«Уменьшительно-ласкательные суффиксы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»»
проект по русскому языку (10 класс)
XII региональный этап Всероссийского конкурса
юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kaydarakovoy_a.i.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
XII региональный этап Всероссийского конкурса
юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
Секция: лингвистика
«Уменьшительно-ласкательные суффиксы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»»
Автор: Кайдаракова Алиса, ученица 10 класса МБОУ «Бутрахтинской СОШ им. В.Г.Карпова»
Руководитель проекта: Кайдаракова Ольга Георгиевна, учитель русского языка и литературы
д. Бутрахты - 2021
Оглавление
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1. Определение морфемы суффикс в русском языке 5
Глава 2. Практическая часть. 6
2.1. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи. 6
2.2. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 7
Глава 3. Результаты практических исследований
Введение
На уроке русского языка мы стали повторять ранее изученный раздел языка «Морфемика». Меня заинтересовала такая часть слова как суффикс, так как с помощью него образуется много новых слов. Особенно меня заинтересовали суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Слова с такими суффиксами нередко используются в художественных произведениях разных жанров. И я решила попробовать найти слова с данными суффиксами в романе Л.Н.Толстого. Почему именно это произведение? Вы спросите меня. Я заметила, что если читаешь объемное произведение и обращаешь внимание на отдельные слова, то текст воспринимается проще, и запоминается больше информации. Тем более язык со словами, содержащий уменьшительно-ласкательные суффиксы, отличается напевностью, мягкостью, нежностью. И я задумалась: каким чудесным действием обладают суффиксы, превращая обычные слова в ласковые!
Актуальность исследования обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие люди даже не замечают этого. Они все реже и реже используют их в речи, потому что не знают их значений или просто перестали быть ласковыми, уважительными и внимательными друг к другу. А в настоящее время, во время пандемии, люди реже общаются друг с другом. И поддержка коммуникации с помощью слов, содержащих уменьшительно-ласкательные суффиксы, необходима!
Цель данной исследовательской работы заключается в изучении уменьшительно-ласкательных суффиксов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
- изучить, обобщить и систематизировать вопросы, связанные с понятием «суффикс»;
- изучить фрагменты романа «Война и мир»;
- провести социальный опрос респондентов по данной теме и проанализировать результаты; сделать аналитические выводы по данному вопросу;
- определить тенденции развития слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Методы исследования:
- Изучение теоретических источников
- Наблюдение
- Опрос
- Исследование
Объект исследования: уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Предмет исследования: уменьшительно-ласкательные суффиксы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Выдвинутая нами гипотеза: уменьшительно-ласкательные суффиксы существуют в языке в тесной связи с литературой, их изучение помогает лучше познавать русский язык. Только почему в современное время их использование становится все реже и реже?
Глава 1. Теоретическая часть
Определение морфемы суффикс в русском языке.
Слово «морфема» является лингвистическим термином. Морфема – наименьшая единица языка. Термин введён И.А.Бодуэном де Куртене в 1888г. Он указывал, что каждая морфологическая часть представляет идею значения и ассоциированный с нею звуковой комплекс.
В современном языке различают следующие виды морфем:
1 – главная морфема – корень;
2 – служебные морфемы или аффиксы: приставки, суффиксы, окончания, постфиксы.
В русском языке в словообразовании чаще всего употребляются суффиксы.
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (лес – лесник, путь – путник). Находясь после корня, суффикс может следовать как непосредственно за ним, так и после какого-нибудь другого суффикса (осмотрительность). В словах, которые имеют окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием (лохматый). Но суффиксы могут находиться и после окончаний. В таком случае его называют постфиксом (раздеваюсь, расскажи-ка, что-нибудь).
Основная функция суффиксов – образование новых слов, но эта морфема играет и формообразующую роль. Немаловажное значение в языке имеют суффиксы экспрессивно-эмоциональной окраски.
Значение суффиксов
Суффикс | Значение, которое придает суффикс слову. Правила написания суффикса. Исключения. |
Оценочные (уменьшительно-ласкательные, увеличительные, пренебрежение) | |
-оньк- |
полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а) |
-еньк- |
заря – зор-еньк(а), дорога – дорож-еньк(а), Саша – Саш-еньк(а)
мам-еньк(а), пап-еньк(а) |
-иньк- | за-иньк(а), ба-иньк(и), па-иньк(а) |
сочетание-ин+к- |
горош-ин(а) – горош-ин-к(а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к(а), солом-ин(а)-солом-ин-к(а) |
-инк- | снеж-инк(а), пуш-инк(а) |
-енк- |
беж-енк(а), монаш-енк(а), неж-енк(а), нищ-енк(а), француж-енк(а)
вишня (вишен)-виш-енк(а), сосна (сосен) –сос-енк(а) |
-онк- |
душа – душ-Онк(а) |
-онок- |
волк – волч-Онок() |
-ик- |
ключ-ик – ключ-ик(а), нож-ик – нож-ик(а) |
-ек- |
замоч-ек – замоч_к(а), мешоч-ек – мешоч_к(а);
кусОч-ек, оврАж-ек |
-ок- |
волч-Ок, кулач-Ок |
-ец- |
письмо – письм-ец(О), ружье – ружь-ец(О);
молод-ец – молод_ц(а), гор-ец – гор_ц(а) |
-иц- |
кресло – крЕсл-иц(е), масло – мАсл-иц(е);
метель – метел-иц(а), красав-иц(а ) |
сочетание-ич+к- |
лестница – лестнич-к(а), луковица – лукович-к(а), лисица – лисич-к(а) |
-ечк- |
семя – сем-ечк(о), ложка – лож-ечк(а), утро – утр-ечк(о),
Кол-ечк(а), Юл-ечк(а). |
-ышк- |
солн-ышк(о), дон-ышк(о) |
-ушк- |
хлеб-ушк(о), кум-ушк(а)
колышек, клинышек |
-юшк-,-ишк- |
бат-юшк(а), пол-юшк(о), зор-юшк(а);
пёр-ышк(о) , город-ишк(о).
мат-ушк(а), сын-ишк(а) |
-ищ- |
дом – дом-ищ(е), друг – друж-ищ(е), пыль –пыл-ищ(а)
домищЕ, мужичищЕ
силищА, ручищА |
-к- |
кухонька (кухонь), нянька (нянь), песенка (песен)
грузин-к(а), артист-к(а) |
Образует существительные со значением лица. | |
-чик- (-чиц(а)) |
развед-чик, лет-чик, подпис-чик, смаз-чик, перебеж-чик; развед-чиц(а), подпис-чиц(а)
кабак – кабат-чик, добыча – добыт-чик |
-щик- |
смен-щик, халтур-щик, дрессиров-щик.
процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик. |
-яч+к- |
мор-яч-к(а), сибир-яч-к(а) |
-ник- |
лес-ник, школь-ник, уче-ник |
Существительные, образованные от глаголов, прилагательных Пишутся с буквой И | |
-изн- | крив-изн(а) от кривой), |
-ин- | шир-ин(а) от ширь, |
-инств- | больш-инств(о) (от большой), старш-инств(о) (от старший) |
Пишутся с буквой О | |
-отн- | беготня (от бегать) |
-овн- | болтовня (от болтать) |
-от- | добр-от(а) (добрый), красота |
-ость- | трус-ость (трусить), бережлив-ость (бережливый) , трудн-ость (трудный) , доступн-ость ( доступный), нов-ость (новый) |
Пишутся с буквой Е | |
-ет- | нищ-ет(а) |
-есть- | живуч-есть |
-еств- | человеч-еств(о) |
-ён(о)к-, -ун(о)к-, -е(н)ств-, -(ов)ств-, -ив-, -ев-, -их, |
Суффиксы для образования форм слов.
-ен- | В косвенных падежах слов на –МЯ (знамя, пламя и др.): темя- тем-ен(и), семя – сем-ен(и) |
–ер- | слова мать и дочь при изменении во косвенных падежах, кроме винительного, имеют суффикс –ер- в основе: мать – мат-ер-и, дочь – доч-ер-и; |
Неизменяемые суффиксы:
- -от- :
крас-от(а), добр-от(а), наг-от(а), долг-от(а), топ-от
- -ость-:
зависим-ость(), доверчиво-ость(), опас-н-ость(), лен-ость(), наруж-н-ость(), о-круж-н-ость()
- -есть- :
свеж-есть(), тек-уч-есть()
- -ни(е) [н'ий']:
напомина-ни(е), собра-ни(е)
- -ин-:
бус-ин(а), завал-ин-ка
- -чик-:
стакан-чик(), лет-чик()
- -тель-:
строи-тель(), преподава-тель()
- -ени(е) [эн'ий']:
стро-ени(е), дел-ени(е)
Глава 2. Практическая часть
2.1. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи.
«Лукошко», «салфеточка», «человечек», «кусочек. Для чего в речи применяются уменьшительно-ласкательные суффиксы (-оньк-, -еньк-, -иньк, -ушк-, -ек-, -ок- и т. д.) понятно уже из названия. Мы придаем такую вербальную форму тем объектам и людям, которых хотим... уменьшить и обласкать. Зачем же мы это делаем? Неужели исходный размер окружающих нас не устраивает? Представьте себе — иногда не устраивает. Однако разобраться с примерами и истоками такого речевого поведения подробнее — это самое интересное.
Уменьшительно-ласкательные формы призваны передать и продемонстрировать умиление. Это довольно специфическое чувство, больше похожее на инстинктивную реакцию. Мы испытываем его в норме, когда смотрим на маленьких детей и детенышей животных.
Вероятнее всего, изначально эта реакция выработалась у человека для того, чтобы обеспечить высокое выживание. Воспитывать маленьких детей и присматривать за ними — занятие трудоемкое и сложное.
Человеческие детеныши развиваются медленнее потомства большинства других животных и долго остаются беззащитными. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы сам вид малышей вызывал прилив приятных эмоций не только у родителей, но и у всех представителей вида. Большие глаза, пухлые щеки и губы, толстенькие ножки и ручки... Весь младенческий облик так и заявляет: «Посмотри, какой хорошенький!»
2.1. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Я проанализировала использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». В романе часто употребляются реальные имена. Но даже используя реальные имена, автор ухитряется выразить своё отношение к герою. Уменьшительно-ласкательные суффиксы часто используются в художественном произведении среди имён героев, которые пользуются симпатией и сочувствием рассказчика: Андрюшенька, Пелагеюшка, Иванушка, Николенька и т.д. Или же если герой вызывает симпатии у другого героя, к примеру :
«-Женись, женись, голубчик…»
«- А Николаша где?...»
«- Ты о чем думал теперь, Николенька?»
« -…Как он ладен, дядюшка»
« - …Вы послушайте, мама-голубушка»
Таким образом, анализ слов, включающих в свой состав суффиксы субъективной оценки, помогают глубже понять характер героев, раскрыть изобразительную роль суффиксов в создании образов героев романа. Суффиксы окончательно формируют значение слова, уточняя его, а иногда и полностью изменяя. Слова с подобными суффиксами служат не только для выражения мыслей писателя, но и для выражения его чувств, переживаний и отношения к герою, событиям повествования.
Проанализировав использование суффиксов в романе, выявила слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. При изучении значения суффиксов и анализе языка романа было обнаружено, что уменьшительно-ласкательные суффиксы играют значительную роль в создании стилистической окраски языка произведения, при этом в зависимости от контекста они могут иметь разное значение. Большинство из них (70 %) выражают оттенок ласкательности, мягкости, что подтверждает предположение о том, что уменьшительно-ласкательные суффиксы в романе способствуют созданию особого стиля повествования. При этом суффиксы субъективной оценки вносят в слова не только новое значение, но и выражают отношение к героям и событиям.
«Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение.
- Осмелюсь просить ваше сиятельство потесниться крошечку…»
«Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок…»
«Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (…) мне бы не было дурно»
«Душенька моя!»
«Мамушка подбородком придерживала пеленки…»
«…нянюшка сообщила ему..»
« - А, и Иванушка тут, - сказал князь Андрей»
«Андрюша, зачем ты не предупредил меня?»
« - Не рассказывай , Пелагеюшка»
Это подтверждает мою гипотезу о том, что уменьшительно-ласкательные суффиксы существуют в языке в тесной связи с литературой.
Таким образом, я считаю, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.
Многообразие эмоциональных оттенков, придаваемых многочисленными суффиксами, с помощью которых формируются формы слова и стиль повествования, является отражением своеобразия языка и культуры народа.
Глава 3. Результаты практических исследований
Следующим самым интересным этапом работы был опрос респондентов, ими стали учащиеся 5-11 классов. Чтобы понять, насколько наш материал является актуальным, а предположения верными, учащимся были предложены следующие вопросы:
I.
1. Знаете ли вы уменьшительно-ласкательные суффиксы? (Нужно было назвать несколько примеров)
Результаты ответов были таковы:
- Да – 85%
- Нет – 15 %
2. Как часто вы употребляете слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
Результаты ответов были таковы:
- Раз в день – 35%
- Раз в неделю – 50%
- Раз в месяц – 15%
Результаты первого опроса показывают, что большинство респондентов использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
II.
1. «Где вы используете слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?»
Соцсети | 70% |
Дома | 19% |
В школе | 11% |
По результатам опроса социальные сети оказались безусловным фаворитом, так как неформальное общение среди сверстников происходит в Вконтакте, Инстаграмм. Также можно отметить, что дома используют уменьшительно-ласкательные суффиксы реже. Возможно, это связано с менталитетом.
Заключение.
Русский язык богат и красив благодаря разнообразным способам словообразования. Особую роль в передаче субъективного отношения к миру играют уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных.
.
Мы выяснили, что уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных присутствуют в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Первоначальные значения небольшого размера и ласкового обращения к собеседнику, постепенно дополняются значениями пренебрежительности, преодоления страха, психотерапевтической функцией. Слова с данными суффиксами эмоционально окрашены, характерны для разговорной речи. Многих ученых привлекал вопрос уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Проанализировав фрагменты романа «Война и мир», пришла к выводу, что автор намеренно используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
В перспективе хотелось бы сравнить использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в других произведениях мировой классики, например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями русского языка и литературы и классными руководителями при проведении уроков, направленных на повышение уровня культуры речи школьников; внеклассных мероприятий, посвященных значимости родного языка в жизни подрастающего поколения, а также учащимися школ для самостоятельного речевого развития.
Список литературы
- Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Изд.2. М., 2010.
- Толстой Л.Н. Война и мир. М., 1997.
- Розенталь Д. Е., Фомина М. И. Современный русский язык. М., 2000, с.12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Анализ эпизода «Отъезд Андрея на войну» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава XXVIII).
Урок решает задачи формирования ключевых компетенций литературного образования:- умения анализировать эпизод литературного произведения,- формирования нравственных семейных ценностей,- умения видеть с...
Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"
Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Литературно-музыкальная композиция «Открывая великий роман», по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Цели и задачи внеклассного мероприятия: - сформировать представление об отражении событий Отечественной войны1812г. На страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; - развивать коммуникативные навыки...
Открытый урок литературы в 10 классе с использованием ИКТ на тему: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н. Толстой
Цель урока: сравнить образы Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»; узнать, как раскрываются они автором в романе, соответствуют ли реальным историческим личностям, рассмотреть вопрос...