Урок "Роль причастий в речи" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Травникова Светлана Сергеевна

Урок содержит различные форматы работы, опробован. Вызвал у ребят живой интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prichastiy_v_rechi.docx26.23 КБ
Файл rol_prichastiy_v_rechi_-_prezentatsiya.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль причастий в речи.

Вид урока: Урок-обобщение

Место урока: Один из обобщающих уроков по теме «Причастие»

Оборудование: распечатанные задания для учащихся, видеоматериал. У учеников – 2 листа: 1 – материал для наблюдения с краткими письменными выводами, 2 – творческие задания.

Ход урока:

I Вступление. 

Ребята, мы с вами завершаем изучение темы «Причастие». На протяжении двух месяцев мы говорим о том, как они образуются, какими признаками обладают и как выделяются на письме. Однако об одном важном моменте мы пока говорили лишь поверхностно. Тему нашего урока, я надеюсь,  вы назовёте сами после того, как выполните небольшое задание на сравнение двух предложений.

 - Прочитайте предложение из задания 1 (Читают предложение, напечатанное на листочке)

1 - Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, … тот же потолок, та же копчёная люстра со множеством  стёклышек,… те же картины во всю стену.

- К какому типу речи относится это предложение? (описание)

- Сравните это предложение с тем, что на экране. (Учитель выразительно читает предложение ) -

Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залоснённые снизу спинами разных проезжающих…; тот же закопчённый потолок; та же копчёная люстра со множеством висящих стёклышек…; те же картины во всю стену, писанные масляными красками.

- Какое предложение вам понравилось больше?

-  Что общего? (тип текста, названные в предложениях предметы)

-  В чём различия? (в образности)

- Как она создана, какими языковыми средствами? (причастные обороты)

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

- Роль причастий в речи. (Учащиеся называют тему. Работа с ключевыми словами темы)

-Посмотрите на тему, найдите ключевые слова.

-Роль, речь.

- Сформулируйте тему в виде вопроса (Какую роль играют причастия в тексте? Для чего мы используем причастия в речи?)

-Какова цель нашего урока? (Узнать, какую роль причастия играют в нашей речи).

- Что вы должны сделать, чтоб узнать роль причастия в речи?

II  Основная часть:

Работа с таблицей. (Работа с ней идет в течение всего урока. Сначала учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждениями, опираясь на собственные размышления. В конце занятия они делают подобный выбор, опираясь на то, что обсуждалось на уроке). Последовательно отталкиваясь от утверждений, даются упражнения) -  

Верные-неверные утверждения

Первичное мнение

Окончательное мнение

Да

нет

Да

Нет

  1. В. И. Даль:

«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»

  1. М.В. Ломоносов:

 «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»

  1. А.С.  Пушкин:

«Причастия.. обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим «карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., - заменяя выразительную краткость причастия  вялым оборотом. Из того следует, что в русском языке причастие должно быть уничтожено. Но, чем богаче языками и выражениями, тем лучше для искусного писателя..»

1)Обращение к 1-му высказыванию (В.И. Даль) – устно. Как вы понимаете это высказывание?  

Дайте определение причастия. Какие грамматические категории есть у глагола  и у прилагатель-ного)?  ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Причастие

Уникальность причастия

Глагол     Прилагательное

-Какие категории заимствованы причастием?

- Глагол: вид, время, возвратность. Прил. – род, число, падеж.

-Что в причастии уникально?

- Категория залога.

-Таким образом, мы с вами доказали, что причастие действительно включает в себя признаки прилагательного и глагола, при этом имеет свою уникальность.

2) Обращение к словам  М.В. Ломоносова -  Как вы понимаете это высказывание? 

-Посмотрите на яблоко в моей руке (зелёное с розовыми пятнами), опишите его с помощью прилагательных и причастий. Какие признаки яблока постоянные, которые показывает то, что оно меняется?

Красное

Зеленое

Сладкое

Кислое

Большое

Круглое

Зреющее

Поспевшее

Сорванное

Мытое

Сорванное

Краснеющее

ПОСТОЯННЫЙ ПРИЗНАК         (говорят ученики)   ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА В ДИНАМИКЕ

- Таким образом, причастия показывают динамизм признака, то, как меняется признак предмета – другими словами.

- Выполняем упражнение (распечатка) – выписать причастия. Какой это стиль текста? (описание)  

На доске – этот текст без причастий. Что вносят причастия в этот текст? (изобразительность, яркость)

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Белый колоссальный ствол березы, лишённый верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его темнел на снежной белизне, как шапка или чёрная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других деревьев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зелёные чащи, озарённые солнцем, и показывали неосвещённое между них углубление, зиявшее, как тёмная пасть...

(По Н.В. Гоголю «Мёртвые души» )

Старый, обширный, ..позади дома сад, ..за село и потом ..в поле, ..и…, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Белый колоссальный ствол березы, ..верхушки, .. бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная ..колонна; косой остроконечный излом его темнел на снежной белизне, как шапка или чёрная птица. Хмель, ..внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и .. потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины .. берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других деревьев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко .. воздухом. Местами расходились зелёные чащи, .. солнцем, и показывали ..  между них углубление, .., как тёмная пасть...

15 причастий - Тянувшийся, выходивший, пропадавший, заросший , заглохший, лишённый, отломленной, сверкающая, глушивший, пробежавший, сломленную, колеблемые, озарённые, неосвещённое, зиявшее.

3) Обращение к словам А.С. Пушкина - Как вы понимаете это высказывание? 

- Причастия в нашу речь пришли еще из старославянского языка. Это был язык книг, в основном религиозных. Поэтому они до сих пор используются в основном в речи письменной.

Давайте сами попробуем себя в творческой работе. Каждый из вас может выбрать одно из двух следующих письменных заданий:

1.Составьте  небольшую историю, в которой были бы использованы 1-2 фразеологизма из предложенных:

На лбу написано, как вкопанный, заколдованный круг, стреляный воробей, как в воду опущенный.

  1. Попробуйте себя в роли соавтора писателя. Перед вами текст Самуила Яковлевича Маршака. Постарайтесь добавить на место пропуском причастия, максимально приближенные к оригинальному тексту. Пользуйтесь при этом словами для справок.

Оригинал.

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

(С. Маршак)

Распечатка.

Ландыш

Чернеет лес, теплом …,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще …  и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно …. ,

…  в зеленый лист,

Растет цветок в глуши … ,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

(С. Маршак)

Слова для справки:  пробуженный, разбуженный, закрыты, открыта, спеленутый, сваренный, завернутый, укутанный, нетронутой,  начатый.

III  Заключительная часть. Рефлексия.

- Посмотрите на таблицу, начатую в начале занятия. Переменилось ли что-то в вашем понимании данной темы? Отметьте верные-неверные утверждения в таблице снова. Что получилось? У кого первое впечатление совпало с окончательным?

 Какова же роль причастий в тексте? (Причастия служат для более динамичного выражения мысли, они украшают нашу речь, делают её более полной и глубокой).

 - Также, чтоб вы могли поделиться своими впечатлениями о сегодняшней теме урока, предлагаю составить синквейн по известной вам схеме. Главное слово в нем-  причастие.

IV Домашнее задание: В учебниках биологии, физики, обществознания найти примеры использования причастий и причастных оборотов. Выписать 2-3 примера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залоснённые снизу спинами разных проезжающих …; тот же закопчённый потолок; та же копчёная люстра со множеством висящих стёклышек…; те же картины во всю стену, писанные масляными красками.

Слайд 2

Роль причастий в речи роль речь

Слайд 3

В. И. Даль: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» Причастие Прилагательное Глагол Уникальность - к атегория залога Род Число Падеж Время Вид Возвратность

Слайд 5

Зреющее Поспевшее Сорванное Мытое Сорванное Краснеющее Красное Зеленое Сладкое Кислое Большое Круглое Прилагательное – п остоянный признак Причастие - признак предмета в динамике

Слайд 6

Старый, обширный, ..позади дома сад, ..за село и потом ..в поле, ..и…, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Белый колос­сальный ствол березы, ..верхушки, .. бу­рею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная ..колонна; косой остроконечный излом его темнел на снежной белизне, как шапка или чёрная птица. Хмель, ..внизу кусты бу­зины, рябины и лесного орешника и .. потом по вер­хушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до по­ловины .. берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дере­вьев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко .. воздухом. Местами расходи­лись зелёные чащи, .. солнцем, и показывали .. между них углубление, .., как тёмная пасть...

Слайд 7

Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленутый , Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. (С. Маршак)

Слайд 8

Тянувшийся, выходивший , пропадавший, заросший, заглохший , лишённый, отломленной, сверкающая, глушивший, пробежавший, сломленную, колеблемые, озарённые, неосвещённое , зиявшее.

Слайд 9

Синквейн «Причастие» Одно слово (тема - существительное) Два слова (существительное) Три слова (прилагательное) Предложение (размышление на главную тему) Одно слово (вывод - существительное)

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (Повторение сведений о причастии для 7 класса)

В форме экскурсии в Третьяковскую галерею проводится урок повторения сведений о причастии....

Обобщающий урок-КВН по темам: Причастие. Деепричастие. 7 класс

Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах.Урок проводится после иучения тем "Причастие", "Деепричастие". В игровой соревновательной форме проверяется уровень подготовки обу...

Презентация к уроку "Правописание Н и НН в причастиях" (6-7 класс)

Презентация к обобщающему уроку по теме :"Правописание -Н- и - НН- в причастиях и отглагольных прилагательных"...

Презентация "Действительные и страдательные причастия" в 6 классе

Презентация поможет наглядно продемонстрировать теоретический материал к уроку по теме "Действительные и страдательные причастия". Общая тема "Новый год" поможет детям легче усвоить изучаемый материал...

Проверочная работа по теме "Причастие. Деепричастие" 7 класс

можно использовать при закрепление тем и как повторение в 8 классе...

Тест по теме "Причастие" для 7 класса

Материалы теста соответствуют уровню знаний учащихся 7 класса...

Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе

Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...