ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Стилистика.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)
Материал включает в себя таблицу по стилям речи и подборку текстов для практической работы с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_rechi._tablitsa._praktika.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ -2022. СТИЛИ РЕЧИ
СТИЛЬ | ЗАДАЧА СТИЛЯ | СРЕДСТВА НА УРОВНЕ ЛЕКСИКИ | СРЕДСТВА НА УРОВНЕ МОРФОЛОГИИ | СРЕДСТВА НА УРОВНЕ СИНТАКСИСА | ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ И ЖАНРЫ |
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. | Сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью. | 1. Насыщенность терминами данной науки; 2.Использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительных со значением действия: переработка, приземление, использование; 3.Употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц); 4.Частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому. | 1.Редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа; 2.Специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляет- ся необходимым...), 3.Использование причастий и деепричастий и оборотов с ними. | 1.Употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений; 2.Неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений; 3.Частые цитаты, ссылки; 4.Использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем. | Основные типы речи – рассуждение, описание. Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия. |
Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке | Сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста. | 1.Употребление полных наименований, точных дат; 2.Книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться); 3.Использование слов в прямых значениях; 4.Отсутствие экспрессивной и оценочной лексики; 5.Частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование); 6.Наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу); 7.Ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы. | Отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица. | 1.Осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами; 2.Четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов. | Основные жанры: монологические – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание, совещание, переговоры, интервью. |
Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах. | Воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. | 1.Широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики; 2.Использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной; 3.Использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»; 4.Акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации; 5.Частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках). | 1.Активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола. | 1.Неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями; 2.Употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов; 3.Использование обращений; 4.Частые лексические и синтаксические повторы. | Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка. |
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. | Нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность. | Тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.; | 1.Фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос. | ||
Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма) | Общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста | 1.Использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить); 2.Преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов; 3.Экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный); 4.Частое использование фразеологизмов. | 1.Наиболее частое употребление личных местоимений; 2.Преобладание употребления глаголов над существительными; 3.Редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий; 4.Употребление частиц, междометий. | 1.Употребление односоставных и неполных предложений; 2.Отсутствие сложных предложений; 3.Частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений; 4.Употребление обращений. |
ПРАКТИКА. Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты.
В какой сфере общения используется каждый из них? Каковы языковые особенности текстов?
1) Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом.
2) Присутствовали: Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Сталин, Иоффе, Сокольников, Муранов, Милютин.
1) Доклад о Северном фронте.
Тов. Свердлов сообщает о положении дел на Северном фронте.
2) Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов.
Тов. Дзержинский о полной дезорганизации в Исполнительном комитете, предлагает обязать всех членов Исполнительного комитета – большевиков непременно работать в Исполнительном комитете или выйти оттуда.
Постановлено: ввести в Исполнительный комитет для работы тт. Володарского, Юренева, Милютина, Скалова, Пахомова, Зорина, Дзержинского, Сталина, Лашевича, Иоффе.
3) Издание брошюры т. Ленина.
Тов. Дзержинский сообщает о том, что в типографию сдано письмо Ленина для издания брошюрой.
Решено отдельной брошюры не издавать.
3) Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остаётся добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.
Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.
4) Ну чего же тебе рассказать-то. В деревню люблю ездить. Отдыхаешь душой и телом. То в огороде покопаешься. То сорняки повыдёргиваешь. А когда молодой-то был, на велосипеде катал сестру свою. Вот. А ещё мы вечером любили в бадминтон играть. Ага. Я ей в руки стараюсь, а она то влево, то вправо пуляет. Я и бегаю туда-сюда за этим, за ракеткой маленькой, волан. А ты играла когда-нибудь в бадминтон?
5) В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою...
6) Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Урок русского языка «Что изучает стилистика. Понятие о стиле и речевой ситуации"
Определение речевой ситуации трёх текстов.Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией.Стилистика – наука о стилях речи....
ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"
Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...
Статья по русскому языку на тему "Стилистика речи"
Все большее количество людей в мире становится многоязычным. Это является нормой: знание нескольких языков облегчает общение как в политической, экономической сферах, так и в бытовой. Однако человек, ...
Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология
Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...
В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)
quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...