Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра»
методическая разработка по русскому языку
Мероприятие дает возможность выявить и развить способности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_po_russkomu_yazyku_svoya_igra.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра»
Цели и задачи:
- развитие творческих способностей, логического мышления детей;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
Форма работы: работа в группах.
Организация игры и правила:
Игра состоит из трёх раундов и финала . Вопросы первого раунда сгруппированы в 6 тем по 5 вопросов, во втором и третьем раундах вопросы сгруппированы в 4 темах по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 10, 20, 30, 40, 50 баллов . В первых трёх раундах вместо любого вопроса игрокам может выпасть “удача”, “кот в мешке” или “аукцион”. Если игрокам достался “Кот в мешке” - необходимо передать команде соперников”, если выпадает “Удача” - команда автоматически зарабатывает баллы, если выпадает “Аукцион” - команды торгуются, кто больше баллов предложит- те и отвечают на вопрос.
Игрокам предлагается 4 возможных темы финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя.
Победитель тот, кто набрал большую сумму по итогам игры.
Ход игры
1 тур
- Лексика
- Фонетика
- Орфоэпия
- Словообразование
- Морфология
2 тур
- Орфография
- Фразеология
- Синтаксис
- Пунктуация
3 тур
- Ребусы
- Шарады
- О чем говорят пословицы
- Переводчик
- Финал
- Всякая всячина
- Знаете ли вы
- Волшебная буква
- Пословица
- Перевёртыши
ЛЕКСИКА
10
Что изучает лексика?
Лексика – наука, которая изучает словарный состав языка.
20
В каком случае употреблены омонимы, в каком – многозначные слова?
А) заводской клуб, клуб дыма
противотанковая мина, грустная мина
Б) тает снег, тают облака
бронзовая монета, бронзовый загар
А – омонимы, Б – многозначные слова
30
В каком случае употреблены историзмы, в каком – архаизмы?
а) чело, выя, зело, ланиты, длань
б) аршин, камзол, боярин
А - архаизмы, б - историзмы
40
К какому типу лексических единиц относятся слова клёвый, тусовка, крутой пацан?
Жаргонизмы
50
В чем отличие понятий НЕВЕЖА – НЕВЕЖДА?
Невежа - невежливый человек
Невежда - необразованный человек
ФОНЕТИКА
10
Прочитайте слово лён по звукам
справа налево
Ноль.
20
Сколько звуков [о] в слове молокозавод?
1 – (малаказавод)
30
Назовите сонорные согласные
Р, Л, М, Н, Й
40
Какие гласные и в каких случаях обозначают два звука?
Я, Е, Ё, Ю
В начале слова, после ь, ъ, гласной
50
Укажите ошибочное суждение:
А) в слове ЧУВСТВОВАЛ – девять звуков;
В) в слове ЕЩЁ все согласные звуки мягкие;
С) в слове ЗДРАВСТВУЙТЕ все согласные звуки твёрдые;
D) в слове РЕЗКО буква З обозначает [с].
С
ОРФОЭПИЯ.
10
жАлюзи или жалюзИ?
жалюзИ
20
ходАтайствовать – ходатАйствовать
ходАтайствовать
30
Удача!!!
40
Как правильно произнести? Е? или Э?
Д..мон, муз..й, т..мпы, фан..ра, пион..р
Е
50
Как правильно произносится? ЧН? Или ШН?
Яи..ница, ску..но, наро..но, праче..ная, Савви..на, Фомини..на
ШН
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
10
Какую часть слова можно найти в земле?
корень
20
Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных?
в слове стульчик суффикс -чик-, в остальных -ик.
30
Какое окончание в наречиях: направо, налево, вглубь, вниз, наотмашь?
У наречий нет окончания
40
Какое из ниже перечисленных слов образовано способом сложения части и целого слова?
А) дымоход;
В) мыловар;
С) медпункт;
D) МВД.
С
50
Какой корень в слове ВЫНУТЬ?
В слове вынуть нет корня, вы – приставка, ть- суффикс, ну – суффикс (выражает однократность действия)
МОРФОЛОГИЯ
10
Со школы или из школы?
Из школы
20
Какого рода существительное зубрила?
Общего
30
Какая змея может быть наречием?
уж
40
Мыло, мороженое, печь, плачь.
Какое слово из приведенных может быть только одной частью речи?
Плачь.
50
Найди четвертый лишний.
Золото, ураган, молоко, болото
ураган – м.р., остальные – ср.р.
ОРФОГРАФИЯ.
10
Отметьте слово, в котором пишется буква Е:
А) стел..тся по земле;
В) побывать в Англи..;
С) находиться в смятени…;
D) дыш..тся легко.
А
20
Отметьте слово, в котором НЕ ПИШЕТСЯ удвоенная согласная:
А) иску(с,сс)ные мастера;
В) и(л,лл)юминация на улице;
С) низкий инте(л, лл)ект;
D) ко(л,лл)ективный труд материал.
А
30
Отметьте слово, в котором пишется буква И:
А) сердито ц..кнуть;
В) из..скать средства;
С) знать пред..сторию;
D) сверх..нтересная статья.
D
40
Отметьте слово, в котором пишется буква И:
А) пр..зидент;
В) пр..вилегия;
С) пр..следовать;
D) пр..пятствие.
В
50
В каком из выделенных слов после приставки не пишется ъ ?
1) Мы от?ужинали у Аринушки.
2) Вдруг увидел я ворота и в?ехал на барский двор нашей усадьбы.
3) “Сторона мне знакомая, – отвечал дорожный, – слава богу, исхожена и из?езжена вдоль и поперек”.
1.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
10
По лексическому значению “вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать” назовите фразеологизм
Водить за нос
20
По лексическому значению “необоснованно преувеличивать что-либо” назовите фразеологизм
Делать из мухи слона
30
По лексическому значению “ в двух разных направлениях действовать” назовите фразеологизм.
На два фронта
40
По лексическому значению “не обращать никакого внимания, не замечать” назовите фразеологизм
В ус не дуть
50
По лексическому значению “ничем не выделяющийся заурядный человек” назовите фразеологизм
Ни рыба ни мясо
СИНТАКСИС
10
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) Те, кто хоть раз бывал на Камчатке, никогда не забудет долину горячих источников.
В) Благодаря слаженных действий пожарных площадь сгоревших в этом году лесов невелика.
С) Название повести “Вий” связано с именем славянского демонического существа.
D) Маленькое купе было переполнено людьми.
В
20
Перед вами строки из известной песни к кинофильму “Москва слезам не верит”: Москву рябины красили,
Дубы стояли князями,
Но не они, а ясени
Без спросу наросли.
(Д.Сухарев, Ю.Визбор)
В каком слове нарушена литературная норма?
Авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.
30
В стихотворении В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо” есть такие строки:
Этот, вот кричит:
“Не трожь тех, кто меньше ростом!”
Этот мальчик так хорош — Загляденье просто!
В каком слове нарушена литературная норма?
Для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь).
40
Укажите словосочетание с грамматической ошибкой:
А) оплатить за проезд;
В) рецензия на книгу;
С) уверенность в победе;
D) купить книгу.
А
50
Какая пара слов не является словосочетанием?
А) в конце января;
В) придёт и принесёт;
С) зимним морозом;
D) замолчат сразу.
В
ПУНКТУАЦИЯ
10
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Лошади стояли, понуря голову, и изредка вздрагивая.
2) Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь.
3) Приехав в Оренбург, я прямо явился к генералу.
1
20
В каком случае выделенное слово является вводным и должно выделяться запятыми?
А) Его хорошее знание правил поведения НЕСОМНЕННО.
В) Вначале всё КАЗАЛОСЬ понятным.
С) Выполнение работы к сроку вполне ВОЗМОЖНО.
D) К СЧАСТЬЮ на всём протяжении реки не было порогов.
D
30
В каком предложении причастный оборот не обособляется? (Знаки препинания не расставлены)
1) Я вошел в чистенькую комнатку убранную по-старинному.
2) Я оглянулся и увидел Савельича сбегающего ко мне по нагорной тропинке...
3) Я взял из рук его бумагу: это был ответ Савельича на полученное им письмо.
3.
40
Расставьте пропущенные знаки препинания
Кибитка тихо подвигалась 1) то въезжая на сугроб 2) то обрушиваясь в овраг 3) и переваливаясь то на одну 4) то на другую сторону.
1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 2, 3;
3) 1, 2, 4.
3.
50
В каком предложении между частями бессоюзного сложного предложения нужно поставить двоеточие
а) Я не знаю куда он ушел.
б) Помни все хорошее от человека.
в) Мама придёт когда совсем будет темно.
г) Мы не знали что нам делать.
б
РЕБУСЫ
10
Глагол
20
Корень
30
Дефис
40
Сказуемое
50
Диктант
ШАРАДЫ
10
Начало - нота, потом оленя украшение.
А вместе - место оживленного движения.
Дорога.
20
Глагол в повелительном наклонении, в форме второго лица единственного числа и птица тропических стран с ярким оперением. Назовите их.
Попугай.
30
С предлога начинается, отрицательной частицей заканчивается. Как это млекопитающее называется?
Пони.
40
Мой первый слог найдешь тогда, когда в котле кипит вода. Местоимение – слог второй. А вместе – школьный столик твой.
Парта.
50
Начало - голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее найдете без труда.
Картина.
О ЧЕМ ГОВОРЯТ ПОСЛОВИЦЫ
10
Кто глянется, к тому оно и тянется.
И у курицы оно есть.
Оно не камень – тает.
Ему не прикажешь.
Сердце.
20
Не расти ему на елке.
Кто его в день съедает, у врача не бывает. Здоровое оно с ветки не падает.
Красному ему червоточинка не в укор.
Яблоко.
30
Её и доверие теряют только один раз.
Она на коленях позорнее смерти.
Её прожить – не поле перейти.
Жизнь.
40
Если люди объединятся, они смогут связать и его.
Не буди спящего его.
Лев.
50
Её за деньги не купишь.
Она не пожар: загорится – не потушишь.
Любовь.
ПЕРЕВОДЧИК
10
Переведите на современный язык устаревшие слова.
Каково ваше порекло?
прозвище
20
Переведите на современный язык устаревшие слова.
Покажите потылицу
затылок
30
Переведите на современный язык устаревшие слова.
Покажите длани
ладони
40
Переведите на современный язык устаревшие слова.
Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое рамо.
плечо
50
Кот в мешке.
Переведите на современный язык устаревшие слова. Выполните задание.
Помашите десницей.
правая рука.
ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
Убери горячее – останется холодное:
Киайпястобекрг
Кипяток, айсберг.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: “? ” Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
“!”
ВОЛШЕБНАЯ БУКВА
Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: - Дай-ка и я попробую. Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: - Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву!
буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи ).
ПОСЛОВИЦА
Найдите соответствующую пословицу в русском языке
Болгарская “ Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу”
Когда рак на горе свистнет.
ПЕРЕВЕРТЫШИ
Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?
КРЕДИТ ДАРМОВЩИНОЙ БЕЛ
Долг платежом красен
Пока жюри подводит итоги
Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются.
АОБООУАДА
ИПЬРТПЕИР
ЭПВФЭСФПЕ
ВЮЛГВДЛАЮ
ЖЗСУУЧЖАЗ
ОАСАОТАЛО
ГЦИДВГЦЫД!
(будьте всегда счастливы!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по английскому языку "Своя игра" 6 класс
В эту игру включены несколько разделов на разную тематику. Довольно интересная и занимательная игра. Если задать нужный темп и подключить какую-нибудь дополнительную музыку, детям очень даже нравится....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Своя игра"
Данное мероприятие можно провести в рамках Недели русского языка и литературы....
Внеклассное мероприятие по немецкому языку "Своя игра".
Мероприятие для учащихся 5-11 классов....
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра»
мероприятие по русскому языку...
Внеклассное мероприятие по английскому языку "Своя игра"
Внеклассное мероприятие по английскому языку "Своя игра"...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка».
Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении рус...
Презентация внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка» для 9-10 классов.
Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении рус...