Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические.
Цели урока:
Совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся о культуре речи, о языковой норме и о типах языковых норм.
Ознакомление с двумя уровнями речевой культуры:
1) владение нормами устного и письменного литературного языка;
2) использование выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Формирование и совершенствование умений видеть нарушение языковой нормы, определять ее тип, исправлять ошибки.
Совершенствование аналитических и коммуникативных навыков учащихся.
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
ХОД УРОКА.
Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
Л.В. Щерба
- Организационный момент.
- Введение в тему. Самоопределение к деятельности
Учитель:
Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».
Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)-
- Тема. Целеполагание
- Актуализация знаний (через проверку дом.задания)
- Что такое «НОРМА» русского языка?
Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
- Какие бывают нормы?
Фронтальный опрос:
Какие нормы отражают следующие правила?
- произношения, ударения, использования интонации;
- употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;
- образования слов;
- образования форм слов различных частей речи;
- построения словосочетаний и предложений;
- употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;
- написания слов и форм слов;
- постановки знаков препинания?
- Работа по теме урока.
- Орфоэпическая разминка
Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, сливовый.
1 ош. – 9
2 ош. – 8
3 ош. – 7
4 ош. – 6
5 ош. – 5
6 ош – 4
7 ош – 3
8 ош – 2
Проверьте себя. Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.
- Первичное закрепление во внешней речи.
Задание: Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).
- Впереди лидирует команда наших спортсменов. (употребление лишнего слова).
- На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
- Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
( употребление слова в несвойственном ему значении).
- Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (Неправильное употребление Д.О.).
- Родители хотели устроить праздник более пышнее. (Неправильное образование форм прилагательных).
- Отработка практических умений и навыков
Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.
Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.
Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.
Подойдя к дому, мне стало прохладно.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.
В конце вечера трибуну представили гостям.
Одень пальто, на улице холодно.
Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.
Татьяна любила вставать с зарницей.
День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет
Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.
с обоими медвежатами
удивляться юмором рассказчика
упаковка макаронов
победил вопреки прогнозов
самый высочайший дуб
вкусный кольраби
в двухтысяча двенадцатом году
- Коллективная работа
Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.
- По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.
- Исследовательская работа
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.
- Итоги урока. Рефлексия
- Кластер «Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы» позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...
Языковые нормы
Презентация может быть использована на уроках русского языка в 11 классах общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ....
«Речевой этикет и языковая норма деловых людей»
В предлагаемом курсе дополнительной образовательной программы речевой этикет рассматривается в двух аспектах. В нормативном аспекте приводятся и подвергаются анализу те выражения речевого этикет...
Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"
Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"...
Готовимся к экзамену по русскому языку. Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)
Открытый урок для учащихся и их родителей...
Технологическая карта урока "Основные виды языковых норм"
Материалы урока помогут научиться применять в практике речевого общения орфоэпические нормы языка, строить свою речь в соответствии с языковыми нормами...
Контрольная работа, русский язык, 10 класс, 1 полугодие «Орфоэпические, лексические, словообразовательные и морфологические нормы»
Текст контрольной работы включает в себя задания (1 и 2 варианты), критерии оценки, ответы....