Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку

использование здоровьесберегающих технологий на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

 

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  • физически здоровыми рождаются не более 14 % детей;
  • 25 – 30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  • 90 – 92 % выпускников средних школ находятся в «третьем» состоянии, то есть они еще не знают, что уже больны;
  • только 4 – 5 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

 Как видим, имеет место тенденция к значительному сокращению здоровых детей и резкому увеличению детей больных и детей с ослабленным здоровьем.

Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель.

 Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменения: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.

Я считаю, что целью и задачами каждого педагога должно стать:

  • создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье; 
  •  формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  •  знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

 Средствами педагогического воздействия служат:

  • воспитательная работа (формирование культуры здоровья);

 учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);

  • контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).

 Отправными направлениями деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) являются:

  • сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;      
  • сотрудничество с родителями учащихся;
  •  формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;
  • рациональная организация учебного процесса.

Практика сохранения здоровья школьников во время учебных занятий

При опросе учащихся был задан вопрос, что мешает им быть здоровыми, что мешает сохранять здоровье. Они назвали следующие причины:

  •  неправильное питание, недостаток витаминов,
  • неблагоприятная экология,
  • неправильный режим дня,
  • долгое нахождение у телевизора, компьютера,
  • конфликты в семье,
  • употребление сигарет, алкоголя, наркотиков

Можно еще отметить и недостатки в организации обучения:

  •  большой объем учебных программ,
  • переполненные классы,
  • плохой воздух школьных помещений,
  • слабая освещенность кабинетов,
  • нарушение температурного режима,
  • низкое качество питьевой воды,
  • несоответствие  школьных парт росту детей,
  • однообразная напряженная работа на уроке,
  • незнание учителей психолого-педагогических технологий

В своей работе я использую компенсаторно-нейтрализующие и информационно-обучающие технологии: физкультминутки, эмоциональные разрядки, тренинги, дискуссии, учебные игры, просмотр и анализ видеоматериалов, классные часы, встречи с медицинскими работниками.

При подготовке к уроку я учитываю:

  • динамику работоспособности в течение рабочего дня,
  • динамику активности обучающихся на уроке,
  • количество и продолжительность видов учебной деятельности,
  • место и длительность ТСО,
  • чередование позы,
  • наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток,
  • психологический климат.

 На уроке, когда дети начинают утомляться, предлагаю зарядку, которая обеспечивает бодрость и готовность к продуктивному труду. Зарядка является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность учащихся.

В моей методической копилке есть много видеороликов для физминуток. Но учащиеся с удовольствием проводят их сами под музыку.

 Время начала физминутки выбираю, когда значительная часть обучающихся начинает утомляться. Особенно  на третьем и последующих уроках.

 В состав физкультминуток  нужно включать упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке правильного дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ.

 Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мыщц, выполняющих значительную нагрузку

С целью предупреждения зрительной утомляемости и для профилактики зрения на уроках использую офтольмотренажёры и различные приемы: глазами написать свое имя и фамилию, сегодняшнее число и месяц; глазами нарисовать 6 горизонтальных и 6 вертикальных «восьмерок»; «стрельба» глазами вправо-влево, вверх-вниз; закрыть глаза и представить все цвета радуги; похлопать глазами.

Дети очень часто испытывают стрессы (контрольные работы, стихотворения наизусть и т.д.).  Поэтому я учу их, как защищать себя от негативных эмоций, как снимать напряжение. Иногда достаточно просто несколько раз сказать ребенку, что у него все получится.

Некоторые приемы:

  • задержка дыхания на вдохе (15-20 сек);
  • мысленно отключиться от взволновавшей ситуации (подумать о хорошем);
  • эмоционально-голосовые упражнения (улыбнуться), перейти на юмор;
  • «Сожми кулачок»

 Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять.  Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать…  Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

  • «Чудесная полянка»

        Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

Но  сохранять здоровье учащихся можно не только зарядками, эмоциональными разгрузками, но и тем информационным материалом (валеологические вставки), который можно использовать на уроке при изучении любой темы.

Валеологическая вставка – это важная, полезная информация, которая связана со ЗОЖ. Служит поводом для размышления и может пригодиться учащимся в жизни.

ВСТАВКА

                   ПРИМЕР

ТЕМА УРОКА

  1. Пословицы (см. приложение)

  1. Высказывания (цитаты) «Мудрые мысли»

  1. Загадки

  1. Тексты из энциклопедий

  1. Дидактический материал: предложения

стихи

+ физмин.

  1. Скороговорки

(для дыхания)

  1. Творческие задания

  • о курении
  • об алкоголе
  • о здоровье  (приложение)

Л.Н.Толстой:«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом»

Генрих Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье»

Мнение ученых: «Чем дольше человек курит, чем больше сигарет ему необходимо, чем раньше он начал курить, тем больше заболеваний»(Вопрос: какие заболевания? Задание: продолжите «Употребление сигарет…», из составленных предложений выпишите подчинительные словосочетания, определите связь)

Эти ягоды найдете

На большом лесном болоте.

Словно там набросаны

Красные горошины.  (Клюква)

(Вопрос: что известно о пользе  клюквы?)

  • о чае(приложение) (Что известно о чае?) Ответы учащихся. После прочтения текста с дополнительной информацией выписывают словосочетания с числительными.

Солнце, уже вошедшее в силу, греет бережно и ласково кусты пожелтевшего шиповника.

 (Доп. информация: в 16-17 веке шиповник ценился дороже золота, на него меняли ценные меха; витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, и в 2раза больше, чем в черной смородине)

«На Земле люди были бы все здоровыми, если …..» (Продолжите «Пожелания людям Земли»)

Мы пришли в зимний лес (ходьба)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки)

Справа березка в шубке стоит. (голова и руки влево)

Слева ёлка на нас глядит (влево)

Снежинки в небе кружатся, (смотрят вверх)

На землю красиво ложатся. (приседают)

В лесу красота и покой, (руки в стороны, вдох)

А нам пора уже домой.

  • «Как на горке на пригорке стоя 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, …» (У кого больше Егорок без добора воздуха)
  • «Ехал поезд скрежеща: ж,ч,ш,щ,ж,ч,…» (У кого поезд уедет дальше без добора воздуха)
  1. «Рецепт приготовления блюда из полезных продуктов»
  2. «Составление режима дня»
  3. «Письмо курильщику»
  4. «Семейный отдых»

«Односоставные предложения», «Неполные предложения»

«Условное наклонение глаголов»,

«Сложное предложение»,

«Связь слов в словосочетании»

«Гласная в корне слова»

«Имя числительное»

(6 класс)

Синтаксис и пунктуация

(7-8 класс)

«Условное наклонение глаголов»(6 класс)

«Наречие. Орфография»

 (7 класс)

«Фонетика. Орфоэпия. Числительное»

(5-6 класс)

«Повелительное наклонение глаголов»

(6 класс)

«Числительное»

(6 класс)

«Синтаксис и пунктуация» (8 класс)

 Я считаю, что именно в школьном возрасте эффективно обучение здоровью. Учитывая все факторы разносторонней жизни ребенка в семье и школе, можно попытаться сформировать у детей позитивные установки на поддержание здорового образа жизни. А для этого работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.  

 


Приложение

Пословицы и поговорки

О здоровье 

  • Здоровье дороже денег.
  • Было бы здоровье – остальное будет.
  • Здоровье приходит днями, а уходит часами.
  • Ум да здоровье всего дороже.
  • Здоров будешь – все добудешь.
  • Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял.
  • Болен – лечись, а здоров – берегись.
  • Болезнь да горе изведут скоро.
  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  • Где здоровье, там и красота.
  • В здоровом теле – здоровый дух.
  • Закаляй свое тело с пользой для дела.
  • Смолоду закалишься – на весь век сгодишься.

Овощи 

  • Овощи – слава докторов и гордость поваров.
  • Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

О курении 

  • Курить – здоровью вредить.
  • Табак уму не товарищ.
  • Курильщик – сам себе могильщик.
  • Кто курит табак – сам себе враг.
  • Табак и камень сушит.
  • Кто не курит и не пьет, тот здоровье бережет.

Об алкоголе 

  • Кто вино любит, тот себя губит.
  • Горе вином не запьешь, а радость пропьешь.
  • Не жаль вина, а жаль ума.
  • Вино с разумом не ходят: хмель шумит – ум молчит.
  • В стакане тонет больше людей, чем вморе.
  • Тот себе вредит, кто часто в рюмку глядит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"

Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...