Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В статье представлен опыт активизации познавательной деятельности на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_statya.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.
Описание опыта учителя русского языка и литературы
Верейской Светланы Николаевны
На современном этапе развития школьного образования особо важное значение приобретает активизация познавательной деятельности учащихся. Я думаю, сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как увлечь ребят своим предметом? Как сделать урок интересным?» Ведь заинтересованность ученика помогает привести его к успеху. Но как этого добиться?
Я за свою практику накопила немалый опыт педагогической работы, используя различные методы активизации познавательной деятельности. Сюда относятся и использование на уроках игр, различных кроссвордов, наглядных пособий, раздаточного материала, творческих заданий, что способствует привлечению внимания к предмету, стремлению узнать предмет глубже.
Формирование интереса к предмету- одна из главнейших задач учителя-предметника. Поэтому очень важно с первых минут урока использовать лингвистический материал, который мобилизует мыслительные операции( сравнения, сопоставление, нахождение общего и различий и т.д.)
Так, например, в 5 классе при изучении темы «Чередование гласных в корнях кас-кос» предлагаю ученикам понаблюдать за словами, схожими по лексическому значению, выделить корни. Понаблюдать, чем они различаются. Предлагаю учащимся самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цели к нему.
Касаться коснуться
Прикасаться прикоснуться
Соприкасаться соприкоснуться
В 6 классе при изучении темы «Лексика», чтобы подвести к теме урока , предлагаю разгадать кроссворд.
1 с | л | о | в | о | |||||||
2 р | е | ф | о | р | м | а | |||||
3 а | н | т | о | н | и | м | |||||
4 к | о | н | с | е | н | с | у | с | |||
5 с | и | н | о | н | и | м | |||||
6 и | м | и | д | ж | |||||||
я | з | ы | к | в | е | д |
- Наименьшая единица языка
- Определите слово, по его лексическому значению: «Преобразование, изменение чего-либо»
- Слово с противоположным значением
- Общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу.
- Слова, близкие по значению.
- Образ, какого-либо лица, предмета. явления, создаваемый умышленно с целью психологического воздействия
- Ученый, специалист по языковедению
В 7 классе при изучении темы «Причастие» на первом уроке использую бумажный самолетик и прошу детей охарактеризовать его с точки зрения форму, размера, цвета, материала. Все высказывания записываю в левый столбик на доске. Затем запускаю его в воздух и прошу охарактеризовать его с точки зрения действия, которое он выполнил. Высказывания записываю в правый столбик.
Самолетик какой? Самолетик какой?
Бумажный летящий
Легкий падающий
Белый приземлившийся
Прошу просклонять по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательного и причастия?
Прошу сформулировать тему и цели урока.
Нельзя ,конечно, забывать про роль познавательной игры на уроке. Она ,по утверждению А.Н.Чирова, «расширяет кругозор, развивает находчивость, смекалку», а следовательно, происходит активизация познавательной деятельности, т.к. азарт игры у ребенка сильнее страха неуспеха.
Я использую различные познавательные и ролевые игры.
Так, например, игра «Кто быстрее? При повторении словарных слов и подготовке к словарному диктанту. Выдаю трем командам ( по количеству колонок в классе) по листочку бумаги с заранее записанными словарными слова, в которых пропущены непроверяемые гласные и согласные. Выигрывает та команда, которая быстрее и грамотнее справится с заданием.
При обобщение изученного по теме «Лексика» в 6 классе прошу детей по командам записать все термины, которые были изучены, при этом повторяться нельзя. Задание выполняется по цепочке на время. Труднее всего приходится последним учащимся в команде, которые должны перечитать все предложенные варианты и записать свой, не повторяясь.
Например, вариант ответов команд:
Слово
Лексическое значение слова
Однозначные слова
Многозначные слова
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Профессионализмы
Диалектизмы
Устаревшие слова
Архаизмы
Историзмы
Неологизмы
Толковый словарь
Выигрывает та команда, которая за определенное время (не более 5-6 мин) напишет больше терминов. Если в команде ученик не может написать ни одного термина, то передает листок следующему игроку.
Также на уроке использую дифференцированные задания, поскольку нет детей , обладающих одинаковым набором способностей, умений, мышления. Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Например, игра «Верно-неверно» может быть предложена «слабому» ученику после изучения темы «Морфемика и словообразование» Если ученик согласен с высказыванием, то ставит плюс, если нет-минус.
Морфема- значимая часть слова(+)
Правописание приставок пре-/при- зависит от значения(+)
Суффиксы служат для связи слов в предложении(-)
Суффиксы стоят перед корнем(-)
Соединительные гласные бывают О-Е (+)
Основа слова- всё слово без окончания(+)
Окончание служит для образования новых слов(-)
Словообразование- это образование новых слов при помощи суффиксов(-)
«Сильному» ученику можно предложить задания повышенной сложности. Например, от прилагательных образовать существительные с помощью нулевого суффикса.
Синий, удалой, глухой, глубокий, далекий
Записать несколько примеров слов, образованных:
Приставочным способом
Суффиксальным способом
Приставочным способом
Способом сложения
Таким образом, правильный, разнообразный подбор методов, повышающих активизацию познавательной деятельности учащихся приведет ребенка к успеху и интересу к изучаемому предмету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания
Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...
Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"
В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановлен...
статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания
Статья включает в себя разнообразные приемы работы с текстом для повышения интереса учащихся к предмету....
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...
«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...