Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся
| Формируемые УУД |
I.Мобилизующий этап 1 мин. | Приветствует учащихся. Создает психологический настрой. Эпиграф: В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов) - Кому принадлежат эти слова? Согласны ли в с этим высказыванием? | Приветствие учителя, размышление над эпиграфом | Регулятивные УУД: оценивают свою готовность к уроку Личностные УУД: самоорганизация |
II. Актуализация имеющихся знаний. 2 мин. | - Дайте синтаксическую характеристику данному предложению, составьте схему: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А. П. Чехов) - Перечислите признаки однородных членов предложения и составьте кластер | Выполняют синтаксический разбор предложения в тетрадях, 1 ученик работает у доски Отвечают на вопросы, составляют кластер (см. приложение) Однородные члены предложения - отвечают на вопрос одной и той же части речи; - являются одним членом предложения; - относятся к одному и тому же члену предложения; - соединятся при помощи интонации и сочинительных союзов; - однородными могут быть любые члены предложения.
| Личностные УУД: самоопределение РегулятивныеУУД:контроль, коррекция, оценка
|
III.Стадия «Вызов» 5 мин.
| Предлагает решить проблему: 1.Лунный, ясный вечер был наполнен ароматом луговых трав. 2.Ясный августовский вечер был наполнен ароматом луговых трав. 1.Я набрал в корзину зеленых, желтых, красных яблок. 2.Я набрал в корзину сладких красных яблок. -Чем похожи и чем отличаются эти предложения? -Почему в предложениях №2 между словами нет запятой? -А каким членом предложения являются эти слова? - Однородные ли это определения? Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь. -Что каждый из вас должен узнать на уроке? Чему научиться? | Решают учебную проблему. Сравнивают предложения, делают вывод Выдвигают предположение. Формулируют тему урока, ставят перед собой цель. - научиться отличать однородные определения от неоднородных; - научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.
| Личностные УУД: Смыслообразование,самоопред еление Регулятивные УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической речью |
IV.Стадия осмысления. 15 мин.
1 мин. | - Давайте попробуем найти общий принцип разграничения однородных и неоднородных определений и оформим выводы в форме сравнительной таблицы. Запишем примеры для анализа: На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки. На спинке стула висела белая шерстяная кофта. - В каком предложении однородные определения?Как неоднородные определения характеризуют предмет?
- Попробуйте поставить между определениями союз «и» в обоих предложениях.
- С какой интонацией произносятся однородные определения? А неоднородные определения?
- Можно ли сказать, что однородные определения равноправны? Поясняют ли они друг друга? Нарисуем схемы
- Определите разряды прилагательных.
| Работают в тетрадях: анализируют предложения, заполняют сравнительную таблицу, используя сведения из §189 стр. 235 Однородные определения | Неоднородные определения | 1.Характеризуют предмет с одной стороны. | 1.Характеризуют предмет с разных сторон | 2. Между ними можно поставить союз «и». | 2. Между ними нельзя поставить союз «и». | 3. Произносятся с перечислительной интонацией. Выделяются на письме запятой. | 3. Произносятся без перечислительной интонации. Не разделяются на письме запятой. | 4.Относятся к одному и тому же определяемому существительному, не зависят друг от друга.
| 4.Непосредственно к существительному относится только ближайщее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
| 5. Выражаются качественными прилагательными. | 5. Выражаются качественными и относительными прилагательными. |
Физминутка | Личностные УУД: выдвижение гипотез, их доказательство Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. - поиск и выделение информации, Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
V. Первичное закрепление 7 мин | Работа с текстом упр 286 1. Определите тему и основную мысль текста 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Докажите, что определения в том тексте однородны.
| Применяют полученные знания, используя составленную таблицу в качестве опорного материала.
| Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство
|
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
10 мин
| - Выполняют упражнение 288 в парах: Выпишите номера предложений:
1 вариант - однородными определениями (Ключ: 1, 3, 5, 7) 2 вариант - с неоднородными определениями (Ключ: 2,4,6)
- Самостоятельная работа в форме теста
| Выполняют упражнение и осуществляют взаимопроверку
Тест 1. Данный признак не является характерным для однородных определений: 1) характеризуют предмет с одной стороны; 2) характеризуют предмет с разных сторон. 2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены): 1) старый дубовый пол; 2) белые голубые шары; 3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены): 1) Старый господский дом; 2) Красные синие флаги 4.Неоднородные определения есть в предложении: 1) Рука была морщинистая, бледная, худая. 2) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью. 5. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными? 1) фаянсовая; 2) старая. Ключ:1-2, 2-2, 3-1,4-2, 5-1. (22121) | УУД: Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка Личностные УУД: смыслообразование Регулятивные УУД: Контроль,коррекция, самооценка
|
VII Рефлексия Подведение итогов 5 мин | - Чему был посвящен урок? -Где чаще всего мы используем однородные и неоднородные определения? -Какие затруднения вы испытали? - Что помогло вам их преодолеть? - оцените свою работу на уроке Домашнее задание общее: §189, упр 287 (устно) дифференцированное: 1.упр 295 (найти в тексте однородные и неоднородные определения) 2.выписать из рассказа Л.Н.Толстого «После бала» 5 предложений с однородными и неоднородными определениями
| Отвечают на вопросы учителя, комментируют свою оценку | РегулятивныеУУД: оценка своей деятельности Коммуникативные УУД: Взаимодействие обучающихся со сверстниками
|