Рабочая программа по предмету " Русский язык" 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Рабочая программа разработана на основе ФГОС основного общего образования в соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений "Русский язык. 5-9 классы".Авторы программы М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_8_klass_romanova_s.yu_.docx | 117.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №125
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Решением Педагогического совета ГБОУ СОШ № 125 Красногвардейского района Санкт-Петербурга протокол № ___ от ____________ 20 ___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 125 Красногвардейского района Санкт-Петербурга ___________________________М. Г. Потявина «___» _______________ 20 ___ г. |
Рабочая программа по предмету
«Русский язык»
основного общего образования
для обучающихся 8А класса
(на 2021- 2022 учебный год)
Романова Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы». Авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова («Рабочие программы. Русский язык. 9 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта., М.: «Дрофа» – 2012.)
Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. (5-9 классы – основное общее образование, Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования).
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (далее – ФГОС основного среднего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
- перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиям к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;
- распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;
распоряжения Комитета по образованию от 09.04.2021 № 997-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
- Примерными программами по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – 3е издание, доработанное. – Москва: Просвещение, 2012 (серия «Стандарты второго поколения»);
- Учебного плана ГБОУ СОШ № 125 Красногвардейского района Санкт-Петербурга;
- Положения о рабочей программе ГБОУ СОШ № 125 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующей цели:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Используемый учебно-методический комплект:
Линия УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта (издательство «Дрофа»).
Структура УМК: программа учебного курса; рабочая программа по предмету; учебник: Русский язык. 8 класс; методические рекомендации и книги для учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.
Важнейшая цель обучения русскому языку в 5-9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие обучающихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Курс обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения в соответствующих данной программе учебниках реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:
- введение понятия;
- осмысление лингвистической сути понятия;
- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала;
- формулирование теоретических выводов;
- углубление знаний.
Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее (дополнительный материал выделен в программе курсивом).
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты обучения учебному предмету «Русский язык» в 8 классе
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувствительной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
- определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
- речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствия.
Предметные:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Достижению обучающимися личностных и метапредметных результатов обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- игровые технологии;
- метод проектов;
- технология ЛСМ;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- технология мастерских;
- технологии уровневой дифференциации;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Формы, периодичность и порядок
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода в целях:
- контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
- оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС, проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности,
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Формами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся являются: письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся:
- домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях;
- письменные ответы на вопросы теста;
- сочинения, изложения, диктанты, сообщения и другое;
- устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок.
Формы организации познавательной деятельности с обучающимися (ФОПД)
Индивидуальная работа:
Индивидуальная работа обучающихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки:
- работа по карточкам;
- работа у доски;
- заполнение таблиц;
- написание рефератов, докладов;
- работа с учебниками;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими обучающимися;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т. д.;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
Фронтальная работа:
- беседа;
- обсуждение;
- сравнение;
- диктант и т. д.
Групповая форма:
- деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
- количественный состав групп зависит от наполняемости класса (примерно от трех до шести человек);
- при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым обучающимся.
Только сочетание этих форм приносит ожидаемые положительные результаты.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность
в процессе изучения предмета
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках русского языка является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка в соответствии с ООП ООО являются исследовательское и творческое. Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Основная тематика учебных проектов в 8 классе
Название темы/раздела | Название проекта |
Лексика. | Косил косой косой... Омонимы коварные и смешные |
Однородные члены предложения | Разные типы сочетания однородных членов как средство выразительности речи |
Двусоставное предложение. | Сравнительные обороты в произведениях художественной литературы |
Односоставные предложения | Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» |
Культура речи | Русские имена, отчества, фамилии. Происхождение и употребление |
Обособленные члены предложения | Обособленные члены предложения в таблицах. |
Прямая и косвенная речь | Сборник упражнений "Знаки препинания при прямой речи" |
Согласно учебному плану школы на изучение русского языка в 8 классе отводится 136 часов в год из расчета: 3 часа в неделю из федерального компонента, 1 час из регионального компонента (34 учебных недели), в том числе 8 часов на проведение контрольных работ, 19 часов на проведение уроков развития речи.
Контроль знаний
Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, контрольное списывание и т. д.) | 1 | 2 | 3 | 2 | 8 |
Сочинения | 1 | 1 | 2 | 4 | |
Изложения | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий»
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
на конец 8 класса:
- историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
на конец 8 класса:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:
на конец 8 класса:
- готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
на конец 8 класса:
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться:
на конец 8 класса:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся к научится:
на конец 8 класса:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
на конец 8 класса:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
на конец 8 класса:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
на конец 8 класса:
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
Фиксация изображений и звуков
Обучающийся научится:
на конец 8 класса:
- осуществлять фотосъемку изображений с помощью учителя в ходе учебного эксперимента;
- осуществлять фиксацию звуков с помощью учителя.
Создание письменных сообщений
Обучающийся научится:
на конец 8 класса:
- набирать текст на родном языке в соответствии со своими возрастными особенностями;
- осуществлять комплексное редактирование текста: изменять шрифт, начертание, размер кегля; использовать функции заливки.
научится:
на конец 8 класса:
- создавать различные виды сообщений: диаграммы, карты, текстовую информацию;
- отправлять данные виды сообщений одному и нескольким пользователям;
- выделять главную идею сообщения.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
на конец 8 класса:
- составлять развернутый плана презентации, выступать перед аудиторией с презентацией индивидуального или группового проекта;
- создавать информационное сообщение, отправлять его нескольким пользователем, отвечать на сообщения;
- использовать возможности электронной почты для информационного обмена в условиях образовательной деятельности с разными участниками образовательного процесса: одноклассниками, родителями учителями;
- создавать, редактировать, сохранять, передавать сообщения по локальной и глобальной сети, формировать запрос и ответ на сообщение;
- уважать информационные права других людей;
- научиться правилам «хорошего тона» общения в сети.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
на конец 8 класса:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить необходимую единицу информации в тексте.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
на конец 8 класса:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, проводить проверку правописания;
- интерпретировать текст;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Обучающийся научится:
на конец 8 класса:
- называть тему и цель исследования;
- выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки;
- вести запись исследования;
- владеть разными способами получения и использования информации, простейшими способами ее отбора и обработки (столбчатые диаграммы);
- работать со справочной литературой;
- находить информацию в справочной литературе;
- извлекать информацию из любого источника в соответствии с поставленной задачей;
- использовать такие естественнонаучные методы исследования, как наблюдение и эксперимент;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: опросы, постановка проблемы;
- описывать приведенный опыт по предложенному плану;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Обучающийся получит возможность научиться:
на конец 8 класса:
- описывать и анализировать ситуации, в которых возникают проблемы;
- ставить задачи, адекватные целям;
- планировать ресурсы;
- самостоятельно работать с каталогами в библиотеке;
- устанавливать параметры поиска;
- работать с электронными каталогами;
- устранять ошибки, допущенные при поиске информации;
- оформлять ссылки на источник информации;
- проводить оценку с использованием эталона;
- применять критерии, исчерпывающие основные свойства продукта.
Содержание программы предмета «Русский язык» в 8 классе
О языке Русский язык в кругу других славянских языков.
РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.
Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения.
Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.
Синтаксис простого предложения
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений с сравнительными оборотами.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами.
Односоставные простые предложения
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бес союзов и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и..., как..., так и... .
Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.
Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.
Предложения с обособленными членами
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
Прямая и косвенная речь
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.
Культура речи. Замена прямой речи косвенной.
Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Тематическое планирование
№ | Тема | К-во часов |
1. Введение 1 час | ||
1 | Русский язык в семье славянских языков | 1 |
2. Орфография и морфология. Повторение. 10 часов | ||
2 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 2 |
3 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | 4 |
4 | Употребление дефиса. | 1 |
5 | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и их омонимов. | 1 |
6 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение» Диктант (входной) | 1 |
7 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
3. Словосочетание и предложение 8 часов (7+1р.р.) | ||
8 | Р.Р.Разновидности речи. Стили речи. Повторение. | 1 |
9 | Словосочетание как единица синтаксиса | 1 |
10 | Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. | 1 |
11 | Виды связи слов в словосочетании | 2 |
12 | Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний | 1 |
13 | Предложение и его типы. Интонация простого предложения. | 2 |
4.Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения- 27 часов (21 час+6 р.р..) | ||
14 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | 2 |
15 | Р.р. Изложение «Как я покупал собаку». | 2 |
16 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное и составное глагольное сказуемые. | 2 |
17 | . Составное именное сказуемое. | 1 |
18 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 |
19 | Правила согласования главных членов предложения. | 2 |
20 | Р.Р. Повторение. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. | 2 |
21 | Второстепенные члены предложения. Определение. | 1 |
22 | Определения согласованные и несогласованные | 1 |
23 | Приложение. | 1 |
24 | Дополнение. | 2 |
25 | Обстоятельство. | 2 |
26 | Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом. | 1 |
27 | Контрольная работа № 2 по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Диктант. | 1 |
28 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
29 | . Р.Р.Репортаж. | 2 |
30 | Порядок слов в предложении | 2 |
5.Односоставные предложения 17 часов (15 часов+2р.р.) | ||
31 | Виды односоставных предложений | 1 |
32 | Определенно-личные предложения. | 1 |
33 | .Р.р. Изложение с элементом сочинения | 2 |
34 | Неопределенно-личные предложения. | 2 |
35 | Обобщенно-личные предложения. | 2 |
36 | Безличные предложения. | 2 |
37 | Назывные предложения | 1 |
38 | Неполные и назывные предложения. | 1 |
39 | Знаки препинания в неполных предложениях. | 1 |
40 | Односоставные предложения и их употребление в речи. | 1 |
41 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». | 1 |
42 | Контрольная работа № 3 по теме «Односоставные предложения. Диктант | 1 |
43 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Простое осложнённое предложение 62 часа 6.Предложения с однородными членами 17 часов (13+4 р.р.) | ||
44 | Какие члены предложения являются однородными. | 1 |
45 | Пунктуация при однородных членах предложения. | 1 |
46 | Знаки препинания при бессоюзной и союзной связи. | 2 |
47 | Как связаны между собой однородные члены предложения. | 2 |
48 | Однородные и неоднородные определения. | 1 |
49 | Различие однородных и неоднородных определений. | 1 |
50 | Р.Р. Изложение «Легенда о Байкале" | 2 |
51 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 2 |
52 | Р.Р.Статья в газету. | 2 |
53 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». | 1 |
54 | Контрольная работа №4 по теме «Однородные члены предложения». Диктант | 1 |
55 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
7.Предложения с обращениями и вводными конструкциями 14 часов (12+ 2р.р) | ||
56 | Предложения с обращениями. | 2 |
57 | Предложения с вводными конструкциями. | 2 |
58 | Вводные слова и омонимичные конструкции. | 1 |
59 | Предложения с вводными конструкциями (обобщение). | 1 |
60 | Предложения с вставными конструкциями. | 2 |
61 | Р.Р. Изложение с творческим заданием | 2 |
62 | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ. | 1 |
63 | Обобщающий урок по теме «Обращение и вводные конструкции» | 1 |
64 | Контрольная работа №5 по теме «Обращение и вводные конструкции». Диктант | 1 |
65 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
8.Предложения с обособленными членами 22 часа (18 часов+4 р.р.) | ||
66 | Понятие об обособлении. Обособление определений | 2 |
67 | Обособленные определения и приложения. | 1 |
68 | Обособление одиночных и несогласованных определений. | 1 |
69 | Обособление определений | 1 |
70 | Р.Р.Портретный очерк. | 2 |
71 | Обособленные приложения. | 1 |
72 | Обособление определений и приложений (обобщающий урок). | 1 |
73 | Контрольная работа №6 по теме «Обособление определений и приложений».Диктант. | 1 |
74 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
75 | Обособление обстоятельств | 2 |
76 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. | 1 |
77 | Р.Р. Изложение (портретный очерк) с творческим заданием. | 2 |
78 | Обособление обстоятельств | 2 |
79 | Уточняющие члены предложения. | 2 |
80 | Контрольная работа №7 по теме «Обособленные члены предложения». Диктант | 1 |
81 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
9.Прямая и косвенная речь 9 часов | ||
82 | Способы передачи чужой речи. Прямая речь. | 1 |
83 | Оформление прямой речи на письме. | 2 |
84 | Диалог. | 1 |
85 | Косвенная речь. | 2 |
86 | Цитаты и их оформление на письме. | 3 |
10.Повторение в конце года 5 часов + резерв 6 часов | ||
87 | Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе. | 3 |
88 | Контрольная работа №8 Итоговый контрольный диктант «Петербургская ночь». | 1 |
89 | Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе | 1 |
90 | Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе (резерв) | 6 |
6. Календарно-тематическое планирование по предмету "Русский язык", 8 А класс
(4 часа в неделю, всего 136 часов; из них -контрольных работ 8 часов, изложений 10 часов, сочинений 5 часов), Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. 8 класс: учебник / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., Дрофа, 2018
Перечень учебно-методического обеспечения
- Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
- УМК: Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Дополнительная литература для обучающихся
- Русский язык. 8 кл., учебник, Разумовская М.М., С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. Разумовской М.М., П.А. Леканта, 8-е, стереотипное, М., Дрофа, 2018.
- Антонова Е. С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. – М., 1999.
- Быстрова Е. А., Львова С. И., Кап и нос В. И. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. – М., 2004.
- Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
- Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001.
- Гостева Ю. Н., Львов В. В. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. – М., 2010.
- Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1994.
- Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
- Кап и нос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.
- Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.
- Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М., 1998.
- Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. – М., 1989.
- Львов В. В. Обучение орфоэпии в 5-9 классах средней школы. – М., 2011.
- Львов М. Р. Основы теории речи. – М., 2000.
- Львова С.И. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5-9 кл. – М., 2011.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1991.
- Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. – М., 2000.
- Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.
- Основы культуры речи. Хрестоматия / сост. Л. И. Скворцов. – М., 1984.
- Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.
Лингвистические словари
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 1999.
- Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., 1997.
- Быстрова Е.А., Окунева А. П., Карашев Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1998.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
- Жуков А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. – М., 2010.
- Карпюк Г. В., Харитонова Е. И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. – М., 2010.
- Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998 и последующие издания.
- Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997 и последующие издания.
- Леденёв С. Д., Ледовских И. В. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 1997.
- Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2010.
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1998.
- Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.
- Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. – М., 2004.
- Максимов В. И., Максимова А. Л., Одеков Р. В. Школьный словарь новых слов и значений в русском языке. – М.,2006.
- Панов Б. Т., Текучёв А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
- Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1998.
- Скворцов Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. – М., 2010.
- Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2000.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.
- Чеснокова Л. Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2006.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
- Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
- Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. – М., 2006.
Средства обучения
Основные:
- школьные учебники
- сборники упражнений
- справочники
- словари
- наглядные пособия
Неосновные:
- пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон (раздаточный материал, иллюстрации, таблицы).
Учебник – ведущее средство обучения.
Технические средства
Приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации, компьютер, интерактивная доска, проектор и т. д.
Интернет-ресурсы
http://www.drofa.ru – сайт издательства «Дрофа».
http://www.gramota.ru – Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rus.1september.ru – электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
http://www.rusword.com.ua – сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка».
http://www.center.fio.ru – мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования.
http://www.fipi.ru – Федеральное государственное бюджетное научное учреждение. «Федеральный институт педагогических измерений».
https://www.yaklass.ru – «ЯКласс». Дистанционный тренинг для школьников.
http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический портал.
http://www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://gramma.ru Русский язык: культура письменной речи. Учебные и справочные материалы. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Предмет ____Русский язык ________________________________________________
Класс ____8__________________________________________________
Учитель ___Романова С.Ю._________________________________________________
2021____/2022_____ учебный год
№ урока | Дата по осн. КТП | Дата проведения | Тема | Количество часов | Причина орректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | ||||||
«________»_____________________ 20_________
Учитель _________________________________ /____Романова С.Ю.______________________________________/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР _________________________________ /_________________________________________/
«_________» ______________________20___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Русский язык. 6 класс» на основе программы В.В. Бабайцевой
Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратеги...
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей, обучающихся по адаптированной программе. 5 класс
Рабочая программа для 5 класса для детей с ОВЗ...