Иоанн Матвеевич Штыгашев – достойный сын хакасского народа
статья по русскому языку (9 класс)

Ольга Георгиевна Кайдаракова

          Миссионер, просветитель, писатель, учитель Иван Матвеевич Штыгашев за годы своей миссионерской деятельности обратил в христианскую веру около девятисот человек. Из духовного наследия миссионера нам известны восемь опубликованных работ: «Письмо священника Иоанна Штыгашева от 9 августа 1893 год», «Из жизни Алтайской Миссии», «Штыгашев Иоанн, священник», «Записки кондомского миссионерского священника И.Штыгашева за 1894 год», «Записки миссионера Кондомского отделения Алтайской Миссии священника Иоанна Штыгашева за 1895 год», «Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева 1884 год, декабрь», «Путешествие алтайца в Киев, Москву и ее окрестности 1884 год, сентябрь» и «Штыгашев И.М. Поездка Матурского священника в Урянхайский край в 1913 году». Иван Матвеевич открыл несколько школ, где обучение велось на шорском языке.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кайдаракова О.Г.,

учитель хакасского языка и литературы

МБОУ «Матурская СОШ»,

Таштыпский район

Иоанн Матвеевич Штыгашев – достойный сын хакасского народа

Нет, не забыто священника имя

Рода Штыгашевых был Иоанн,

Труд его помнят потомки доныне

Помнят священника Матура сан.

Анатолий Воробьев

          Миссионер, просветитель, писатель, учитель Иван Матвеевич Штыгашев за годы своей миссионерской деятельности обратил в христианскую веру около девятисот человек. Из духовного наследия миссионера нам известны восемь опубликованных работ: «Письмо священника Иоанна Штыгашева от 9 августа 1893 год», «Из жизни Алтайской Миссии», «Штыгашев Иоанн, священник», «Записки кондомского миссионерского священника И.Штыгашева за 1894 год», «Записки миссионера Кондомского отделения Алтайской Миссии священника Иоанна Штыгашева за 1895 год», «Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева 1884 год, декабрь», «Путешествие алтайца в Киев, Москву и ее окрестности 1884 год, сентябрь» и «Штыгашев И.М. Поездка Матурского священника в Урянхайский край в 1913 году». Иван Матвеевич открыл несколько школ, где обучение велось на шорском языке.  Матурский церковный приход создан в 1905 году и тесно связан с личностью отца Иоанна Штыгашева, при нем построена и открыта церковно-приходская школа в Матуре и школа грамоты в Тлачике, женский монастырь во имя Иверской Божьей матери и храм Святой Живоначальной Троицы. Отец Иоанн награжден священным Синодом орденом «Святой Анны», имел благословления и Ставленые грамоты. Епископом Макарием награжден набедренником и скуфьей.

          После революции Иоанн Штыгашев оказался на долгие годы забытым. Впервые о нем современный читатель узнал из книги «Из духовного наследия алтайских миссионеров», изданной в 1989 году в Новосибирске. Там названы имена самых выдающихся миссионеров Алтайской миссии и среди них и Иоанн Штыгашев. Тем самым, наряду с другими забытыми именами наших предтечей, было положено начало возвращению в литературу и культуру после длительного периода забвения, полного художественного небытия имя и творчество И.М. Штыгашева.

          Ваше внимание хотелось бы обратить на путевые записки о истории и этнографии И.Штыгашева. Труд миссионера Иоанна «Поездка Матурского священника в Урянхайский край в 1913 году» был помещен как приложение к отчету Алтайской духовной миссии за 1914 год. Это целое исследование, охватившее широкий круг вопросов, характеризующих историю и состояния того времени, ранее мало известного Урянхайского края. Историко-этнографический труд отца Иоанна является одним из первых в отечественной исторической литературе об Урянхае.

          В 1913 году епископ Иннокентий отправил Иоанна с миссионерской целью в Урянхайский край. Путешествие по Урянхаю продолжалось более полутора месяцев. И.М.Штыгашев в своей работе подробно описывает быт, культуру и нрав урянхайцев (сойотов). «В общем урянхайцы (Урянхай, - значит – черные волки, потому что этот хищный, неизвестно откуда попавший сюда народ, первоначально ужасно опустошал монгольский, тербетский и даже калмыцкий края). Урянхайцы живут крайне разбросанно, кочуя летом по речкам, а зимой по горам вместе со своими стадами. Ведь Урянхай страна и по количеству народонаселения и по пространству не маленькая. Аилы их от 1 до 4 юрт. Как черневые, так и степные, как бедные, так и богатые, чиновники и простые ведут совершенно один образ жизни, одну юрту и один обиход. Питание их довольно скудное, редко у кого мясо, а то один чай с солью и с молоком, последнее и то не каждого. Несмотря на это урянхайцы физически очень крепкие. Это благодаря обращению с малолетства с дикими лошадьми и их постоянной быстрой езде.

          Сойоты к себе лично принимают знакомого и незнакомого, но еще охотнее того посещают проезжающих на их остановке. Они очень любопытны. Любопытство у них доходит иногда до нахальства. Не только везде выглядят они, но непременно везде ощупают, перевернут все вещи руками. Простые сойоты, напротив, болтливы, любопытны, способны обмануть и обокрасть кого угодно, ламы же, наоборот, очень сдержанны, молчаливы и крайне уклончивы. У них, урянхайцев, нет обычая ни благодарить, ни прощаться. (Молча встают и уходят)».  Особый интерес вызывает описание жилища и быта урянхайских лам. «Хозяин сойотской юрты оказался исполинского росту лама с бритой головой, с таковой же головой и старуха его. Маленькая грязная юрта, все стены в дырках. Ветер свободно гуляет в юрте. Семья большая. Сидят почти без огня. Вообще сойоты, чтобы соблюсти экономию в дровах, (слава Богу, их сколько угодно в окружающем лесу) разводят огонь очень маленький, и то когда им надо что-нибудь сварить, а остальное время проводят, закутавшись в теплые шубы, и в таком положении сидят день и ночь. Все домашние работы исполняют исключительно жены и дочери, а мужья палец о палец не ударят, кроме охоты. Мясо убитых ими на охоте зверей они там же съедают, а домой одни шкуры привозят».

         « Урянхайцы действительно ужасно боятся покойников и убийства, в виду чего у них никогда убийств не бывает». Стоит обратить внимание на ритуалы погребения у сойотов. «Если труп покойника съедят волки, то он признается хорошим человеком. А если труп покойника съедят собаки, то его считают худым человеком… Главные у них пороки развиты – обирательство, воровство,и обман… Сойоты друг друга почти никогда из нужды не выручают, а если и выручит, то с громадными процентами взыскивает с него. Несмотря на строгое запрещение Монгольского правительства торговли аракой у урянхайцев, зло это не может искорениться».

          «В эту поездку крещено детей православных родителей вместе с сойотскими 23 челов. об. пола. По дороге две литургии совершены. Но за то домой приехали совершенно с расстроенным здоровьем. Ноги не гнулись, пухнули и проч. Ревматизм давал себя чувствовать».  В 1915 году, 13 ноября отец Иоанн скончался. Если сопоставить даты, то невольно приходишь к выводу, что поездка в Урянхайский край оказалась очень тяжелой, после посещения современной Тувы он проживает всего полгода.

          Путешествие И.Штыгашева для нас открывает тот далекий неизведанный необычный и интересный Урянхайский край с точки зрения истории и этнографии.        

           Иоанн Матвеевич Штыгашев был замечательным самородком, человеком острого пытливого ума, глубокой внутренней культуры. Его природный талант, помноженный на христианские добродетели и образованность, дал добротные плоды. Талантливый публицист и лингвист, он прекрасно владел шорским, сагайским и алтайскими наречиями родного тюркского языка Алтая, а русский был языком, на котором он писал и творил. Таким образом, подвижническая деятельность миссионера, просветителя, писателя отца Ивана Штыгашева оставила глубокий след в истории Алтая, Шории, и Хакасии. Одним словом, Иоанн Матвеевич Штыгашев – достойный сын хакасского народа, и мы им гордимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Музыкальная культура хакасского народа»

Формирование знаний учащихся о музыкальной культуре хакасского народа....

Конспект внеклассного мероприятия «Игры и состязания хакасского народа».

"Ценности вырастают на почве культуры, а культура всегда национальна, она творится  народами, каждый из которых уникален."                    ...

Урок-проект по хакасской литературе «По страницам жизни и творчества А.А. Халларова - известного хакасского писателя»

Класс: 8Тип проекта: творческо-исследовательский,  практический (по виду деятельности), групповойЦель реализации проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в проектную деятельность по х...

Презентация по хакасскому языку на тему "Хакас ибiчек" ("Хакасская юрта")

Презентация для детей, начинающих изучать хакасский язык....

Нравственное воспитание школьника через традиции и обычаи и культуру хакасского народа.

Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения является национнальная культура, потому что она - основа м...

Классный час "Достойный сын бурятского народа"

Республиканский Конкурс на лучший  урок, посвященный 200-летию со дня рождения Доржи Банзарова   Классный час в 9 классе«Достойный сын бурятского народа»...

О МЕТОДАХ ПРИОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ХАКАССКОГО НАРОДА

Знакомя воспитанников интерната с историческим и культурным наследием их Родины, воспитатели интерната способствуют формированию у детей  патриотизма, высоких нравственных и эстетических чувств, ...