Олимпиадные задания по русскому языку. 11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК 11 класс
(Школьный этап)
I Распределите слова на группы в зависимости от произношения сочетания ЧН (4 балла)
Конечный, скучный, яичница, конечно, яблочный, пустячный, скворечник, достаточно
II Обозначьте морфемный состав выделенных слов (3 балла)
Синевато светились звезды. Небо на востоке слегка синевато. Он весь посинел от холода. Посиневшие тучи медленно ползли над головой. Ее глаза теперь казались еще синее. Зелень деревьев, синее небо радует глаз
III Определение какого лингвистического термина дается в следующем фрагменте словарной статьи? (3 балла)
……- раздел лексикологии, посвященный изучению географических названий
IV В отрывке из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» укажите имена существительные в именительном падеже и назовите, какие синтаксические функции они выполняют. (4 балла)
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
V Всем хорошо известны стихи А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…». Что такое «лукоморье»? Приведите родственные слова современного русского языка. (3 балла)
VI Перепишите, раскрывая скобки. Как грамматические значения связаны с правописанием этого слова? (6 баллов)
(НА)ВСТРЕЧУ с писателем пришли все ребята нашего класса
(НА)ВСТРЕЧУ мне выбежала собака
(НА)ВСТРЕЧУ шли многочисленные прохожие
VII Кому из поэтов принадлежит стихотворение? Какие особенности речевой организации текста помогли вам определить авторство? Перепишите, расставляя знаки препинания(5 баллов)
Чудная картина
Как ты мне родна
Тихая долина
Полная луна
Свет небес высоких
И хрустящий снег
И саней далеких
Одинокий бег.
VIII Бережно относиться к родной речи - обязаны не только специалисты. Это гражданский долг каждого из нас, ибо… (Ю.И. Ороховацкий)
Как называют специалистов, изучающих язык? Продолжите рассуждение, сохранив стилистику автора. Приведите не менее двух аргументов в защиту предложенной точки зрения, один из которых – высказывание о языке кого-либо из деятелей культуры или науки (10 баллов)
IX Поставьте ударение в словах
Предвосхитить, звонит, квартал, петля, родился, важно, апостроф, диалог, танго, жалюзи, диспансер, облегчить, закупорить, брала, дефис, соболезнование, августовский, обеспечение, каталог, позвонишь, анапест, ветеринария, иконопись, завсегдатай, ободрить, оптовый, путепровод, ходатайство (14 баллов)
X Анаграммой называют слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв другого слова. Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов: НИНАТОМ, ТИНАКОФЕ, ПИТОНОМ. Объясните значение каждого из них (3 балла)
XI Произведите комплексный анализ текста по предложенному плану:
- Определите тему и основную мысль текста.
- К какому типу речи относится данный текст? Что описывает автор в тексте?
- В каком стиле написан текст?
- Какие выразительные средства использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста?
Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшее, как темная пасть, оно все было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. (Н.В.Гоголь)
(5 баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...