Требования к проектной деятельности в школе
статья по русскому языку (9 класс)

Колосова Марианна Дмитриевна

В статье описаны основные признаки проектов, этапы проектной деятельности. Дана классификация проектов, перечислены методы проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование.

Требования к проектной деятельности в школе

Раздел№ 1

Терминология

Проектирование - процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме.

В обучении применяется метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проектная деятельность — это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги.

Проектирование – процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме.

Проектная деятельность содержит следующие основные этапы:  

– анализ проблемы;

– постановка цели и задач проекта;

 – выбор средств ее достижения;

– поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

– создание продукта;

 – оценка полученных результатов и выводов.

Основные признаки проекта:

– координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

– уникальность;

– временный характер, ограниченность во времени с четко обозначенным началом и концом;

– конкретность целей, задач и результатов;

 – постепенное уточнение в процессе разработки и реализации;

– наличие неопределенности, которая является следствием уникальности проекта и не позволяет точно сформулировать параметры проекта;

– последовательная разработка;

– координация группы (команды участников) наставником (тьютором).

Раздел № 2

Классификация проектов

Виды проектов классифицируются по различным признакам.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

- по доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико-ориентированная, ознакомительно-ориентировочная);

- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города, региона, страны, разных стран мира);

 - по количеству участников проекта бывают индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участников) и групповые (два и более участников);

- по продолжительности выполнения проекта бывают мини-проекты, укладывающиеся в один урок или являющиеся фрагментом урока, и долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев;

- по масштабу: микропроект, малый, средний, мегапроект;

-по сложности: простой, организационно сложный, технически сложный, ресурсно-сложный, комплексно-сложный;

 -по уровню участников: международный, отечественный, государственный, территориальный, местный.

Рассмотрим специфику видов проектов по доминирующей деятельности участников.

Исследовательские проекты.

Целью данных проектов является получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Данный тип проектов включает актуальность избранной темы; формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой; описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы; обозначение новых исследовательских проблем; внешняя оценка.

Творческие проекты.

Целью проектов данного типа является получение творческого продукта – газеты, сочинения, альманаха, видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом. Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата: сценария праздника, плана сочинения или статьи, дизайна и рублик газеты и др.

 Ролевые и игровые проекты.

 Специфика данных проектов обусловлена их названием: проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт? Чем закончатся переговоры и будет ли заключен договор?

 Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты.

 Целью данных проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ, в Интернете.

Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, содержащей следующие компоненты: актуальность проекта и его цель; объект изучения и предмет информационного поиска; перечень источников информации (литература, средства СМИ, базы данных, данные опросных методов исследования); обработку информации (анализ, сопоставление и известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видеоролик или видеофильм); презентацию в виде публикации; обсуждение (на конференции, в сети); внешняя оценка.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты.

Целью проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др. могут быть разработаны следующие документы: программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем; проект закона; справочный материал; методические рекомендации; словарь терминов; проект виртуального музея, зимнего сада и т.д.

Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координация и корректирование их деятельности; оценка возможных способов внедрения результатов проекта, учет возможных рисков и пр.

Раздел № 3

Методы проектирования

Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговая атака», «карикатура».

Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при рассмотрении способов решения проблемы совершается такая их перестановка, которая позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения.

Метод «мозговой атаки» является, по сути методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы:

 спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения;

 запись «выданных» идей;

 поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;

 отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.

Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового неожиданного решения.

 Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач.

Это «наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «перечень недостатков», «свободное выражение функции».

 Метод «наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта посредством поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и «улучшения» чужих идей в научной и методической литературе. Данный метод чаще всего используется в работе со школьниками для начального формирования проектировочных умений (например, в работе с младшими школьниками).

Метод «изменение формулировки задач» заключается в расширении границ поиска решения актуальной проблемы. Так, например, меняя формулировки структурных составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы и определить новые направления деятельности.

Метод «наводящих вопросов» позволяет упорядочить поиск вариантов решения проблемы.

Такими вопросами могут быть:

- Почему данную проблему нужно решать?

- Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?

- Какие средства для этого необходимы?

- Кто мог бы участвовать в проекте и т.п.

Разновидностью этого метода является прием «Пять почему?», применяющийся на этапе проблематизации с целью извлечения проблемы или «веера» проблем.

Приведем пример использования приема «Пять почему?» Проблема: рост числа детей и подростков с игровой зависимостью.

 1. Почему? В чем причина? Причина в стремлении к уходу от действительности.

 2. Почему? В чем причина? Школьные кружки и секции не обеспечивают интересный досуг.

3. Почему? В чем причина? Недостаточно современных и интересных форм организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся.

4. Почему? В чем причина? Основными приоритетами учебно-воспитательного процесса является обученность и учебные достижения учащихся, не используют новые формы организации свободного времени учащихся.

5. Что делать? Обеспечить поиск и применение инновационных форм организации досуговой деятельности школьников (организовать повышение квалификации, стимулировать применение инноваций в воспитательном процессе со школьниками и в работе с родителями и пр.).

Метод «перечень недостатков» можно применять для описания проблемной ситуации, когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень недостатков, подлежащих изменению.

Метод «свободное выражение функции» направлен на описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели.

Третья группа методов – это творческие методы проектирования. К ним относятся «аналогии», «ассоциации», «неологии», «эвристическое комбинирование», антропотехника».

Суть метода «аналогии» состоит в использовании уже существующих решений в других областях жизнедеятельности. При использовании этого метода интерпретируется аналог первоначальной заимствованной идеи и постепенно доводится до получения проектного замысла.

Метод «ассоциации» связан с извлечением ассоциаций из разных идей по изменению социальной действительности. Применение данного метода в немалой степени способствует развитию образного и ассоциативного мышления школьников.

Метод «неологии» - метод использования чужих идей, но при условии изменения структуры, содержания, оформления, представления.

Метод «эвристического комбинирования» состоит в том, чтобы первоначальную идею проекта перекомпоновать, довести до абсурда, а потом найти в этом рациональное зерно. Метод «антропотехника» предполагает привязку свойств проектированного объекта к удобству его использования, т.е. определении условий и обстоятельств, наличие которых обеспечит максимальный комфорт для целевой группы проекта.

Таким образом, можно видеть, что существует множество методов, с помощью которых можно создавать оригинальные и интересные проекты.

Раздел № 4

Выбор темы проекта, постановка цели и задач

Формулировка темы проекта

Тема (название) проекта (Как назвать то, чем мы собираемся заниматься?) Формулируя тему проекта, полезно задаться вопросом «Чем мы собираемся заниматься?», т.е. в названии проекта желательно отразить вид деятельности его участников.

 Существует два подхода к формулированию темы: метафорическое название проекта и описательное. В первом случае название звучит ярко и образно, во-втором - описывает вид деятельности его участников и предполагаемый результат. Можно совмещать два этих подхода, тогда вначале идет название-метафора, а затем название-описание (такие рекомендация можно встретить в требованиях к заявкам на конкурсы проектов).

Постановка проблемы  

Зафиксированное противоречие еще не является научной проблемой, так как не всякое противоречие может быть разрешено средствами науки. Научная проблема логически вытекает из установленного противоречия. Проблема есть не что иное, как форма научного отображения проблемной ситуации и реальных объективных противоречий, ее вызывающих с одной стороны, а с другой— указывающая на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения педагогического процесса или явления, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение. В процессе постановки проблемы выделяют следующие ее этапы: формулирование, оценка, обоснование, структурирование.  

Объект (Что необходимо изучить? и предмет (Под каким углом зрения?) исследования 

Объектом исследования является часть объективно существующей реальности (процесс или явление), на которую направлено исследование. Выделению объекта предшествует вопрос «Что предстоит изучать?».

Необходимо выделить предмет исследования - определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта, отвечающий на вопрос «что именно нас интересует в объекте?».

Цель проекта (создание продукта)

Цель проекта определяется в процессе поиска решения сформулированной проблемы и тесно связана со снятием выделенных противоречий. Конкретная формулировка цели возникает из проблемы и является «прообразом» проектного продукта.

Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения» (ЧТО мы хотим сделать?).

Приведем перечень возможных продуктов проектной деятельности:

- анализ данных экологического, социологического, психологического, педагогического и др. исследований;

- система мониторинга;

- система управления;

- система школьного самоуправления;

- пакет методических рекомендаций;

- справочник;

 - прогноз;

 - статья, публикация;

 - учебное пособие;

- клуб, студия, школа, фирма;

- детская организация, детско-юношеское объединение, юношеское движение;

- бизнес-план;

- дизайнерское решение оформления кабинета, школьного двора и др.;

- видеофильм, видеоклип; мультимедийный продукт;

 - газета, журнал;

- законопроект;

- сценарий праздника, фестиваля, игры;

 - карта, коллекция, атлас; макет, модель;

 - чертеж и др.

 Таким образом, целью проекта является создание (разработка, оформление, изготовление, конструирование и т.д.) проектного продукта.

Задачи проекта

Задачи – это серия достижений, направленных на решение сформулированных проблем и осуществление поставленной цели (КАК мы будем это делать?).

Задачи проекта представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Говоря другими словами, задачи служат средством реализации цели, носят инструментальный характер и формулируются в виде конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Задачи проекта могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства достижения поставленной цели? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме обстоятельства, факторы, причины.

Дерево целей – график, схема, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели последующих уровней.

Дерево решений – график, схема, отражающие структуру задачи оптимизации многошагового процесса

Гипотеза проекта (Что будет, если…?) 

Гипотеза является обязательной структурной составляющей для исследовательских и информационных проектов и необязательной (но желательной!) для проектов других типов. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) представляет собой «научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки». Обоснованность выдвинутой гипотезы (доказательного предположения) проверяется в ходе реализации проекта. При формулировании гипотезы разработчики проекта строят предположении о том, что будет, если…? При этом предположение не должно представлять собой всем известное и бесспорное суждение, не требующее доказательств, т.е. носить очевидный характер.

Этапы и календарный план реализации проекта (Кто, когда и что будет делать?)

После обсуждения основных задач проекта необходимо продумать последовательность действий по их решению и составить календарный план основных мероприятий с указанием исполнителей, сроков и ожидаемых результатов.

Обычно проект делится на этапы:

– подготовительный,

– этап реализации,

 – итоговый.

Раздел № 5

Структура проекта и этапы работы над проектом

Структура проекта

Структура проекта – это совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации.

Методы структуризации проекта принципиально сводятся к двум основным типам: – метод «сверху вниз» – определяются общие задачи, на основе которых далее осуществляется детализация уровней проекта;

– метод «снизу вверх» – определяются частные задачи, а затем происходит их обобщение.

Для структуризации проекта используют ряд специальных моделей, в частности:

– дерево целей;

– дерево решений;

– дерево работ (или иерархическую структуру работ);

– организационную структуру исполнителей;

– матрицу ответственности;

– сетевые модели;

– структуру потребляемых ресурсов;

– структуру затрат;

– структуру контрактов;

– структурную модель организации проекта

Планирование проекта состоит:

– в определении целей и способов их достижения на основе формирования комплекса работ (мероприятий, действий), которые должны быть выполнены;

 – в выборе нужных для этого методов и средств, а также ресурсов;

– в согласовании действий участников проекта.

Этапы работы над проектом

Подготовка.

 Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Подбор рабочей группы

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

 д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

5.Анализ информации. Формулирование выводов.

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, презентация, представление продукта).

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Самоанализ.

Презентация и защита проекта

Презентовать (представлять) проект можно на разных этапах – от подготовительного (в этом случае презентуется идея, основной замысел проекта с целью привлечения участников и партнеров), этапа реализации (представляется ход работы над проектом и промежуточные результаты) до заключительного (презентация основных результатов, перспектив развития проекта и др.).

 Процедура защиты осуществляется только для разработанных и готовых к реализации проектов и с иной целью – обосновать актуальность, необходимость и целесообразность его практического воплощения, т.е. выдать проекту «путевку в жизнь». Презентация проекта может осуществляться в различных формах. Исследовательские, информационные проекты можно презентовать в виде доклада, отчета исследовательской экспедиции, пресс-конференции; творческие – в виде спектакля, телепередачи, экскурсии, телепередачи, просмотра видеофильма; ролевые – в виде ролевой игры; учебные – в виде диалога исторических или литературных персонажей, инсценировок реального исторического события и т.д.

Раздел № 6

Документация по проектной деятельности

Общий вид и структура пояснительной записки проекта

Титульный лист.

Оглавление (содержание).

 Введение.

 Главы основной части.

Заключение.

 Список используемой литературы.

 Приложение.

 Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

 Оглавление

 Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

 В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

 Главы основной части

 Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

 Должны быть сформулированы цели и конкретные задачи, которые предстоит решить.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

 В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта.

 Заключение

 В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

 После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

 Приложения

 Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д.

 Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

 Рецензия на проектную работу ученика

Образец

 РЕЦЕНЗИЯ

 На работу обучающегося класса ГБОУ СОШ № _______       (фамилия, имя, отчество)

По теме: (название проектной работы)

 Структура рецензии:

1. Актуальность или востребованность: (поставленная в работе проблема, попытки ее решения; почему данная работа интересна).

 2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель).  Какие цели и задачи поставлены автором? Сумел ли автор решить цели и задачи? Краткое содержание работы, основные выводы, результаты работы.

3. Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная работа может быть интересна другим).

Образовательный потенциал работы (какие предметные знания, универсальные умения использовались в работе, какие были приобретены в ходе работы). «Данная работа имеет практическую значимость…»

 4. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе. «Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской/проектной работы…»  Далее описывается ее структура и примерное содержание 1главы, 2-ой, 3-ей.

5. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы.

Вывод: проектная работа (фамилия, имя ученика) По теме: (название темы) Отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту. Работа рекомендуется (не может быть рекомендована)к защите.

Проектная документация 

Учебные элементы модуля: паспорт проекта; визитная карточка проекта; мультимедийная презентация; работа над текстом выступления; оценка проекта, защита проекта.

Паспорт проекта

Паспорт используется на презентации или защите и является своеобразным «удостоверением» проекта. Этот документ содержит основные характеристики проекта, его цель, исполнителей, краткое описание.

Название проекта

 Полное и сокращенное название учебного заведения.

 Сведения о руководителе и исполнителях проекта (ФИО, должность педагогов; ФИ, возраст детей).

Цель и задачи проекта

 Учебный предмет, в рамках которого проводится проектирование (для учебных проектов). Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (для учебных проектов) Аннотация проекта (Актуальность и значимость проекта на уровне учебного заведения и социума, личностная значимость, воспитательный аспект, краткое содержание). Предполагаемый продукт и ожидаемые результаты.

Длительность проекта, этапы работы над проектом

Проектная папка

Полная информация о проекте от начала его разработки до выхода проектного продукта содержится в проектной папке, в наполнении которой принимают участие все исполнители.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

- четко организовать работу каждого участника;

- судить о личном вкладе и достижениях исполнителей проекта;

- объективно оценивать ход работы по реализации проекта;

 - получить справочную информацию при разработке других близких по теме проектов и др.

В состав проектной папки входят:

  • Паспорт и визитная карточка проекта.
  • Вся собранная информация по теме проекта, включая диагностические методики, социологические анкеты и др.
  • Записи всех идей, гипотез и решений.
  • Результаты исследований и анализа в таблицах, графиках, диаграммах.
  • Отчеты о совещаниях проектных групп, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и пр.
  • Промежуточные отчеты группы.
  • Эскизы, чертежи, наброски и другие рабочие материалы и черновики.
  • Материалы к презентации и др.
  • Выводы по модулю.

Завершая характеристику структурных составляющих проекта, поясним, что приведенная структура проекта, безусловно, не является жесткой догмой, нами была сделана попытка описания его «классического» варианта, позволяющего усвоить общую логику проектирования. При подготовке проекта к участию в конкретном конкурсе, необходимо внимательно ознакомиться с его документацией – положением, формой заявки и др. и строго придерживаться указанных правил и ограничений. Главное помнить о том, что структурирование любого проекта, во-первых, определяется типом проекта, во-вторых, взаимосвязанностью всех составляющих проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

требования к проектной деятельности учащихся по предмету "Технология"

Требования к ученическому  проекту по предмету «Технология»Учебный проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством педагогов. Учебные проекты выполняются учащи...

Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...