Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Дашиева Саяна Николаевна

Олимпиада по русскому языку с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_s_otvetami.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку с ответами. 9 класс

1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.

Черпать, асимметрия,  краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин,   отвар.

За каждый правильный ответ – 1 балл

2. В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

За каждый правильный ответ – 1 балл

3. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.

Оценка – 9 баллов

4. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.

Во многословии не без …

Учился читать да писать, а выучился петь да…

Оценка – 2 балла

5. Выпишите из данного списка только числительные.

Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.

За каждый правильный ответ – 1 балл

6. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.

Оценка – 8 баллов

7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.

Оценка – 3 балла

8. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.

За каждый правильный ответ – 1 балл

9. Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

– Что же значит это слово:

Ка-та-ва-си-я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

– Понятно?

Оценка – 2 балла

10. Назовите автора (авторов) учебника русского языка, по которому вы учитесь.

Оценка – 1 балл

11. Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?

 

«Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».

Оценка – 20 баллов

 

 

Ответы.

1.Асимметрия,  пломбировать, мещанин, отвар.

За каждый правильный ответ – 1 балл

2. С данным латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др.

За каждый правильный ответ – 1 балл

3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.

Оценка – 9 баллов, но за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются

4. Во многословии не без многословия.       Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Оценка –  2 балла

5. Восьмидесятый,  два, двое,  оба, пятый, пятеро.

За каждый правильный ответ – 1 балл

6. Дебаты - споры, интуиция – чутье,  изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.

Оценка – 8 баллов.

7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.  Оценка – 3 балла

8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.

Оценка – 4 балла

9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.

Оценка – 2 балла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...