Добрый день, долгожданные гости государства Морфологии. Сегодня мы с вами посетим удивительный город этой необыкновенной страны. - Разминка. Выход на тему урока.
На доске (слайде) ряды слов: второй, двойка, двояк, двойня. Четверка, четверть, четвертый, четвертак. Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние». Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: второй, во втором ряду четвертый.
| Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными).
|
1 стадия Вызов Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | - актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения
| Учитель: Эти «лишние» в рядах слова – коренные жители одного из городов Морфологии. Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше. Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок? Учитель: Запишите в тетрадь слова обоих рядов, поставьте к ним вопросы. Учащийся комментирует с места, объясняя орфограммы в словах. - Прием «верные и неверные утверждения»
Учитель: прежде, чем мыпознакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-». Утверждения: 1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»; 2….имен числительных в языке очень много; 3…имена числительные не изменяются по падежам; 4…все числительные можно записать цифрами; 5…эта часть речи может быть только определением; 6. …числительные имеют общие признаки с существительными; 7. …они имеют общие признаки с прилагательными; 8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного; 9. …числительное не может состоять из 3 слов; 10. …слово «полтора» - это числительное. Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.
| Ученики предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи, то вопросы составят легко): - На какие вопросы отвечают эти слова? - Что обозначают? - Как изменяются? - Чем являются в предложении? И другие вопросы, которые интересуют ребят. Все вопросы фиксируются на доске или слайде.
Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи) Запись темы урока в тетради.
|
2 стадия Осмысление содержания На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах | - получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения
| Учитель предлагает обучающимся изучить теоретический материал учебника и на листах представить - 1группа—в виде кластера -2 группа—в виде фишбоуна -3 группа—в виде ментальной карты
Учитель. Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными. - Техники графического моделирования
Учитель. Сейчас нашим помощником станет учебник. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?
Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.
Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи.
- Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте.
- Работа со словарями.
Учитель. Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные? Учитель. Значит, вы сможете обнаружить и другие числительные в тексте. Предлагаю списать текст упр.345 , подчеркнув все числительные, особое внимание обращая на их правописание. Учитель. Как можно убедиться, что мы не ошиблись и это слово тоже числительное?
Учитель.я предлагаю подумать над ним дома и написать миниатюру на тему: «Мир без числительных».
- Выход на тему следующих уроков «Склонение числительных».
Учитель. Продолжим знакомство счислительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.
Учитель. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь? Учитель. Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Морфологии.
| Самостоятельно изучают теоретический материал параграфа и на листах представляют изученную информацию в виде техник графического моделирования.
Работа в парах. Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске (на слайде). Ученики. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи. Работа с текстом статьи. Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте. Статьи, знакомящие с частями речи, построены по единому плану, поэтому планируется чтение «про себя» с выделением ключевых позиций. Работа в группах. Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы). Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки Пример листа взаимооценки (3 балла –полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.) Группа | Содержание | Логика | Речевое оформление |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждение: отмечаем только самое положительное:
Кластер
Фишбоун
Ментальная карта
Ученики (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.
Ответы учеников
Самостоятельная работа учащихся.
Ученики. Обратиться к словарю. Работа со словарями.
Ученики читают текст «про себя». Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов. Конкурс. Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.
Ученики. Варианты ответов. Научиться правильно произносить числительные. Узнать, как правильно изменять числительные по падежам.
|
стадия Рефлексия На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах | - размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения
| Обращение к таблице «верные и неверные утверждения» Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-». Прием синквейн. Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне. (Правила – на слайде). Личные итоги урока: - Что нового вы открыли на уроке? - Что осталось непонятным? Домашнее задание прокомментировано ранее. Оценки. | Заполнение третьей колонки.Обсуждение.
Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся). Пример синквейна: Числительное. Удивительное. Интересное. Считает, измеряет, изменяется. Миллион чисел - лишь тридцать корней. Изучайте!
|