Урок "Роль причастий в речи" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок содержит различные форматы работы, опробован. Вызвал у ребят живой интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_prichastiy_v_rechi.docx | 26.23 КБ |
rol_prichastiy_v_rechi_-_prezentatsiya.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Роль причастий в речи.
Вид урока: Урок-обобщение
Место урока: Один из обобщающих уроков по теме «Причастие»
Оборудование: распечатанные задания для учащихся, видеоматериал. У учеников – 2 листа: 1 – материал для наблюдения с краткими письменными выводами, 2 – творческие задания.
Ход урока:
I Вступление.
Ребята, мы с вами завершаем изучение темы «Причастие». На протяжении двух месяцев мы говорим о том, как они образуются, какими признаками обладают и как выделяются на письме. Однако об одном важном моменте мы пока говорили лишь поверхностно. Тему нашего урока, я надеюсь, вы назовёте сами после того, как выполните небольшое задание на сравнение двух предложений.
- Прочитайте предложение из задания 1 (Читают предложение, напечатанное на листочке)
1 - Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, … тот же потолок, та же копчёная люстра со множеством стёклышек,… те же картины во всю стену.
- К какому типу речи относится это предложение? (описание)
- Сравните это предложение с тем, что на экране. (Учитель выразительно читает предложение ) -
Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залоснённые снизу спинами разных проезжающих…; тот же закопчённый потолок; та же копчёная люстра со множеством висящих стёклышек…; те же картины во всю стену, писанные масляными красками.
- Какое предложение вам понравилось больше?
- Что общего? (тип текста, названные в предложениях предметы)
- В чём различия? (в образности)
- Как она создана, какими языковыми средствами? (причастные обороты)
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
- Роль причастий в речи. (Учащиеся называют тему. Работа с ключевыми словами темы)
-Посмотрите на тему, найдите ключевые слова.
-Роль, речь.
- Сформулируйте тему в виде вопроса (Какую роль играют причастия в тексте? Для чего мы используем причастия в речи?)
-Какова цель нашего урока? (Узнать, какую роль причастия играют в нашей речи).
- Что вы должны сделать, чтоб узнать роль причастия в речи?
II Основная часть:
Работа с таблицей. (Работа с ней идет в течение всего урока. Сначала учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждениями, опираясь на собственные размышления. В конце занятия они делают подобный выбор, опираясь на то, что обсуждалось на уроке). Последовательно отталкиваясь от утверждений, даются упражнения) -
Верные-неверные утверждения
Первичное мнение | Окончательное мнение | |||
Да | нет | Да | Нет | |
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» | ||||
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» | ||||
«Причастия.. обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим «карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Из того следует, что в русском языке причастие должно быть уничтожено. Но, чем богаче языками и выражениями, тем лучше для искусного писателя..» |
1)Обращение к 1-му высказыванию (В.И. Даль) – устно. Как вы понимаете это высказывание?
Дайте определение причастия. Какие грамматические категории есть у глагола и у прилагатель-ного)? ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Причастие
Уникальность причастия
Глагол Прилагательное
-Какие категории заимствованы причастием?
- Глагол: вид, время, возвратность. Прил. – род, число, падеж.
-Что в причастии уникально?
- Категория залога.
-Таким образом, мы с вами доказали, что причастие действительно включает в себя признаки прилагательного и глагола, при этом имеет свою уникальность.
2) Обращение к словам М.В. Ломоносова - Как вы понимаете это высказывание?
-Посмотрите на яблоко в моей руке (зелёное с розовыми пятнами), опишите его с помощью прилагательных и причастий. Какие признаки яблока постоянные, которые показывает то, что оно меняется?
Красное
Зеленое
Сладкое
Кислое
Большое
Круглое
Зреющее
Поспевшее
Сорванное
Мытое
Сорванное
Краснеющее
ПОСТОЯННЫЙ ПРИЗНАК (говорят ученики) ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА В ДИНАМИКЕ
- Таким образом, причастия показывают динамизм признака, то, как меняется признак предмета – другими словами.
- Выполняем упражнение (распечатка) – выписать причастия. Какой это стиль текста? (описание)
На доске – этот текст без причастий. Что вносят причастия в этот текст? (изобразительность, яркость)
Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Белый колоссальный ствол березы, лишённый верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его темнел на снежной белизне, как шапка или чёрная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других деревьев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зелёные чащи, озарённые солнцем, и показывали неосвещённое между них углубление, зиявшее, как тёмная пасть...
(По Н.В. Гоголю «Мёртвые души» )
Старый, обширный, ..позади дома сад, ..за село и потом ..в поле, ..и…, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Белый колоссальный ствол березы, ..верхушки, .. бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная ..колонна; косой остроконечный излом его темнел на снежной белизне, как шапка или чёрная птица. Хмель, ..внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и .. потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины .. берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других деревьев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко .. воздухом. Местами расходились зелёные чащи, .. солнцем, и показывали .. между них углубление, .., как тёмная пасть... |
15 причастий - Тянувшийся, выходивший, пропадавший, заросший , заглохший, лишённый, отломленной, сверкающая, глушивший, пробежавший, сломленную, колеблемые, озарённые, неосвещённое, зиявшее.
3) Обращение к словам А.С. Пушкина - Как вы понимаете это высказывание?
- Причастия в нашу речь пришли еще из старославянского языка. Это был язык книг, в основном религиозных. Поэтому они до сих пор используются в основном в речи письменной.
Давайте сами попробуем себя в творческой работе. Каждый из вас может выбрать одно из двух следующих письменных заданий:
1.Составьте небольшую историю, в которой были бы использованы 1-2 фразеологизма из предложенных:
На лбу написано, как вкопанный, заколдованный круг, стреляный воробей, как в воду опущенный.
- Попробуйте себя в роли соавтора писателя. Перед вами текст Самуила Яковлевича Маршака. Постарайтесь добавить на место пропуском причастия, максимально приближенные к оригинальному тексту. Пользуйтесь при этом словами для справок.
Оригинал. Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленутый, Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. (С. Маршак) | Распечатка. Ландыш Чернеет лес, теплом …, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще … и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно …. , … в зеленый лист, Растет цветок в глуши … , Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. (С. Маршак) Слова для справки: пробуженный, разбуженный, закрыты, открыта, спеленутый, сваренный, завернутый, укутанный, нетронутой, начатый. |
III Заключительная часть. Рефлексия.
- Посмотрите на таблицу, начатую в начале занятия. Переменилось ли что-то в вашем понимании данной темы? Отметьте верные-неверные утверждения в таблице снова. Что получилось? У кого первое впечатление совпало с окончательным?
Какова же роль причастий в тексте? (Причастия служат для более динамичного выражения мысли, они украшают нашу речь, делают её более полной и глубокой).
- Также, чтоб вы могли поделиться своими впечатлениями о сегодняшней теме урока, предлагаю составить синквейн по известной вам схеме. Главное слово в нем- причастие.
IV Домашнее задание: В учебниках биологии, физики, обществознания найти примеры использования причастий и причастных оборотов. Выписать 2-3 примера.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль причастий в речи роль речь
В. И. Даль: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» Причастие Прилагательное Глагол Уникальность - к атегория залога Род Число Падеж Время Вид Возвратность
Зреющее Поспевшее Сорванное Мытое Сорванное Краснеющее Красное Зеленое Сладкое Кислое Большое Круглое Прилагательное – п остоянный признак Причастие - признак предмета в динамике
Старый, обширный, ..позади дома сад, ..за село и потом ..в поле, ..и…, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Белый колоссальный ствол березы, ..верхушки, .. бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная ..колонна; косой остроконечный излом его темнел на снежной белизне, как шапка или чёрная птица. Хмель, ..внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и .. потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины .. берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других деревьев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко .. воздухом. Местами расходились зелёные чащи, .. солнцем, и показывали .. между них углубление, .., как тёмная пасть...
Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленутый , Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. (С. Маршак)
Тянувшийся, выходивший , пропадавший, заросший, заглохший , лишённый, отломленной, сверкающая, глушивший, пробежавший, сломленную, колеблемые, озарённые, неосвещённое , зиявшее.
Синквейн «Причастие» Одно слово (тема - существительное) Два слова (существительное) Три слова (прилагательное) Предложение (размышление на главную тему) Одно слово (вывод - существительное)
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка (Повторение сведений о причастии для 7 класса)
В форме экскурсии в Третьяковскую галерею проводится урок повторения сведений о причастии....
Обобщающий урок-КВН по темам: Причастие. Деепричастие. 7 класс
Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах.Урок проводится после иучения тем "Причастие", "Деепричастие". В игровой соревновательной форме проверяется уровень подготовки обу...
Презентация к уроку "Правописание Н и НН в причастиях" (6-7 класс)
Презентация к обобщающему уроку по теме :"Правописание -Н- и - НН- в причастиях и отглагольных прилагательных"...
Презентация "Действительные и страдательные причастия" в 6 классе
Презентация поможет наглядно продемонстрировать теоретический материал к уроку по теме "Действительные и страдательные причастия". Общая тема "Новый год" поможет детям легче усвоить изучаемый материал...
Проверочная работа по теме "Причастие. Деепричастие" 7 класс
можно использовать при закрепление тем и как повторение в 8 классе...
Тест по теме "Причастие" для 7 класса
Материалы теста соответствуют уровню знаний учащихся 7 класса...
Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе
Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...