Как провести урок русского языка в дистанционном формате?
статья по русскому языку

В данной статье описана практика проведения урока русского языка в общеобразовательной школе с применением дистанционных образовательных технологий. На современном этапе организация  дистанционного обучения  является актуальной проблемой для российских педагогов, поэтому опыт, представленный в статье, имеет практическую значимость и может быть полезен как учителям русского языка, так и другим учителям-предметникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудинова Любовь Васильевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надым, учитель русского языка и литературы.

Как провести урок русского языка в дистанционном формате?

Аннотация

В данной статье описана практика проведения урока русского языка в общеобразовательной школе с применением дистанционных образовательных технологий. На современном этапе организация  дистанционного обучения  является актуальной проблемой для российских педагогов, поэтому опыт, представленный в статье, имеет практическую значимость и может быть полезен как учителям русского языка, так и другим учителям-предметникам.

         Ключевые слова:  русский язык, учитель, дистанционное обучение, учащийся, урок, учебная деятельность, образовательная деятельность, эффективность урока, дистанционные технологии обучения.

           Проведение  урока в дистанционном режиме.  Для любого российского учителя сегодня нет более актуальной проблемы. В условиях пандемии коронавируса  переход на дистанционное обучение стал внезапной необходимостью, заставившей педагогов уйти от привычной классно-урочной системы и начать осваивать дистанционные технологии, инструменты и практики, которые ранее были для них  мало востребованы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает чёткое определение этому термину: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3, ст. 16, ч.1].  Многие учителя сегодня впервые начали  вести уроки в    дистанционном режиме, что, несомненно, оказалось делом непростым.   Но самое главное –  и учителям, и  обучающимся,  их родителям стало понятно, что качественное образование должно быть доступно не только в школе, но и на «дистанте». Поэтому в педагогической среде  широко обсуждается вопрос: как эффективно провести дистанционный урок?

            Впервые с проведением урока русского языка в дистанционном формате я столкнулась еще несколько лет назад в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимися по индивидуальному учебному плану на дому. Но одно дело – вести  дистанционный урок с одним учеником, и совсем другое – организовать учебный процесс на таком уроке для всего класса. Здесь уже технологии, эффективные для  индивидуального обучения, не подходят, надо искать другие методы,  приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

           Для проведения дистанционного урока в режиме видеоконференции я использую платформу Zoom. Она имеет ряд преимуществ: позволяет демонстрировать экран учителя или учащегося; вести переписку учителя и учащихся в чате, притом учитель может запретить  переписку между учащимися, отключить микрофоны детей и включать тогда, когда нужно ответить. Кроме того, у учителя есть  возможность отправить учащимся в чате файл для работы,  сделать запись видеоконференции, чтобы переслать ее учащимся, которые отсутствовали на онлайн уроке.

            Важно помнить и об экранном времени, поэтому необходимо чередовать работу учащихся с экраном и работу с учебником. Дистанционный урок не должен быть во вред зрению школьника. Поэтому я обязательно на каждом уроке провожу гимнастику для глаз.  

            Одно из условий эффективного дистанционного урока — это частая смена заданий и много практики. Ученикам сложно воспринимать и усваивать  большой объём информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате. Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий: просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание  [2, ст. 3].        

           Для изучения новой темы чаще всего я использую ресурсы портала «Российская электронная школа». Видеоуроки хороши тем, что они короткие, емкие, с опорой на наглядность. Тренировочные задания помогают учителю,  с одной стороны, выявить степень осознанности восприятия  учащимися материала видеоролика, с другой стороны, закрепить и систематизировать  полученные знания на практике и быстро проверить правильность выполнения. Мои учащиеся с большим интересом выполняют эти задания, потому что  они  небольшие  и разнообразные. К тому же учитель  вправе сам  отобрать из предложенных на учебной платформе   задания, которые, на его взгляд, будут и интересны, и эффективны для усвоения изученной темы. Контрольные задания и отдельные тренировочные задания  «РЭШ»  можно использовать и на этапе контроля и рефлексии.

           Материалы «Российской электронной школы»  - это современные, эффективные, отвечающие требованиям ФГОС, цифровые ресурсы, поэтому я планирую применять их и в дальнейшем в  классно- урочной системе обучения, а не только в дистанционном формате.

           На дистанционном уроке русского языка важным средством  обучения является и презентация.  Презентация позволяет сделать процесс обучения более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их  усвоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке [1, с. 11].        Я применяю презентацию на разных этапах урока.  При изучении новой темы наглядность облегчает восприятие учащимися теоретического материала. С помощью слайда презентации быстро и легко можно провести самопроверку домашнего задания или самостоятельной работы, упражнения в учебнике. Однако здесь важно  чувство меры: слайдов не должно быть много, экран учителя не должен демонстрироваться весь урок.

         Вот и еще одно необходимое условие эффективности дистанционного обучения:  несмотря на ограничение во времени, на дистанционном уроке всё же должно быть живое общение учителя и детей. Дети должны не только слышать учителя, но и видеть его глаза, лицо, видеть  реакцию учителя  на  участие учащихся в учебном процессе, на их ответы.  Я даю своим ученикам  возможность задать вопросы, если что-то непонятно или требуется совет учителя.  Не забываю похвалить, отметить самых активных. Это   стимулирует детей  к самостоятельной познавательной деятельности, что, в свою очередь, повышает продуктивность онлайн урока.  

         Важная составляющая дистанционного обучения  -  обратная связь учителя  с учащимися  во время урока.  Какие способы  и средства помогут  педагогу увидеть на уроке результат усвоения изученной темы,    быстро оценить работу каждого? Этот аспект образовательной деятельности на уроке с применением дистанционных технологий вызывает большие затруднения у многих учителей русского языка. Поделюсь своей практикой.

         Чтобы проверить знания детей по изученной на уроке теме, в конце урока я оставляю время на тестирование. Тест я составляю сама, он не должен быть большим – 5- 6 заданий с выбором ответа, которые помещаются на одном слайде.  Желательно, чтобы на каждое задание был один вариант правильного ответа, но может быть и несколько. Учащиеся выполняют  работу и в чате присылают мне свой ответ, оформив его кратко,  по образцу, который я им обязательно показываю в тесте, например, в таком формате: аббавг – где каждая буква соответствует заданию  в порядке возрастания.  Написать его в чате можно очень быстро.  Всего на такую работу я отвожу от 5  до  7 минут (время выполнения обязательно озвучивается перед тестированием).  Так как скорость выполнения у разных учеников разная, то  примерно  у  первых десяти я успеваю проверить ответы на уроке и озвучить оценку.  Программа Zoom позволяет сохранить чат, и учитель после урока за минимальное количество времени может проверить и оценить работу каждого.

           Хорошую возможность для  быстрого оценивания и выявления уровня знаний учащихся по изученной теме дает и  учебная платформа ЯКласс.  Здесь можно выполнять как  тренировочные задания, так и проверочные. Тренируясь, ребенок может вернуться к заданию, если неправильно его выполнил, может прочитать объяснение, повторить теоретический материал и выполнить снова. Большой плюс в том, что ребятам предлагается алгоритм выполнения задания. Важным преимуществом ЯКласса  является то, что у учителя  есть возможность самому создать проверочную работу  из заданий, предложенных на  платформе, а также  составить свои задания и разместить их в системе. На дистанционном уроке очень удобно работать на этой платформе. Учитель видит, в каком темпе работает каждый ученик, видит, какие задания выполняет правильно или неправильно, система сама проверяет правильность выполнения и оценивает. Тем самым еще и экономится время учителя на оценивание  обучающихся.

          Могу сказать, что применение таких способов быстрого оценивания улучшило  качество знаний моих учащихся, так как повысилась мотивация к учению: у каждого появился стимул получить быстро хорошую оценку, высокие баллы и узнать свой результат сразу после выполнения, а не ждать следующего урока, когда учитель проверит и объявит оценки.  Возросла сознательность: если поначалу ребята воспринимали такие формы дистанционной работы как развлечение, то  теперь   взглянули на них в ключе самоорганизации и ответственности. Поэтому буду  продолжать работу на платформе ЯКласс и дальше на традиционных уроках.  

          Практика обучения с применением дистанционных образовательных технологий  открывает  для учителя  новые возможности. Одно из перспективных направлений развития дистанционного обучения -  это  взаимопроникновение информационных технологий и передовых педагогических технологий. Роль науки и техники в современном мире велика, и нельзя не прогнозировать увеличения их влияния на сферу образовательной деятельности. Для педагогов важно оценивать их роль в развитии образования и активно внедрять. Чем с большим интересом российское  учительское сообщество отнесётся к новым возможностям, тем более качественным и конкурентоспособным станет отечественное образование.

         

         Библиографический список

         1.Использование дистанционных  технологий в  обучении русскому языку

учащихся с ОВЗ: из опыта  работы  Татьяны  Семёновны Поляковой, учителя

русского языка и литературы ОГАОУ «Центр образования "Ступени"». –Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2017. – 32 с.

        2.Как провести дистанционный урок: 4 шага, чтобы не потерять класс. Е.Долгих.  Блог Анны Варенцовой, ст. 3. URL: https://mel.fm/blog/anna-varentsova (дата обращения: 11.05.2020).

      3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании  в  Российской  Федерации"; ст.16,ч.1.; Сайт  КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с использованием дистанционных технологий в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе с использованием дистанционных технологий по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными" .В рамках данного урока решаются следующие це...

Несколько разработок, которые помогут интересно провести Неделю русского языка.

Все разработки построены по примеру телевизионных передач, что способствует привлечению интереса к мероприятию, а также воспитанию интереса к родному языку. Спортивный соревновательный дух не дает воз...

Урок русского языка 11 мая (дистанционное обучение)

Задания по русскому языку для 6 "А", 6 "В" классов на 11 мая 2013 г.1. Распечатайте данный материал (1 лист с заданиями).2. Выполните задания ручкой прямо на распечатанном листочке.3. Подпишите свои и...

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....

Статья "Как провести урок русского языка в дистанционном формате?"

В данной статье описана практика проведения урока русского языка в общеобразовательной школе с применением дистанционных образовательных технологий. На современном этапе организация  дистанционно...