Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Верейская Светлана Николаевна

В статье представлен опыт активизации познавательной деятельности на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_statya.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.

Описание опыта учителя русского языка и литературы

 Верейской Светланы Николаевны

На современном этапе развития школьного образования особо важное значение приобретает активизация познавательной деятельности учащихся. Я думаю, сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как увлечь ребят своим предметом? Как сделать урок интересным?» Ведь заинтересованность ученика помогает привести его к успеху. Но как этого добиться?

Я за свою практику накопила немалый опыт педагогической работы, используя различные методы активизации познавательной деятельности. Сюда относятся и использование на уроках игр, различных кроссвордов, наглядных пособий, раздаточного материала, творческих заданий, что способствует привлечению внимания к предмету, стремлению узнать предмет глубже.

Формирование интереса к предмету- одна из главнейших задач учителя-предметника. Поэтому очень важно с первых минут урока использовать лингвистический материал, который мобилизует мыслительные операции( сравнения, сопоставление, нахождение общего и различий и т.д.)

Так, например, в 5 классе при изучении темы «Чередование гласных в корнях кас-кос» предлагаю ученикам понаблюдать за словами, схожими по лексическому значению, выделить корни. Понаблюдать, чем они различаются. Предлагаю учащимся самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цели к нему.

Касаться                        коснуться

Прикасаться                        прикоснуться

Соприкасаться                соприкоснуться

В 6 классе при изучении темы «Лексика», чтобы подвести к теме урока , предлагаю разгадать кроссворд.

1  с

л

о

в

о

2  р

е

ф

о

р

м

а

3  а

н

т

о

н

и

м

 4  к

о

н

с

е

н

с

у

с

5  с

и

н

о

н

и

м

6   и

м

и

д

ж

 я

з

ы

к

в

е

д

  1. Наименьшая единица языка
  2. Определите слово, по его лексическому значению: «Преобразование, изменение чего-либо»
  3. Слово с противоположным значением
  4. Общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу.
  5. Слова, близкие по значению.
  6. Образ, какого-либо лица, предмета. явления, создаваемый умышленно с целью психологического воздействия
  7. Ученый, специалист по языковедению

В 7 классе при изучении темы «Причастие» на первом уроке использую бумажный самолетик и прошу детей охарактеризовать его с точки зрения форму, размера, цвета, материала. Все высказывания записываю в левый столбик на доске. Затем запускаю его в воздух и прошу охарактеризовать его с точки зрения действия, которое он выполнил. Высказывания записываю в правый столбик.

Самолетик какой?                        Самолетик какой?

Бумажный                                летящий

Легкий                                        падающий

Белый                                        приземлившийся

Прошу просклонять по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательного и причастия?

Прошу сформулировать тему и цели урока.

Нельзя ,конечно, забывать про роль познавательной игры на уроке. Она ,по утверждению А.Н.Чирова, «расширяет кругозор, развивает находчивость, смекалку», а следовательно, происходит активизация познавательной деятельности, т.к. азарт игры у ребенка сильнее страха неуспеха.

        Я использую различные познавательные и ролевые игры.

Так, например, игра «Кто быстрее? При повторении словарных слов и подготовке к словарному диктанту. Выдаю трем командам ( по количеству колонок в классе) по листочку бумаги с заранее записанными словарными слова, в которых пропущены непроверяемые гласные и согласные. Выигрывает та команда, которая быстрее и грамотнее справится с заданием.

        При обобщение изученного по теме «Лексика» в 6 классе прошу детей по командам записать все термины, которые были изучены, при этом повторяться нельзя. Задание выполняется по цепочке на время. Труднее всего приходится последним учащимся в команде, которые должны перечитать все предложенные варианты и записать свой, не повторяясь.

Например, вариант ответов команд:

Слово

Лексическое значение слова

Однозначные слова

Многозначные слова

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Профессионализмы

Диалектизмы

Устаревшие слова

Архаизмы

Историзмы

Неологизмы

Толковый словарь

Выигрывает та команда, которая за определенное время (не более 5-6 мин) напишет больше терминов. Если в команде ученик не может написать ни одного термина, то передает листок следующему игроку.

Также на уроке использую дифференцированные задания, поскольку нет детей , обладающих одинаковым набором способностей, умений, мышления. Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Например, игра «Верно-неверно» может быть предложена «слабому» ученику  после изучения темы «Морфемика и словообразование» Если ученик согласен с высказыванием, то ставит плюс, если нет-минус.

Морфема- значимая часть слова(+)

Правописание приставок пре-/при- зависит от значения(+)

Суффиксы служат для связи слов в предложении(-)

Суффиксы стоят перед корнем(-)

Соединительные гласные бывают О-Е (+)

Основа слова- всё слово без окончания(+)

Окончание служит для образования новых слов(-)

Словообразование- это образование новых слов при помощи суффиксов(-)

«Сильному» ученику можно предложить задания повышенной сложности. Например, от прилагательных образовать существительные с помощью нулевого суффикса.

Синий, удалой, глухой, глубокий, далекий

Записать несколько примеров слов, образованных:

Приставочным способом

Суффиксальным способом

Приставочным способом

Способом сложения

Таким образом, правильный, разнообразный подбор методов, повышающих активизацию познавательной деятельности учащихся приведет ребенка к успеху и интересу к изучаемому предмету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...

Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"

В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановлен...

статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Статья включает в себя разнообразные приемы работы с текстом для повышения интереса учащихся к предмету....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...