Опрос фронтальный Повторение ранее изученного материала (5 мин.) | Давайте вспомним, что такое глагол? (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь?) Глагол в русском языке что может обозначать? (Глагол может обозначать действие, состояние, процесс речи и мысли, проявление и изменение признака, взаимоотношения людей, движение, различные звуковые явления). Какие примеры вы знаете? (Действие – купаться, решать; состояние – спать, веселиться; процесс речи и мысли – говорить, думать и т.д.) Хорошо, спасибо за ответы. Теперь вспомним то, что мы изучали недавно. Напомните, как называется начальная форма глагола? (Инфинитив). Какой вопрос мы задаем, чтобы узнать правописание тся и ться? (что делает/что сделать/делать делать?) |
Изучение нового Предъявление и восприятие (10 мин.)
Разъяснение и осознание (5 мин.) | Итак, ребята, запишите число и классная работа. Ребята, вы любите помогать маме? Какую работу вы делаете дома?
Я сейчас раздам небольшой текст про трех братьев, который поможет нам выйти к теме нашего сегодняшнего урока. Я вам читаю текст, а вы внимательно следите.
«Однажды девочка пришла в гости к своим друзьям, к трем братьям. Мама попросила их помочь навести порядок в своих комнатах. Старший сын сказал: «Я бы сделал, я бы смог, если б кто-нибудь помог». А средний в это время говорил младшему брату: «Принеси ведро! Намочи тряпку! Протри пыль!». Младший сын, видя, что мама совсем расстроилась, сказал: «Я помогу, мамочка» и быстренько убрал в своей комнате, полил цветы во всем доме, и скоро весь дом заблистал чистотой. И мудрая мама сказала своим сыновьям: «Слава к тому приходит, кто впереди ходит». И задумались сыновья…»
В нашей пословице есть глаголы? (Да, приходит и уходит. Вместе с детьми записываю на доске). Итак, отступите от классной работы одну линеечку, запишите в один столбик глаголы приходит/уходит. Какие глаголы старший сын все время говорил? (Сделал бы смог бы). Записываем эти глаголы во второй столбик. А у среднего в речи были глаголы? (принеси, намочи, протри). Эти слова мы записываем в третьий столбик. А младший сын какие глаголы употреблял в своей речи? (помогу). Посмотрите, у нас получились 3 столбика. Куда мы запишем слова младшего сына? Куда предлагаете? Почему-то глаголы распределились на 3 группы. А по какому признаку они распределились? Как называются эти группы глагола? Где же мы можем найти ответы? Тогда я жду. Как называются эти группы глагола? (Наклонение глагола).
Записываем тему урока «Наклонение глагола». На сегодняшнем уроке мы познакомимся с изъявительным, сослагательным, повелительным наклонениями; научимся определять наклонения глагола, их различать. Сейчас я раздам еще одни листочки. Там вы увидите таблицу наклонения. Дальше на уроке мы по такой таблице будем распределять глаголы. Наклонение | Изъявительное | Сослагательное (условное) | повелительное | Означает, что действие происходит (наст. вр.), происходило (прош.вр.), будет происходить (буд.вр.): пишу письмо – писал письмо – буду писать письмо | Означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно: написал бы, прочитал бы | Означает, что действие просят или приказывают выполнить: напишите, пожалуйста, письмо. |
Кирилл, прочитай, пожалуйста, первый столбик. Дальше кто хочет прочитать второй столбик? Спасибо, третий столбик прочитает… (по желанию)
Ребята, какое наклонение обозначает действие, которое просит или приказывает выполнить? (повелительное). Придумайте пример, пожалуйста. Наклонение, которое обозначает действие происходило, происходит, будет происходить (Изъявительное). Какой пример придумает Влад? Влад, пожалуйста. Спасибо, Влад. Действие, которое может реализоваться в определенном условии или желательно (сослагательное). Хорошо, а кто-нибудь придумал слово с сослагательным наклонением?
Итак, кто-нибудь скажет своими словами про все три наклонения? |
Закрепление 1 стадия - нахождение и анализ изученного языкового явления в тексте без деформации (8 мин) | Теперь посмотрим на доску. На доске записаны предложения. Перепишите предложения и подчеркните глаголы в форме повелительного (1 пара) – условного наклонения (1 пара) изъявительного наклонения (1 пара). 1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу. 2) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета. 3) Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей. 4) Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи! 5) Матушка дома горюет, а сыновья в чистом поле воюют.
Ответ: Повелит: возьми, вырежи, разыграйтесь Сослаг.: наградила бы, не сжег бы, оборотилась бы Изъявит.: горюет, воюют.
Готовы? Проверяем. (Каждая группа) Сколько выписали глаголов? Объясните свой выбор.
|
Первичное закрепление 2 стадия. Анализ изученного языкового явления в тексте с одной изученной деформацией. 10 минут | Пока дети делают задание, записываю предложения на доске.
Ребята, вы находите слово из перечисленных ниже и переписываете всё предложение целиком в подходящий столбик.
1) И не ______ и не ел – всё бы слушал да глядел. 2) _______ нашу планету, берегите природу! 3) _______, пожалуйста, участие в конкурсе! 4) Кто любит ______, тому без дела сидится. 5) Если бы мама позволила, то _______ самого большого игрушечного медведя. 6) Правда в воде не тонет, в огне не _______.
Слова: купила бы, трудиться, горит, пил бы, любите, прими.
Наклонение | Изъявительное | Сослагательное (условное) | Повелительное | Кто любит трудиться, тому без дела сидится.
Правда в воде не тонет, в огне не горит. | И не пил бы и не ел – всё бы слушал да глядел.
Если бы мама позволила, то купила бы самого большого игрушечного медведя. | Любите нашу планету, берегите природу!
Прими, пожалуйста, участие в конкурсе! |
|