Буквы Ы-И после Ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Намдак Ай-кыс Шолбановна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka_bukvy_y-i_posle_ts.docx51.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока:

 «Буквы и – ы после ц»

5 класс

Учитель русского языка и литературы

Намдак А.Ш.


Технологическая карта урока 

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

«Буквы и–ы после ц»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Познакомить учащихся с правописанием букв и-ы после Ц.

Задачи урока

Образовательные: сформировать навык правильного выбора гласных и- ы в корнях, окончаниях, суффиксах после ц; повторить морфемный разбор слов; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения данной орфограммы; развивать внимание, логическое мышление; расширить словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество в решении поисковых задач.

Методы обучения

Проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Используемые технологии

Проблемное обучение, элементы игровой технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.

  2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале. Метапредметные:

  1. Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, таблицу.

  2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

  3. Коммуникативные УУД:  

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  

    1.  Формировать адекватную самооценку.

    2.  Учить применять орфографические знания в повседневной жизни.

    3. Прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия  

Орфограмма, морфема.

Учебно-методический комплекс

Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М-: Просвещение, 2014.

Оборудование

Компьютер, проектор.

Методическое обеспечение

Презентация к уроку «Буквы и – ы после ц»; рабочие листы; учебники.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Построение выхода из затруднения. Открытие нового знания.

5. Первичное закрепление.

6. Динамическая пауза.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

10. Домашнее  задание

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учащихся на урок.

Включение в деловой ритм

-Я бы хотела начать урок  с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?

«С малой удачи начинается успех!»

 (1 слайд).

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

    Я буду этому очень рада!

Ознакомление с рабочим листом.

- Ребята, обратите ваше внимание, у вас на партах лежат рабочие листы. В них прописаны все наши этапы урока. В течение всего урока вы работаете на этих листах. В конце урока мы подведем итоги. Подпишите их, пожалуйста.

Объясняют смысл приветствия.

Настраиваются на учебную деятельность.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Личностные: формирование внутренней позиции учащихся на уровне положительного отношения к обучению.

Коммуникативные: готовность

к сотрудничеству.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

Фронтальная работа. 

Отгадайте загадки.

  1. Он циркач, такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу (Циркуль)
  2. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором (Пальцы)
  3. Летом – в огороде, свежие зеленые. А зимою – в бочке, желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (Огурцы)
  4. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (Цифры)
  5. Явился в желтой шубке: прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
  6. Из лужицы испил водицы, непослушный брат…(сестрицын)

- Произнесите слова.

- Что объединяет эти слова? Какая буква есть во всех этих словах, которая обозначает согласный, глухой, непарный звук?

- Какие звуки слышатся после Ц (Ы), а какие буквы пишутся? (ы и и)

- О чем мы сегодня будем говорить?

 Давайте сформулируем проблему, с которой столкнулись на нашем уроке (почему в одном случае пишется И, а в другом Ы). Давайте искать решение этой проблемы.

-Сможете ли вы сформулировать тему урока?

Давайте запишем сегодняшнее число, тему. Какая орфограмма есть в слове «шестнадцатое»?

 Отгадывают загадки. Произносят слова, характеризуют звук Ц, определяют звук после Ц.

- Во всех словах есть буква Ц.

- [ы]

- «Буквы Ы-И после Ц»

- Непроизносимая согласная

Познавательные: уметь систематизировать материал; понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять) ряд объектов по заданному  признаку.

Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: интерес  к учебному материалу.

Постановка цели и задач урока.

Подвести к самостоятельной постановке познавательной цели.

- Какова цель нашего урока?

Используйте слова:

-Я узнаю…

- Я смогу…

-Я научусь…

-Я смогу применить…

-  Какие действия мы можем предпринять, чтобы достичь нашей цели?

- Цель – узнать, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И.

Примерные ответы:

-Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.

-Я смогу определять, в каком случае пишется И, а в каком Ы после Ц

- Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц

- Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5»

Высказывают свою точку зрения.

-провести исследование.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели.

Регулятивные: 

формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: 

уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Личностные: самоопределение.

Построение выхода

из затруднения. Открытие нового знания.

Сформировать ориентировочную основу действий.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Групповая работа. Чтобы решить нашу проблему, разделимся на группы и проведем исследование. Выберите одного представителя от группы, который выразит мнение всей группы у доски.

Зад 1. Прочитайте отрывки из стихотворений. Подчеркните слова на правописание -и- и -ы- после ц, выделив морфему. Сравните их,  сформулируйте правило.

Группа1 – 1, 2; группа 2 – 3,4; группа 4 – 5, 6.

1) Циркуль – мой надёжный друг,

Циферблата чертит круг.

2)Чтоб не маяться цингой,

Съешь-ка цитрус, дорогой.

3) Мифы Древней Греции

Вызвали овацию.

4) Красивая акация,

продавалась по акции.

5)Жил-был егерь бледнолицый

По фамилии Синицын.

6) Мать-наседка сбилась с ног!

Где же курицын сынок?

Словарная работа (читается после ответа каждой группы):

Циферблат – панель часов с цифрами.

Цинга – болезнь, вызываемая острым недостатком витамина С (эс).

Цитрус – род вечнозеленых деревьев и кустарников семейства Рутовые. Самые известные представители этого рода – лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут.

Акация – род деревьев и кустарников семейства бобовых.

Выступление групп. Дети прикрепляют в соответствии с правилом изображение морфемы.

- Какой мы можем сделать вывод? Когда пишется Ы, когда – И после Ц? Каков алгоритм рассуждения , т.е. план действий при определении гласной после Ц?

  - А как мы можем проверить правильность наших выводов?

- Прочтите правило. В полном ли объёме мы заполнили таблицу (схему)? В каких словах не  соблюдается условие правила? Как называем такие слова?

Запомните следующее выражение:

«Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!(на доске)

-Итак, наша схема завершена. Она будет нашей опорой на пути к цели (на доске)!!!

-Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение?

- Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных словах?

Исследуют ситуацию. Составляют план достижения цели и определяют средства.

После обсуждения выдвигают следующий план действий (работа в группах):

  1. Выделить в слове морфемы.
  2. Определить, в какой части слова орфограмма.
  3. Сделать вывод.

Проводят исследование, составляют схему, таблицу, делают выводы.

- От расположения  в части слова.

- С помощью учебника, с.39.

 Работают с учебником, наблюдают, находят слова - исключения.

Проговаривают фразу несколько раз, запоминают и по памяти записывают в рамку.

img1

- Да.

- Применять алгоритм рассуждения, схему

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование; анализ объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:

интерес к познавательной деятельности.

Первичное закрепление.

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.

Динамическая пауза

Продолжение закрепления

  1. Предлагаю выполнить устный орфографический разбор (слова записаны на доске):

Делегация, цилиндр, Птицын, синицы, смуглолицый, акация, страницы.

-А теперь все дружно встали, передышку себе дали

Вышли из-за парт, встали прямо, протяните руки вперед, чтобы убедиться в том, что вы не мешаете своим одноклассникам. Слушаем внимательно и выполняем задания.

Итак!!!

Укрепляем мышцы (подтягиваемся)

Разминаем пальцы

Подтягиваемся на цыпочках

Упражнение «Ножницы»

- Ах, какие молодцы!

Какие слова в разминке относятся к нашей теме?

  1. Работа в парах. Вам нужно вставить пропущенные буквы и распределить  слова в два столбика:

1 –ЦИ, 2- ЦЫ.

Ц___рковой артист

ц___тата из Пушкина

ц___гейковая шубка

жёлтенький ц___плёнок

Ц___ц! Сейчас же замолчите!

победившая революц___я

Свежие огурц___

ц___нковая стружка

танцевать ц___ганочку

встать на ц___почки

тигриц___н хвост

вязальные спиц___

свежие устриц___

генеральная репетиц___я

смуглолиц___е матросы

мощный ц___клон.

Предлагается 2-ум учащимся выполнить упражнение у доски.

Выполняют задание  устно по цепочке, с проговариванием по таблице (схеме).

Выполняют упражнения.

Мышцы

Пальцы

Ножницы

молодцы

Работают  в парах, распределяют слова по столбикам:

   

ЦИ                              ЦЫ      

Цирковой               Цыпленок                                        

Цитата                 Цыц

Цигейковая            Огурцы

Революция             Цыганочка

Репетиция            Цыпочки

Станция               Тигрицын

Циклон                  Спицы

       Устрицы

             Смуглолицые

Производят взаимооценку.

Познавательные:

умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия. 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь слушать собеседника.

Самостоятельная работа

(с самопроверкой    по эталону).

Применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создание
ситуации  успеха.

Выпишите слова на изученную орфограмму, подчеркните гласные.

Цыплёнок в цирке  

Огней мерцающий наряд
 Привлек ц..пленка детский взгляд.
 Птенец проник в ц..рк-шапито,
 Как капелька сквозь решето.
 Арена, словно ц
..ферблат.
 Артисты вышли на парад.
 Сверкает необычный мир.
 Цветами встречен маг-кумир.
 Ц
..линдр волшебника без дна,
 Там заяц, кот, мышонка два!
 Считает ц
..фры черный дог,
 Мячом жонглирует бульдог.
 Ц
...ркач под куполом парит,
 С трапец
..й птицею летит,
 Рукою ловит он кольцо.
 Его сменяют шесть борцов.
 Восторга вырвался тут писк.
 Пресек птенца ц
..ган-артист,
 Подкрался он, ц
..плёнка – хвать.
 И ц
ыкнул: «Ц..ц, нельзя мешать.»

 Сын куриц.. стал ц..ркачом.
 На кошке скачет он верхом.

Кто так медленно ползет?

Это — черепаха!

А на спинке что несет?

Явно не рубаха!

Это панц..рь черепашки,

Он защитой служит,

И спасает он бедняжку,

Хоть и неуклюжий.

(Светлана Антонюк)

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку,  сравнивая с эталоном; объясняют правописание каждого слова, пользуясь таблицей.

0 – 1 - «5»

2 – 4 - «4»

5 – 6 – «3»

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. 

Регулятивные: 

контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: самоопределение.

Включение в систему знаний и повторение.

Повторить  и закрепить изученный материал,  довести его до уровня автоматизированного навыка.

Организует деятельность по применению новых знаний в других условиях.

- Вставить пропущенные слова, записать их, выделив орфограмму. Составить 2 предложения.

  1. Черепаху защищает крепкий -__________________.
  2. Наука о лечении называется - ____________________.
  3. _______________- по осени считают.
  4. Значок для обозначения числа - _________________________.
  5. Место на часах, где расположены цифры - ________________________.

Слова для справок: цифра, панцирь, цыплята, медицина, циферблат.

Индивидуальная работа.

Записывают слова, объясняют  условия выбора букв Ы - И после «Ц».

Панцирь, медицина, цыплят, цифра, циферблат.

Познавательные:

выбор  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: 

 интерес  к познавательной деятельности.

Наш урок открытий подошел к концу. Понравилась вам орфограмма? Как она называется? Предлагаю вам сейчас заполнить пункт «Самоконтроль» на рабочем листе. Это поможет нам понять, как вы поняли тему.

Подведение итогов. Рефлексия.

Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- сегодня на уроке я узнал…

- меня удивило…

- я умею…

- я смогу…

- научился…

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия:

- Сегодня я узнал…

- Меня удивило…

- Я умею…

- Я смогу…

- Я научился…

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание.

Подвести учащихся  к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.

Предлагает разноуровневые задания:

1. § 87, упр. 463(всем).

2. Упр. 464 или составить текст на тему «Цирк», используя слова на  орфограмму «Буквы И-Ы после Ц» (слайд 12).

Ориентируются в информации, выбирают задания соответствующего уровня.

Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь слушать собеседника.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы И-Ы после Ц

Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...