Буквы Ы-И после Ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_uroka_bukvy_y-i_posle_ts.docx | 51.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока:
«Буквы и – ы после ц»
5 класс
Учитель русского языка и литературы
Намдак А.Ш.
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тема урока | «Буквы и–ы после ц» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока | Познакомить учащихся с правописанием букв и-ы после Ц. |
Задачи урока | Образовательные: сформировать навык правильного выбора гласных и- ы в корнях, окончаниях, суффиксах после ц; повторить морфемный разбор слов; обогащать словарный запас учащихся; Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения данной орфограммы; развивать внимание, логическое мышление; расширить словарный запас учащихся. Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество в решении поисковых задач. |
Методы обучения | Проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический. |
Используемые технологии | Проблемное обучение, элементы игровой технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах. |
Планируемые результаты | Предметные: 1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц. 2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале. Метапредметные: 1. Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, таблицу. 2. Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи; самостоятельно решать предложенные учебные задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: 1. Формировать адекватную самооценку. 2. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни. 3. Прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Орфограмма, морфема. |
Учебно-методический комплекс | Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М-: Просвещение, 2014. |
Оборудование | Компьютер, проектор. |
Методическое обеспечение | Презентация к уроку «Буквы и – ы после ц»; рабочие листы; учебники. |
Структура урока | 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. 3. Постановка цели и задач урока. 4. Построение выхода из затруднения. Открытие нового знания. 5. Первичное закрепление. 6. Динамическая пауза. 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Подведение итогов. Рефлексия. 10. Домашнее задание |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учащихся на урок. | Включение в деловой ритм -Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне? «С малой удачи начинается успех!» (1 слайд). - Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Я буду этому очень рада! Ознакомление с рабочим листом. - Ребята, обратите ваше внимание, у вас на партах лежат рабочие листы. В них прописаны все наши этапы урока. В течение всего урока вы работаете на этих листах. В конце урока мы подведем итоги. Подпишите их, пожалуйста. | Объясняют смысл приветствия. Настраиваются на учебную деятельность. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Личностные: формирование внутренней позиции учащихся на уровне положительного отношения к обучению. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока | Фронтальная работа. Отгадайте загадки.
- Произнесите слова. - Что объединяет эти слова? Какая буква есть во всех этих словах, которая обозначает согласный, глухой, непарный звук? - Какие звуки слышатся после Ц (Ы), а какие буквы пишутся? (ы и и) - О чем мы сегодня будем говорить? Давайте сформулируем проблему, с которой столкнулись на нашем уроке (почему в одном случае пишется И, а в другом Ы). Давайте искать решение этой проблемы. -Сможете ли вы сформулировать тему урока? Давайте запишем сегодняшнее число, тему. Какая орфограмма есть в слове «шестнадцатое»? | Отгадывают загадки. Произносят слова, характеризуют звук Ц, определяют звук после Ц. - Во всех словах есть буква Ц. - [ы] - «Буквы Ы-И после Ц» - Непроизносимая согласная | Познавательные: уметь систематизировать материал; понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять) ряд объектов по заданному признаку. Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: интерес к учебному материалу. |
Постановка цели и задач урока. Подвести к самостоятельной постановке познавательной цели. | - Какова цель нашего урока? Используйте слова: -Я узнаю… - Я смогу… -Я научусь… -Я смогу применить… - Какие действия мы можем предпринять, чтобы достичь нашей цели? | - Цель – узнать, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Примерные ответы: -Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы. -Я смогу определять, в каком случае пишется И, а в каком Ы после Ц - Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц - Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5» Высказывают свою точку зрения. -провести исследование. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели. Регулятивные: формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Личностные: самоопределение. |
Построение выхода из затруднения. Открытие нового знания. Сформировать ориентировочную основу действий. | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. Групповая работа. Чтобы решить нашу проблему, разделимся на группы и проведем исследование. Выберите одного представителя от группы, который выразит мнение всей группы у доски. Зад 1. Прочитайте отрывки из стихотворений. Подчеркните слова на правописание -и- и -ы- после ц, выделив морфему. Сравните их, сформулируйте правило. Группа1 – 1, 2; группа 2 – 3,4; группа 4 – 5, 6. 1) Циркуль – мой надёжный друг, Циферблата чертит круг. 2)Чтоб не маяться цингой, Съешь-ка цитрус, дорогой. 3) Мифы Древней Греции Вызвали овацию. 4) Красивая акация, продавалась по акции. 5)Жил-был егерь бледнолицый По фамилии Синицын. 6) Мать-наседка сбилась с ног! Где же курицын сынок? Словарная работа (читается после ответа каждой группы): Циферблат – панель часов с цифрами. Цинга – болезнь, вызываемая острым недостатком витамина С (эс). Цитрус – род вечнозеленых деревьев и кустарников семейства Рутовые. Самые известные представители этого рода – лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут. Акация – род деревьев и кустарников семейства бобовых. Выступление групп. Дети прикрепляют в соответствии с правилом изображение морфемы. - Какой мы можем сделать вывод? Когда пишется Ы, когда – И после Ц? Каков алгоритм рассуждения , т.е. план действий при определении гласной после Ц? - А как мы можем проверить правильность наших выводов? - Прочтите правило. В полном ли объёме мы заполнили таблицу (схему)? В каких словах не соблюдается условие правила? Как называем такие слова? Запомните следующее выражение: «Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!(на доске) -Итак, наша схема завершена. Она будет нашей опорой на пути к цели (на доске)!!! -Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? - Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных словах? | Исследуют ситуацию. Составляют план достижения цели и определяют средства. После обсуждения выдвигают следующий план действий (работа в группах):
Проводят исследование, составляют схему, таблицу, делают выводы. - От расположения в части слова. - С помощью учебника, с.39. Работают с учебником, наблюдают, находят слова - исключения. Проговаривают фразу несколько раз, запоминают и по памяти записывают в рамку. - Да. - Применять алгоритм рассуждения, схему | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; анализ объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: интерес к познавательной деятельности. |
Первичное закрепление. Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала. Динамическая пауза Продолжение закрепления |
Делегация, цилиндр, Птицын, синицы, смуглолицый, акация, страницы. -А теперь все дружно встали, передышку себе дали Вышли из-за парт, встали прямо, протяните руки вперед, чтобы убедиться в том, что вы не мешаете своим одноклассникам. Слушаем внимательно и выполняем задания. Итак!!! Укрепляем мышцы (подтягиваемся) Разминаем пальцы Подтягиваемся на цыпочках Упражнение «Ножницы» - Ах, какие молодцы! Какие слова в разминке относятся к нашей теме?
1 –ЦИ, 2- ЦЫ. Ц___рковой артист ц___тата из Пушкина ц___гейковая шубка жёлтенький ц___плёнок Ц___ц! Сейчас же замолчите! победившая революц___я Свежие огурц___ ц___нковая стружка танцевать ц___ганочку встать на ц___почки тигриц___н хвост вязальные спиц___ свежие устриц___ генеральная репетиц___я смуглолиц___е матросы мощный ц___клон. Предлагается 2-ум учащимся выполнить упражнение у доски. | Выполняют задание устно по цепочке, с проговариванием по таблице (схеме). Выполняют упражнения. Мышцы Пальцы Ножницы молодцы Работают в парах, распределяют слова по столбикам:
ЦИ ЦЫ Цирковой Цыпленок Цитата Цыц Цигейковая Огурцы Революция Цыганочка Репетиция Цыпочки Станция Тигрицын Циклон Спицы Устрицы Смуглолицые Производят взаимооценку. | Познавательные: умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь слушать собеседника. |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону). Применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создание | Выпишите слова на изученную орфограмму, подчеркните гласные. Цыплёнок в цирке Огней мерцающий наряд Сын куриц.. стал ц..ркачом. Кто так медленно ползет? Это — черепаха! А на спинке что несет? Явно не рубаха! Это панц..рь черепашки, Он защитой служит, И спасает он бедняжку, Хоть и неуклюжий. (Светлана Антонюк) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном; объясняют правописание каждого слова, пользуясь таблицей. 0 – 1 - «5» 2 – 4 - «4» 5 – 6 – «3» | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: самоопределение. |
Включение в систему знаний и повторение. Повторить и закрепить изученный материал, довести его до уровня автоматизированного навыка. | Организует деятельность по применению новых знаний в других условиях. - Вставить пропущенные слова, записать их, выделив орфограмму. Составить 2 предложения.
Слова для справок: цифра, панцирь, цыплята, медицина, циферблат. | Индивидуальная работа. Записывают слова, объясняют условия выбора букв Ы - И после «Ц». Панцирь, медицина, цыплят, цифра, циферблат. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция. Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: интерес к познавательной деятельности. |
Наш урок открытий подошел к концу. Понравилась вам орфограмма? Как она называется? Предлагаю вам сейчас заполнить пункт «Самоконтроль» на рабочем листе. Это поможет нам понять, как вы поняли тему. | |||
Подведение итогов. Рефлексия. Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - сегодня на уроке я узнал… - меня удивило… - я умею… - я смогу… - научился… | Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия: - Сегодня я узнал… - Меня удивило… - Я умею… - Я смогу… - Я научился… | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание. Подвести учащихся к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала. | Предлагает разноуровневые задания: 1. § 87, упр. 463(всем). 2. Упр. 464 или составить текст на тему «Цирк», используя слова на орфограмму «Буквы И-Ы после Ц» (слайд 12). | Ориентируются в информации, выбирают задания соответствующего уровня. | Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать выбор. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь слушать собеседника. |
Выставление оценок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Буквы И-Ы после Ц
Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Урок открытия новых знанаий....
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...