«Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект  урока  русского языка в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока

по русскому языку

в 6 классе

«Одна и две буквы Н в суффиксах  имён прилагательных»

                                           

                                      Подготовила и провела

                                        учитель русского языка

                      и литературы

                                                 Ломакина Оксана Николаевна

МОУ СОШ пос. Титово

2019 г.

План-конспект урока

1

Ф.И.О.

Ломакина Оксана Николаевна

2

Место работы

МОУ СОШ пос. Титово

3

Должность

учитель русского языка и литературы

4

предмет

русский язык

5

Класс

6

6

Тема  урока

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных

7

Базовый учебник

(ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (М.Т. Баранов,     Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014г.

8

Цель урока

Педагогические цели:

  • создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;
  • развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;
  • удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;
  • формирование предметных знаний и умений.

Предметные цели:

  • знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;
  • формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;
  • совершенствование навыков морфемного анализа слов.

9

Задачи

1. Образовательные:

 Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.

 развивать умение аналитически думать, рассуждать;

 обогащать словарный запас учащихся;

 совершенствовать орфографические умения и навыки.

2. Развивающие

 развитие внимания;

 формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

 развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

 развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

 развивать умение применять новые знания;

 развитие речевых способностей учащихся;

 формирование логических умений;

 развитие умения опираться на уже известное;

 развитие умения групповой работы.

3. Воспитательные:

 воспитание интереса и уважения к родному языку;

 воспитание ценностного отношения к слову;

 создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества;

 взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к

другу.  

10

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.

Метапредметные:

Познавательные:

  • ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;
  • ученик может построить логическую цепь рассуждений;
  • ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;
  • ученик способен формулировать проблемы.

Коммуникативные:

  • ученик может планировать свою деятельность;
  • ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

  • ученик может осуществлять целеполагание;
  • ученик может осуществлять коррекцию действий.

Предметные

  • ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных;
  • ученик правильно производит морфемный анализ слов.

11

Тип урока

Изучение нового материала

12

Формы работ учащихся

Фронтальная, индивидуальная

13

Необходимое техническое оборудование

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска

Ход урока

  1. Организационный момент

У.: Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-открытие

  1. Подготовка к изучению нового материала 

  1. Словарная работа

У.: Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Д.: 

У.: Дома вы выяснили по словарю значение слова «открытие».

Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?

Д.: Открытие – это…

У.: Подберите синонимы к слову открытие

Д.: Находка, изобретение

У.: Назовите известных вам первооткрывателей и изобретателей

Д.:

У.: Среди знаменитых  ученых – первооткрывателей есть такие, как  Александр Степанович Попов, который изобрел радио, и исследователь морских глубин Жак-Ив Кусто, который создал акваланг

У.: Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Д.: Наверное, нелегко.

У.: Какие люди могут сделать открытие?

Д.: Смелые, умные, трудолюбивые.

У.: А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Д.:

У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как  настоящие ученые мы будем вести «дневники».  (Каждый ученик получает  дневник исследования)  Подпишите «дневники».

 Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.

  1. Блиц – опрос. « Подскажи словечко ».

Ребята, чтобы совершить открытие человеку надо иметь  знания.

 Я приглашаю вас на экзамен, где главный герой по имени Митрофан демонстрирует свои знания. (Кадры из спектакля «Недоросль»)

- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное?

Если вы внимательно слушали отрывок  из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины.  Кто, ребята, запомнил  в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (Прилагается)

- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)

Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».

Могут ли такие люди, как Митрофан, сделать открытие?

А сейчас мы узнаем, каким багажом знаний владеете  вы.

Итак, блиц-опрос «Подскажи словечко»

- Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой,  чей называется __( прилагательное ).

- Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

- Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).

- По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

- Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

- Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________ ( степени сравнения ). 

Имя прилагательное изменяется по_____ (по падежам, числам и родам)

Имя прилагательное в полной форме отвечает на вопрос____(какой?),а в краткой форме на вопрос_____(каков?)

     Имя прилагательное в предложении бывает________(определением, реже сказуемым)

  1. Повторение темы « Способы образования прилагательных»

У.: Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

Д.: Приставочный, суффиксальный, сложение.

У.: Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА    (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ   (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

У.: Итак, каким способом образованы все эти слова?

Д.: Суффиксальным.

У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

Д.: От существительных.

У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

Д.: Есть Н-НН.

У.: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования.

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Ребята, запишите тему в свои дневники

У.: Какова будет цель нашего исследования?

Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Записываем цель исследования

  1. Объяснение нового материала

  1. Решение проблемной ситуации

У.: Посмотрите ещё раз на слова. Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.

Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н

У.: В каких суффиксах пишется одна Н?

Д.: АН, ЯН, ИН

У.: Во второй группе с зелеными суффиксами написаны  – НН

У.: В каких суффиксах пишутся  две НН?

Д.: ОНН, ЕНН

У.: Ребята, посмотрите внимательно на третью группу с синими суффиксами. Кто догадался, почему в этих словах пишется две буквы Н?

Д.: Одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.

У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?

Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН.

У.: Как можно назвать эту группу слов?  

Д.: Исключения

У.: Чтобы прочно запомнить эти слова, отгадайте загадку:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

Что это такое? (Окно)

У.: Особо остановимся на слове ветреный

У.: Прочитайте эти слова

Д.: ПРЯНЫЙ, СВИНОЙ,  ЗЕЛЁНЫЙ,  СИНИЙ,  РУМЯНЫЙ,  ЮНЫЙ 

У.: Внимательно посмотрите на них и сделайте новое открытие.

Д.: В них пишется Н.

У.: Почему в этих словах пишется Н?

Д.: Н входит в корень.

У.: И последнее открытие. Перед вами прилагательное в каких формах?

Д.: В полной и краткой

У.: Какой вывод вы можете сделать о правописании Н и НН в кратких прилагательных?

Д.: В кратких прилагательных пишется столько же Н , сколько и в полных

IV Составление кластера

- Ребята,  я вам предлагаю составить кластер на тему «Н и НН в суффиксах имен прилагательных»

- А что такое кластер? (Опорная схема, таблица)

- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из английского, в переводе гроздь)

Итак, начинаем составлять кластер у себя в дневниках

V Закрепление изученного

- А сейчас  вы можете проверить свои умения применять новое правило на письме.

Выполним первое упражнение на закрепление

- Второе  задание «Замени одним словом»

Прочитанные словосочетания нужно заменить  прилагательным с изучаемой орфограммой, графически выделив ее.

 Охота, которая ведется с помощью соколов (соколиная), почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная), растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные), цветы не природные, а сделанные наподобие подлинных (искусственные), кукла, сделанная из дерева (деревянная)

VI  Физкультминутка

Проведем разминку,

Выпрямляя спинку.

Н писать – руку поднимать,

НН писать – 2 руки поднять.

Голуби...ая стая,  солом..ая шляпка, серебр…ый сервиз, кожа…ый мяч,
лу…ая соната,  пусты...ый пляж, олов...ый солдатик,  дли...ый путь,
плам..ая речь,  глин…ый кувшин

- Третье  задание. «Цветной диктант»

- Четвертое задание.  «Тест-тренажёр»

- Пятое  задание « Работа со словосочетаниями»  Составить с/с по схеме: предмет + признак.

Пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, фартук изо льна, хлеб из ржи, ограда из камня, чашка из глины, склад для дров, кисель из клюквы, часы из серебра, стол из дерева, конфеты с лимоном, герой из былины, лепешка из тыквы, писк комара, бульон из курицы, стол из дерева, ваза из стекла.

- Шестое  задание «Четвертый лишний»

А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

- Седьмое  задание  Образуйте краткую форму от прилагательных

Ценная вещь – ценна;  ветреная погода – ветрена; длинный шнурок– длинен; длинная дорога -  длинна;  длинное слово -  слово длинно; румяное яблоко – румяно;   румяная девочка – румяна

- Восьмое  задание  - «Музыкальное»

Ребята, прослушайте песенку. Выберите  слова на изученную орфограмму и запишите  их в дневник исследования

(Румяный, серебряный, стеклянный, оловянный, деревянный, туманный, странный, барабанный, банный)

VII Подведение итогов урока

У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Достигли мы цели нашего открытия?

Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.

У.: Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята!

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова польского афориста Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию»

VIII Домашнее задание

 - Ребята, домашнее задание будет двух уровней. Каждый выбирает себе уровень сам.

1 уровень. Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного»;

2 уровень. Упр. 370


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых ...

Презентация " Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных".

Знакомство учащихся с правописанием одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных....

Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока:  изу...

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык"  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...

Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ -Н- В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Данный материал поможет познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н, рассуждать, устно и письменн...