Урок по теме "Числительное" - метод критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Вельмакова Наталья Николаевна

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2-6_klass-kriticheskoe_myshlenie_2.docx114.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с применением технологии критического  мышления

Учитель: Вельмакова Н.Н.

Тема: «Имя числительное как часть речи»

Класс: 6

Цели урока:

Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.

Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.

Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)

Ключевые слова темы: «верные и неверные утверждения», «кластер, фишбоун, ментальная карта», синквейн.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Этап урока-

Стадия

Задачи  этапа

Содержание  этапа, используемый  прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Добрый день, долгожданные гости государства Морфологии. Сегодня мы с вами посетим удивительный город этой необыкновенной страны.

  1. Разминка. Выход на тему урока.

На доске (слайде) ряды слов: второй, двойка, двояк, двойня.

                                        Четверка, четверть, четвертый, четвертак.

Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние».

Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: второй, во втором ряду четвертый.

Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными).

1  стадия

Вызов

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

  • актуализация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к  получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения

Учитель: Эти «лишние» в рядах слова – коренные жители одного из городов Морфологии. Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше.

Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок?

Учитель: Запишите в тетрадь слова обоих рядов, поставьте к ним вопросы.

Учащийся комментирует с места, объясняя орфограммы в словах.

  1. Прием «верные и неверные утверждения»

Учитель: прежде, чем мыпознакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень много;

3…имена числительные не изменяются по падежам;

4…все числительные можно записать цифрами;

5…эта часть речи может быть только определением;

6. …числительные имеют общие признаки с существительными;

7. …они имеют общие признаки с прилагательными;

8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

9. …числительное не может состоять из 3 слов;

10. …слово «полтора» - это числительное.

Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

Ученики предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи, то вопросы составят легко):

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают?

- Как изменяются?

- Чем являются в предложении?

И другие вопросы, которые интересуют ребят. Все вопросы фиксируются на доске или слайде.

Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи)

Запись темы урока в тетради.

2  стадия

Осмысление  содержания

На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных  целей обучения

Учитель предлагает обучающимся изучить теоретический материал учебника и на листах представить

- 1группа—в виде кластера

-2 группа—в виде фишбоуна

-3 группа—в виде  ментальной карты

Учитель. Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.

  1. Техники графического моделирования

Учитель. Сейчас нашим помощником станет учебник. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?

Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.

Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи.

  1. Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте.
  2. Работа со словарями.

Учитель. Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные?

Учитель. Значит, вы сможете обнаружить и другие числительные в тексте. Предлагаю списать текст упр.345 , подчеркнув все числительные, особое внимание обращая на их правописание.

Учитель. Как можно убедиться, что мы не ошиблись и это слово тоже числительное?

Учитель.я предлагаю подумать над ним дома и написать миниатюру на тему: «Мир без числительных».

  1. Выход на тему следующих уроков «Склонение числительных».

Учитель. Продолжим знакомство счислительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.

Учитель. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь?

Учитель. Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Морфологии.

Самостоятельно изучают теоретический материал параграфа и на листах представляют изученную информацию в виде техник графического моделирования.      

Работа в парах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске (на слайде).

Ученики. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи.

Работа с текстом статьи. Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте. Статьи, знакомящие с частями речи, построены по единому плану, поэтому планируется чтение «про себя» с выделением ключевых позиций.

Работа в группах.

Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки

Пример листа взаимооценки (3 балла –полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)

Группа

Содержание

Логика

Речевое оформление

Обсуждение: отмечаем только самое положительное:

Кластер

Фишбоун

Ментальная карта

Ученики (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.

Ответы учеников

Самостоятельная работа учащихся.

Ученики. Обратиться к словарю.

Работа со словарями.

Ученики читают текст «про себя».

Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

Конкурс. Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.

Ученики. Варианты ответов. Научиться правильно произносить числительные. Узнать, как правильно изменять числительные по падежам.

  стадия

Рефлексия

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

  • размышление, рождение нового знания;
  •  постановка учеником новых целей обучения

Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»

Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

Прием синквейн.

Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне. (Правила – на слайде).

Личные итоги урока:

- Что нового вы открыли  на уроке?

- Что осталось непонятным?

Домашнее задание прокомментировано ранее. Оценки.

Заполнение третьей колонки.Обсуждение.

Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся).

Пример синквейна:

Числительное.

Удивительное. Интересное.

Считает, измеряет, изменяется.

Миллион чисел - лишь тридцать корней.

Изучайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный урок по технологии развития критического мышления "Словообразование имён существительных"

Урок создан по модельной технологии развития критического мышления. Включает разнообразные приёмы работы....

Урок с элементами технологии критического мышления «Начало правления Петра I» 10 класс

Урок разработан на основе учебника Левандовского А.А. (базовый уровень) 10 класс , является первым  в теме "Россия в период  правления Петра I»".В разработке урока использованы приёмы т...

конспект урока с использованием технологии критического мышления

Технология критического мышления необходима для того, чтобы ученики не оставались наблюдателями, а старались активно участвовать в учебном процессе....

Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 кла...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы  О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока:  «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.

В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...