Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС Тема: «Путешествие в страну Морфологии»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Класс 5
Тема урока.Путешествие в страну Морфология
Педагогическая цель урока:повторить известные учащимся грамматические признаки частей речи; закрепить правила написания наиболее трудных орфограмм; совершенствовать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать познавательный интерес учащихся и их творческие способности; воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты (предметные)
Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания
Личностные результаты
Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: строят сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами ролевой игры, применением проектной технологии.
Оборудование: средства наглядности, проектор, мультимедийный экран, схема «Части речи», карточки, проект мини-учебника.
Литература, использованная при подготовке урока:
- Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. М.: Просвещение, 2014.
- Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.- Симферополь: Таврида,2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_morfologiyu.docx | 48.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 6 классе
в условиях реализации ФГОС
Тема: «Путешествие в страну Морфологии»
Подготовила: учитель русского языка и литературы Сеитмамбетова Ление Аблязовна |
Класс 5
Тема урока.Путешествие в страну Морфология
Педагогическая цель урока:повторить известные учащимся грамматические признаки частей речи; закрепить правила написания наиболее трудных орфограмм; совершенствовать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать познавательный интерес учащихся и их творческие способности; воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты (предметные)
Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания
Личностные результаты
Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: строят сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами ролевой игры, применением проектной технологии.
Оборудование: средства наглядности, проектор, мультимедийный экран, схема «Части речи», карточки, проект мини-учебника.
Литература, использованная при подготовке урока:
- Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. М.: Просвещение, 2014.
- Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.- Симферополь: Таврида,2007.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельностиучащихся
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Работа по теме урока(Слайд 1-2)
1. Ролевая игра
(Постановка проблемного вопроса:Кто же нужнее?)
Выходят слова.
Комментарий. Учащиеся прикрепляют к одежде таблички с разными словами.
- Вы кто?
- Мы — слова.
- Вы чем-то расстроены? Расскажете нам?
- Расскажем. Но сначала пусть ребята ответят: зачем нужны слова людям?
(Учащиеся класса отвечают на вопрос.)
- Правильно! Но ребятам нужно еще набиться соединять между собой слова по смыслу и грамматически.
- Конечно, не все умеют это делать. Вот поэтому в стране Морфологии случилась беда: все слова поссорились между собой. Они не могут решить, какая часть речи важнее.
— Ребята, давайте им поможем. Ведь выдома повторяли грамматические признаки всех частей речи и можете сказать, какая же из них самая важная.
— Давайте послушаем, о чем же говорят части речи.
2. Проверка домашнего задания
• Расскажите о частях речи в занимательной форме.
Пример домашней работы
Существительное. Я, разумеется, нужнее всех, т. к. называю предметы и без меня нет ни одного предложения!
Прилагательное. А без меня любое предложение получается бледным и невыразительным. Ведь я же обозначаю признак предмета. Попробуйте обойтись без меня!
Наречие.Ая нужнее вас, потому что обозначаю и признак предмета, и признак действия, и признак признака. Вот так-то!
Числительное. А я не похоже на всех вас, т. к. обозначаю количество предметов, число ипорядок при счете.
Местоимение. Нечего смотреть на меня! Не забывайте, что когда некоторые хотят отдохнуть, я замещаю их, поскольку указываю на предметы, признаки и количество. Попробуйте обойтись без меня — сами будете работать без выходных.
В с е. А что же это за человечки?
Служебные части речи. Зовут нас Предлог, Союз и Частица. И хотя мы ничего не обозначаем, но мы тоже нужны в речи.
Междометие. Разрешите доложить! Я также могу говорить: выражаю поощрения, похвалу, упрек, запрет, благодарность, восхищение, возмущение, привет...
Слова. Да, так мы снова ничего и не решим. Что же нам делать?
Учитель. Не расстраивайтесь. Осмотритесь вокруг — всюду нас окружают предметы, у которых есть свои названия. Я предлагаю провести словотерапию и помирить слова. А для этого вам необходимо к каждому слову подобрать определение.
3. Словотерапия(Слайд 3)
Комментарий. Учитель указывает на слова, а дети определяют часть речи; затем учитель читает стихотворение.
Существительное — школа,
Просыпаемся — глагол.
С прилагательным — веселый —
Этот день пришел!
Встали мы — местоимение,
Бьет числительное семь.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять!
И, конечно, не лениться
И союзы изучать!
Учитель. Как видите, все части речи важны. Надеюсь, что слова получили ответ на вопрос.
- Работа по схеме «Части речи» (беседа с учащимися)
- Презентация развивающего мини-учебника (групповые проекты)(Слайд 4-5)
Учитель. Закончив изучение раздела «Морфология», вы получили задание составить проект мини-учебника.
Каждая группа работала над составлением интересных заданий по страницам мини-учебника, обрабатывая дополнительную литературу, схемы, алгоритмы, таблицы. Оценивание по жетонам (объяснение).
Цель данной работы — закрепить правила написания наиболее трудных орфограмм по изученным темам.
1) Презентация 1-й группы
Комментарий: презентация титульного листа. Защита.
2) Презентация 2-й группы
Комментарий: схема «Имя существительное». Игра «От каждой буквы — столбик — слово. Условия: от каждой буквы слова КОРПУС придумать и записать в столбик новые имена существительные. Записывать слова нужно правильно.(Слайд 6)
КОРПУС
РК О У К О
О Н Г Н Л Р
Т О К О Т
Т Н
Комментарий: дети выполняют подобное задание, работая в группах; каждый столбик по очереди записывают на доске; проверяют написание слов.
3) Презентация 3-й группы(Слайд 7)
Алгоритм «Н и НН в суффиксах прилагательных». Игра-диалог «ДА — НЕТ».
Задание. Прослушайте диалог и назовите часть речи.
- Это служебная часть речи?
- Нет.
- Это изменяемая часть речи?
- Да.
- Это местоимение?
- Нет.
- Это имя?
- Да.
- Обозначает предмет?
- Нет.
- Обозначает признак?
- Да.
- Чтоже это? (Прилагательное)
Работа у доски. Орфографическая разминка.
Изучается алгоритм и выполняется упражнение.
4) Презентация 4 группы(Слайд 8)
Комментарий: учащиеся читают рифмованный алгоритм. Все остальные должны сказать, о какой орфограмме идет речь.
Объяснительный диктант (правила написания мягкого знака в разных частях речи.)
5) Презентация 5 группы
—В мини-учебник мы предлагаем поместить памятку «Союзы сигналят!!!»
Комментарий: работа в группах (из данных слов составить предложения).
6) Презентация 6 группы(Слайд 10)
— Мы тоже приготовили для вас одну схему «Ы, Ив разных частях слова».
Комментарий: работа в парах (распределить слова по двум колонкам, объяснить написание слов).
7) Презентация 7 группы(Слайд 9)
— Мы составили для вас схему «НЕ с глаголами».
Комментарий: словарная работа.
Задание: раскрыть скобки, объяснить написание слов, составить с любым словом предложение. Коллективное обсуждение.
IV. Подведение итогов урока
- Подсчет заработанных учащимися баллов
- Заключительное слово учителя
— Вы все потрудились сегодня хорошо, показали глубину знаний и умение работать с дополнительной литературой, составили мини-учебник.
Вы не должны останавливаться на достигнутом, поскольку ваш мини-учебник—развивающий. Надеюсь, что вы продолжите работу над ним и придумаете новые странички. Этот учебник будет полезен и для учеников 6 класса, и для 10-классников.
Морфология многоцветна,
Напоена богатством до корней.
Об этом говорят части речи,
Тесно связанные с ней.
У морфологии вселенские
просторы,
И живописен в ней язык.
Здесь все слова тобою
постижимы,
К которым с детства ты привык.
V. Рефлексия
- Что вы возьмете с собой в чемодан знаний?
- Над чем вам необходимо ещё поработать?
VI. Домашнее задание(Слайд 11)
Выполнить одно из предложенных упражнений — 1 уровень; завершить оформление мини-учебника — 2 и 3 уровень.
Приложение
РАЗВИВАЮЩИЙ МИНИ-УЧЕБНИК
I. Схема «Имя существительное»
1. Ознакомление со схемой
Существительное
обозначает предмет
отвечает
кто? что?
одушевленные неодушевленные
изменяется (по числам, падежам)
имеет (ж. р., м. р., ср. р., общ.р.)
- Игра «От каждой буквы — слово-столбик»
- Задание
Запишите имена существительные, не повторяя слова и записывая их правильно.
II. Существительное
Задание
Винни-Пух пришёл к сове. Она задал ему такую загадку.
Помогите ему найти существительные в этой куче.
шапка | домики | бегать |
кот | один | бегун |
зверь | луч | гулять |
красивый | луна | смотреть |
ночь | заря | дом |
смелый • |
III. Памятка «Союзы сигналят!»
1. Ознакомление с памяткой
ЧТО
ГДЕ
ЕСЛИ
А и НОПОТОМУ ЧТО
Запомните!
Перед этими союзами в предложении стоит запятая!
2. Задание
Составьте предложения с данными союзами.
IV. Алгоритм «Н и НН в суффиксах прилагательных»
1. Ознакомление с алгоритмом
...Н+ -Н-, -ОНН-, -ЕНН-
Пиши НН
-ИН-, -АН-, -ЯН-
Пиши Н
- Игра-диалог «Да — нет»
- Задание
Отгадайте, о какой части речи говорится в диалоге.
V. Рифмованный алгоритм «Мягкий знак (ь) в глаголах, наречиях, существительных»
1.Задание
О какой орфограмме идет речь?
Прочитайте стихотворение-памятку.
ПАМЯТКА
В глаголах и наречиях
Знак пишется всегда.
А в кратких прилагательных
Не пишем никогда.
Существительное — много,
Существительное — мой —
Знак не нужен никакой.
А подставь она, одна —
Мягкий знак пиши всегда!
2.Ознакомление с алгоритмом
Глагол
Краткие
Наречие прилагательные
м. р. мн. ч. —(много, мой)
ж. р. ед. ч. — Ь (она, одна)
VI. Схема «Ы, И после Ц» 1. Ознакомление со схемой
Исключение: цыган, цыц, цыпленок, цыпочки.
2. Памятка
В существительных на -ция
Мы всегда напишем -ия.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке -цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
VII. «Не с глаголами» 1. Рисунок-схема
Исключение: негодовать, ненавидеть, недоумевать.
2. Задание
На основе рисунка-схемы, раскройте скобки и объясните написание глаголов.
VIII. Мягкий знак после шипящей в окончаниях глагола
У глагола после шипящей всегда пишется ь:
- 2 л. ед. ч. -ешь/-ишь: бежишь, будешь, мечтаешь;
- неопределенная форма глагола (что делать? что сделать): беречь, стеречь, печь;
- повелительное наклонение -жь: отрежь, намажь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.
В данной работе перечислена система дидактических принципов, применяемых при системно-деятельностном подходе. Даны разработки уроков....
Конспект урока русского языка в 11 классе в условиях реализации ФГОС по теме "Виды сложноподчинённых предложений"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложноподчинённых предложений (подготовка к ЕГЭ)" рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития ЗУН.Форма ур...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "Предложения с обращениями".
Урок русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Системно - деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.
Об особенностях системно - деятельностного подхода на уроках русского языка....
План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».
Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...
Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...