Определите место ударения в словах:
Баловать, завидно, столяр, торты, досуг, каталог, договор, пуловер, красивее, танцовщица.
В каком слове не произносится звук [э]?
- Стенд;
- Тест;
- Девиз;
- Бизнес.
Ключ к тесту по орфоэпии
/ / / / / / / / /
баловать, завидно, столяр, торты, досуг, каталог, договор, пуловер, красивее,
/
танцовщица.
девиз
- Грамматические нормы.
2.1. Морфологические нормы
Морфологические нормы определяют, какую из образованных форм различных частей можно считать правильной.
Имя существительное: при образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, многие существительные мужского рода имеют нулевое окончание (чулок, румын, ватт).
Имя прилагательное: неправильное образование форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных, соединение простой и сложной форм сравнительной степени прилагательных (более, лучшее).
Глагол: группа глаголов, которые не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (победить, ощутить). Употребить эти глаголы можно при использовании описательной конструкции (попытаюсь победить).
Имя числительное: У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части (двумястами, пятистами). В составных порядковых числительных склоняется только последний компонент (пятьсот двадцать пятый). В составных количественных и дробных числительных склоняются все его компоненты.
Вывод: Надо правильно образовывать формы рода, падежа существительного, формы степеней прилагательного, знать формы глаголов, склонение числительных.
Тест по морфологическим нормам.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) класть на место;
2) очередь из ста семидесяти пяти человек;
3)более худший вариант;
4) пастельные тона
- Отметьте предложения с нарушением морфологических норм:
- Сидоров, ты настоящий засоня!
- Солнечное Баку ждет гостей фестиваля.
- У обоих девушек телефоны начинались на одну цифру.
- Урок отменили: учительница на бюллетене.
III.Физминутка.
Упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения
и расслабления мышц глаз
Выполняется сидя.
1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 с (считать медленно до 5–7).
2. Открыть глаза на такое же время. Повторить 6–8 раз.
3. Быстро моргать в течение 1–2 минут.
2.2 Лексические нормы.
- Правильно определяем лексическое значение слова.
- Различаем паронимы.
- Соблюдаем нормы лексической сочетаемости.
- Плеоназмы – «лишние» слова.
- Тавтология – неоправданное употребление однокоренных снов.
Речевые ошибки
- Согласование существительного с производным предлогом.
- Он действовал вопреки предписания.
- Благодаря непогоде урожай собран небольшой.
Причины речевых ошибок:
- Непонимание значения слова;
- Лексическая сочетаемость;
- Употребление омонимов, синонимов, паронимов, многозначных слов;
- Многословие ( плеоназмы, тавтология);
- Лексическая неполнота высказывания;
- Новые слова;
- Устаревшие слова;
- Слова иноязычного происхождения;
- Диалектизмы;
- Разговорная и просторечная лексика;
- Профессиональные жаргонизмы;
- Фразеологизмы;
- Клише, штампы.
Вывод: При несоблюдении лексических норм появляются речевые ошибки.
Тест по лексическим нормам:
- В каком из предложений вместо слова длительный нужно употребить длинный?
- Нам предстоял длительный разговор.
- Это была длительная и холодная зима.
- После длительной паузы он продолжал свою речь.
- После длительного лечения ему пришлось уехать на юг.
- Поскольку стало холодно, мама одела ребенка в зимнее пальто.
- Рядом с моим домом находится магазин с названием « оденем всю семью с ног до головы».
- Пришла зима и одела снегом поля и леса.
- Во Дворце бракосочетания жених невесте одевает на палец обручальное кольцо.
- Синтаксические нормы
- Неправильное употребление деепричастий и деепричастных оборотов в предложении.
- Деепричастный оборот не употребляется в бессоюзном предложении.
- Поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.
Синтаксические нормы.
Нормы управления.
- Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже.
- Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.
- Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами.
- Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу.
Вывод: Для соблюдения синтаксических норм надо правильно употреблять деепричастия, деепричастные обороты, нормы управления.
Тест по синтаксическим нормам.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Делая домашние задания,
- часто играет музыка.
- не стоит отвлекаться.
- должно использоваться правильное освещение.
- мною было написано хорошее сочинение.
- Отметьте предложения с нарушением синтаксических форм:
- Задремав за книгой, старушка уронила свои очки на стол.
- Вскрыв конверт, это оказалось письмо от моего школьного друга.
- Нарушая правила дорожного движения, вы подвергаете свою жизнь опасности.
- Включив радио, мне попалась передача, посвященная режиссеру Эйзенштейну.
- Упростив выражение, решение нашлось быстро.
Ключ: (2, 4, 5)
- Отметьте предложения с нарушением норм управления:
- Во второй круг соревнований не прошли те, кто проиграли первые три матча.
- Жители микрорайона просили обратить внимание властей неблагоприятному состоянию детской площадки.
- Стороны подтвердили готовность соблюдать график работ согласно договору.
- Не перестаю удивляться разнообразием форм жизни.
- Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол.
Ключ: (1, 2, 4)
4. Пунктуационные нормы
Расставьте знаки препинания.
В.Г. Белинский считал, что «писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе, ибо как прежние русские писатели объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей». Критик говорил о неисчерпаемой поэзии пушкинского стиха, о высоких художественных достоинствах созданий поэта, о совершенстве формы и пронизывающей их артистичности. Он писал: «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом, и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от неё нечего убавить и к ней нечего прибавить»
IV. Итог урока.
Сейчас подведем итог нашего урока:
- Что мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какие нормы мы должны соблюдать?
- Почему мы их должны соблюдать?
- Какой должна быть наша речь?
(Наша речь должна быть правильной, образцовой, без неоправданных повторов и излишеств. Мы должны соблюдать нормы русского литературного языка и не допускать речевых ошибок)
V. Выставление оценок:
Самооценка по листам контроля.
Домашнее задание:
- КИМы ЕГЭ: задания на соблюдение языковых норм, объяснить, какие правила нарушены;
- Выписать примеры с речевыми ошибками с объяснением.
- Написать мини-сочинение о профессиях железнодорожников или о языковых нормах.
Список литературы:
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012, Ростов-на –Дону, 2011
- А.Г. Нарушевич. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М, «Просвещение»,2011
- Н.В.Егорова. Русский язык. Выпускные экзамены . Единый госэкзамен. Вступительные экзамены на 5+, М, «Вако», 2005
- А.Я.Кузьма, О.В.Неупокоева, К.В.Прохорова. Комплексная подготовка к ЕГЭ, М, «Айрис пресс», 2006
- Т.С.Ленская, Т.Ю. Угроватова. Русский язык. Синтаксис. М, «Айрис пресс», 2003
- А.Б.Малюшин, С.Г.Айрапетова. Диктанты по русскому языку. 10-11 классы, М, «Сфера», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы» позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...
Языковые нормы
Презентация может быть использована на уроках русского языка в 11 классах общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ....
«Речевой этикет и языковая норма деловых людей»
В предлагаемом курсе дополнительной образовательной программы речевой этикет рассматривается в двух аспектах. В нормативном аспекте приводятся и подвергаются анализу те выражения речевого этикет...
Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"
Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 2016 году. Языковые нормы
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 2016 году.Задание 4. Орфоэпическме нормы. Ответы Задание 5. Лексические нормы. ОтветыЗадание 6. Морфологические нормы.Ответы...
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические
Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые пе...
Подготовка к ЕГЭ. Языковые нормы
Цели:1) обобщение и систематизация ЗУН, полученных на уроках русского языка; подготовка к ЕГЭ; отработка навыков работы с тестами;2) развитие интереса к русскому языку, формирование мировоззрения, сам...