Урок-практикум по русскому языку как средство повышения качества образования и мотивации учащихся
статья по русскому языку (9 класс)
В статье показана роль уроков- практикумов по русскому языку в образовательном процессе., отображена продуманная система уроков , которая помогает обучающимся в освоении предмета.В статье освещены ведущие методы и формы в обучении( обЪяснительно- иллюстративный, программированный и проблемный).Приведены разные типы уроков-практикумов ( урок-исследование, урок индивидуальной и групповой работы), даны образцы проверочных и тестовых работ., творческие задания.Приведены анкеты учащихся, результаты их деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva_l.t.docx | 108.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №9
Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая тема школы: «Опережающее внедрение ФГОС: создание условий для повышения качества образования»
Индивидуальная методическая тема:
«Урок-практикум по русскому языку как средство повышения качества образования и мотивации учащихся»
Учитель: Медведева Лариса Тимофеевна
Санкт-Петербург 2019
Содержание
Введение, актуальность проблемы
1.Урок – практикум и его роль в образовательном процессе …3
Глава 1. Теоретический аспект изучения
- Формы и методы организации уроков-практикумов …5
- Урок углубления теоретических знаний, урок – исследование …7
- Урок индивидуальной и групповой работы …8
Глава 2. Практическая часть: цикл занятий, направленных на формирование учебных навыков
- Образец проверочной работы в 5 классе…9
- Увлекательные путешествия по «Орфографии» …15
- Урок - практикум по русскому языку ( 6 класс) …18
Тема: Имя прилагательное ( итоговое повторение)
- Тема: «Гласные е - и в корнях с чередованием» …20
Глава 3. Исследовательская часть: анкетирование учащихся и обработка результатов по методической теме …24
Глава 4. Заключение …30
Список использованной литературы …31
Введение, актуальность проблемы
Урок- практикум и его роль в образовательном процессе
Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поэтому работа учителя требует теперь превращения традиционных приемов работы, направленных на накопление знаний, умений и навыков в процесс развития личности ребенка. Наиболее актуальными становятся технологии, позволяющие разнообразить учебный и воспитательный процесс, создающие условия для смены видов деятельности, при этом сохраняя принципы здоровье сбережения. Современный школьник, разумеется, неодинаков в выборе мотивов учения (оценка, средство самоутверждения, познавательный интерес, успешная сдача экзамена). Наиболее сильным мотивом признается понимание учеником практической необходимости приобретаемых знаний и умений. Осознание цели учебной деятельности становится мотивом последней. Ученик не всегда может полностью понять и осознать объясненный ему материал.
Выработка навыка осмысления каждого шага своей учебной деятельности имеет воспитательное значение: именно учебная деятельность является основной в пору активного формирования личности. В связи с этим урок-практикум играет большую роль в процессе учения, познания, воспитания, обеспечивая мотивацию деятельности ученика на уроке. Урок-практикум поможет выявить пробелы в знаниях, закрепить знания, научить применять эти знания на практике, развить связную речь, сформировать умение логически мыслить. Чтобы изученное на уроке было сознательно и прочно усвоено и полученные знания превратились в умение и навыки, необходима продуманная система уроков-практикумов, которая обеспечит прочное усвоение изученного, поскольку практика является двигателем человеческого познания. Сама форма уроков-практикумов необычна, интересна детям, поэтому внимание поддерживается на высоком уровне. Все эти приемы побуждают учащихся к активному изучению окружающей действительности, к нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
На современном этапе форма проведения урока-практикума предполагает работу на фактически известном материале, тогда появляется опасность утраты интереса к нему, поэтому очень многое зависит от организации урока, от того, насколько будут активизированы учащиеся в процессе практикума. Чтобы сформировать умения и навыки учащихся по конкретной теме, при организации уроков-практикумов нужно четко представлять их место в системе других уроков. Авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разные варианты ее решения. Несмотря на единый подход к проблеме, типология уроков – практикумов и особенности их проведения – это перспективный шаг на пути модернизации образования.
Выявленные противоречия:
- - между окружающим детей миром во всем его многообразии и единстве и уровнем подготовки детей к целостному познанию окружающей действительности;
- - между традиционными представлениями результатов обучения и воспитания в виде ЗУНов и ухода от традиционных приемов работы через использование технологий, позволяющих устранить однообразие, монотонность, создающих условия для смены видов деятельности.
Урок-практикум – звено в учебном процессе, цель которого сформировать умения и навыки учащихся, закрепить знания. Ведущими методами обучения на уроке-практикуме становятся объяснительно-иллюстративный, программированный и проблемный. Особенностью таких уроков-практикумов является возможность организовать повторение теоретических сведений с использованием разных методических приемов . Определить условия для эффективного решения проблемы внедрения технологии уроков- практикумов для активизации познавательной и развивающей деятельности.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.
Основными формами и методами работы являются выявление индивидуально-личностных особенностей психофизического и психолого-педагогического развития учащихся , разработка уроков –практикумов в зависимости от дидактических целей, реализуемых на уроке. А также использование технологии интегрированного обучения и воспитания, направленных на активизацию познавательной, развивающей деятельности учащихся, с учетом индивидуально-личностного развития, возможностей и интересов учащихся.
Глава 1. Теоретический аспект .
Формы и методы организации уроков-практикумов.
Индивидуальная форма работы позволяет организовать работу учащегося в зоне его ближайшего развития, то есть учесть темп работы, уровень знаний по данной теме, умение работать самостоятельно, выполнять логические операции по систематизации материала. Для организации индивидуальной работы можно использовать следующие методические приемы:
- работа по образцу, предложенному в учебнике или учителем;
- работа с опорными схемами (чтение, корректирование негативных схем, подбор языковой единицы, соответствующей данной схеме);
- конструирование (слов, словосочетаний, предложений, текста на заданную тему);
- работа с деформированным текстом;
- работа с текстом учебника, справочной литературой, словарями.
Для индивидуальной работы используется языковой материал разного уровня сложности (варианты языкового материала по изученной теме, смешиваемые языковые факты). На развитие познавательной активности направлена индивидуальная работа со словарем на уроке-практикуме. Приемов такой работы много, они разнообразны, приведем некоторые:
- доказать, что данное слово является многозначным;
- выписать словарную статью и рассказать о её структуре;
- из словаря синонимов выписать синонимический ряд к такому-то слову;
- определить, из какого словаря данная статья, обосновать ответ;
- по лексическому значению угадать слово, грамотно записать его, свериться со словарем.
(образцы работы со словарем в приложении № 4; в приложениях № 3, № 5 работа со словарем на уроках-практикумах).
Организуя групповую работу на уроке, учитель должен учитывать способности учеников и уровень их подготовленности. При планировании учебной деятельности для различных групп учащихся задания отличаются не объемом, а видом. Это требует тщательного подбора языкового материала к уроку, планирование работы учеников в определенном ритме, соответствующем их учебным возможностям. Для закрепления отрабатываемых навыков, систематизации знаний по теме целесообразно использовать такие формы контроля, как:
- взаимопроверка;
- самопроверка;
- консультирование;
- ассистирование.
Целесообразно на уроке-практикуме использовать коллективный способ обучения (методику взаимопередачи тем и взаимообмена заданиями в парах постоянного и сменного состава.)
В парах сменного состава можно работать на всех этапах обучения, но только при изучении тем, которые имеют несколько «входов», т.е. делятся на несколько подтем.
Методику проведения урока-практикума рассмотрим на примере темы «Члены предложения».
Целесообразно провести сдвоенный урок-практикум углубления теоретических знаний по этой теме.
Особенности организации урока:
- класс делится на две группы;
- каждому ученику в группе предлагается карточка с заданием учащиеся в ходе выполнения задания на карточке заполняют таблицу:
Название Члена предложения | Что обозначает | На какие вопросы отвечает | От какого члена предложения зависит | Какими частями речи выражается |
- по мере выполнения заданий левой части карточки ученики образуют пары сменного состава для выполнения правой части задания;
- самостоятельная работа по заданию карточки, взаимопроверка проходит в парах сменного состава;
- срезовая работа.
В процессе обучения русскому языку урок-практикум играет очень важную роль:
- дает возможность закрепить и повторить ранее изученное;
- учит применять на практике полученные теоретические знания;
- формирует навык осмысленно объяснять языковые явления;
- предупреждает, предотвращает забывание приобретенных знаний, углубляет их и совершенствует;
- дает учителю и ученику реальную картину полученных знаний, подводит итоги совместной деятельности ученика и учителя;
- развивает связную речь и умение логически мыслить;
- учит исследовательской, аналитической, творческой деятельности;
- повышает самостоятельность, активизирует мышление, так как каждое задание заключает в себе задачу, разрешение которой потребует от школьника умственного напряжения, обращения к изученному теоретическому материалу, умения установить связь теории с практикой.
Глава 1. Теоретический аспект.
Урок углубления теоретических знаний, урок – исследование
Данный тип урока используется в классах с высокой мотивацией на изучение русского языка или же он проводится по темам, где необходимо углубление теоретического материала. На данном уроке включить учащихся в активную исследовательскую деятельность помогает такой частично-поисковый метод, как эвристическая беседа. Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путем постановки вопросов в процесс её доказательства, помогая им находить ответы на вопросы. Помощь учителя делает поиск учащегося частичным и в то же время создает условия для осуществления ими поисковой деятельности. В процессе эвристической беседы учащиеся, выполняя различные виды языкового разбора, актуализируя необходимые теоретические сведения, приходят к самостоятельному добыванию новой информации и формулированию опорного теоретического положения урока.
Если ученики привыкли к различным формам исследовательской деятельности (разрешение проблемных ситуаций, поиск ответов на проблемные вопросы, выполнение поисковых задач), можно использовать и исследовательский метод, где учащиеся без непосредственного участия учителя овладевают новыми знаниями или способами их добывания, разрешают проблему, обосновывают вывод, в результате анализа материала
Включая ребят в активную исследовательскую деятельность, учитель должен учитывать способности учащихся, их умение выполнять проблемные задания. На уроке – исследовании может быть организована как индивидуальная, так и групповая работа, это будет зависеть от особенностей класса: коммуникативности ребят, их умения работать в группе, самостоятельности, способности анализировать, обобщать, делать выводы и т.п.
Уроки – исследования учат рассуждать, логически мыслить, сопоставлять языковые явления
Глава 1. Теоретический аспект.
Урок индивидуальной и групповой работы
Данный вид урока – практикума делает явными усилия и способности каждого отдельного ученика. На таком уроке деятельность учащихся принимает характер взаимного обучения. Здесь используется либо звеньевая или парная форма работы, либо индивидуальная.
Умение применять на практике усвоенные знания проверяются при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объёму самостоятельных и проверочных работ:
- с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания;
- при выполнении заданий по карточкам;
- индивидуальным перфокартам;
- тестам;
- различных упражнений с последующей самопроверкой.
При коллективных формах работы практикуются всевозможные виды проверочных работ: предупредительные, объяснительные, итоговые и другие виды диктантов, грамматические контрольные работы, тесты, карточки контроля знаний и др. К работе на данном уроке желательно привлечь подготовленных заранее консультантов. Они помогут организовать групповую работу, проверить знания, умения своих товарищей.
При повторении и обобщении пройденного в начале и конце года, повторении любого блока орфограмм и пунтограмм, например: “Чередующие гласные в корне”, “Склонение числительных”, “Образование причастий”, “Члены предложения”, “Способы образования слов” эффективна работа в парах постоянного и сменного состава.
Такая форма обучения привлекает демократичностью, возможностью организовать детское сотрудничество, высокой степенью самостоятельности в работе учащихся, новыми возможностями развития и воспитании личности в процессе обучения и, наконец, хорошими результатами (Приложение №7 «Виды индивидуальных и групповых заданий»).
Но, организуя такой урок, надо помнить, что учащиеся должны быть подготовлены к такому виду работы и иметь сформированные умения совместного чтения теоретического материала, взаимочтения, взаимодиктанта, взаимоопроса, в заимопроверки.
Первостепенное значение имеет выработка навыков культуры общения. Элементы подготовки к этому практикуму должны присутствовать на любом уроке.
Глава 2. Практическая часть:
ПРАКТИЧЕСКИЙ этап уроков-практикумов является возможность организовать повторение теоретических сведений с использованием разных методических приемов. В процессе обучения русскому языку урок-практикум дает возможность закрепить и повторить ранее изученное; учит применять на практике полученные теоретические знания; формирует навык осмысленно объяснять языковые явления; предупреждает, предотвращает забывание приобретенных знаний, углубляет их и совершенствует; дает учителю и ученику реальную картину полученных знаний, подводит итоги совместной деятельности ученика и учителя; развивает связную речь и умение логически мыслить; учит исследовательской, аналитической, творческой деятельности; повышает самостоятельность, активизирует мышление, так как каждое задание заключает в себе задачу, разрешение которой потребует от школьника умственного напряжения, обращения к изученному теоретическому материалу, умения установить связь теории с практикой.
Уроки – практикумы по русскому языку по программе в 6 классе проводятся систематически, например, темы некоторых из них : «Не с прилагательными», «Н и НН в суффиксах прилагательных», «О и Е в суффиксах прилагательных», «Степени сравнения и разряды имен прилагательных». Интересные виды работ в 5 классе:
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧЕНИКА 5 класса составлена за курс пройденного материала , творческий вид работы :ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА. В 10-м классе : Урок-практикум «СПП с несколькими придаточными».
ОБРАЗЕЦ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧЕНИКА 5 кл.
содержание работы | что ученик должен знать, уметь? | самооценка ученика | оценка учителя | |
Часть I - к каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых надо выбрать только один правильный | ||||
1 | Отметьте слово, в котором все согласные твёрдые: 1) мел 2) звали 3) ошибка 4) рыбаки | |||
2 | Значение «туфли с твёрдым носком для занятия балетом » имеет слово 1) балетки 2) пуанты 3) панты 4) чешки | |||
3 | Укажите слово, в котором есть суффикс – ик: 1) суслик 2) школьник 3) стульчик 4) зайчик | |||
4 | В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) л..пата, м..рской, з..лотой 2) б..льной, в..рхушка, к..рабль 3) м..нолог, с..рафан, в..рота 4) тр..вяной, с..рдечный, скв..рец | |||
5 | Склонение этого существительного определено правильно: 1) тишь – 2-е склонение 2) дядя – 1-е склонение 3) чаша – 2-е склонение 4) корабль – 3-е склонение | |||
6 | Мягкий знак в слове тушь пишется, так как это слово – 1) существительное мужского рода 2-го склонения 2) глагол в неопределённой форме 3) существительное женского рода 3-его склонения 4) существительное женского рода 1-го склонения | |||
7 | Прилагательное в предложении В энциклопедии о животных были представлены интересные сведения об их жизни употреблено в форме 1) муж. рода 2) жен. рода 3) ср. рода 4) мн. числа | |||
8 | В каком ряду оба глагола являются глаголами второго спряжения? 1) стелить, клеить 2) смотреть, сидеть 3) думать, лепить 4) петь, гулять | |||
9 | Укажите побудительное предложение (знаки препинания не расставлены): 1) Иди сюда скорее 2) Мы пришли в школу 3) Таганрог – родина Чехова 4) Почему идёт снег | |||
10 | Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно: 1) Утром выпал снег, и все деревья стоят белые и пушистые. 2) Утром выпал снег и все деревья стоят белые и пушистые. 3) Утром выпал снег, и все деревья стоят белые и пушистые. 4) Утром выпал снег, и все деревья стоят белые, и пушистые. | |||
Часть II - к заданиям этой части должен быть дан краткий ответ | ||||
1 | Распределите слова на три группы в соответствии с их составом: зимний, ручей, надолго, пришкольный, облака, заснеженный, тигрица, пригорок, чудеса. | |||
2 | Какое слово не вошло ни в одну из трёх групп в предыдущем задании? Почему? | |||
3 | В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно законченный текст? А. Явился, бродяга! Б. Значит, всё в порядке. В. Однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Г. Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро. Отметьте правильный ответ: 1) А, Г, Б, В 2) В, Б, А, Г 3) В, А, Г, Б 4) В, Г, А, Б | |||
4 | Докажите, что это текст, назвав его основные признаки. | |||
5 | Составьте предложения, подобрав глагол, подходящий по «голосу » птицы. Дятлы _____________________________ Сороки _____________________________ Тетерева _____________________________ Коршуны _____________________________ Ласточки _____________________________ Журавли _____________________________ Слова для справки: барабанить, бормотать, клекотать, курлыкать, стрекотать, щебетать. | |||
Часть III - ответ на творческие задания надо дать в виде краткого пояснения | ||||
1 | Постарайтесь определить, какой частью речи являются слова в предложении на языке туземного племени. Расскажите кратко о том, как вы это определили? Сяпала Валуша по накушке, увязала бутявку и букло завомела. | |||
2 | Составьте текст, объёмом не менее 50 слов. Расскажите о том, чего вы ждёте от уроков русского языка в 5 классе, какие цели перед собой ставите, как предполагает их достигать. |
ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
Здравствуйте, _______________________________________________________________________________.
Передо мной результаты моей первой самостоятельной работы по русскому языку. Что касается результата, то _______________________________________________________________________________________________.
Я убедился в том, что знаю _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
У меня получается _________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жаль, что я позабыл о том, ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, не смог __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Я убедился в том, что прежде чем изучать новый материал, мне необходимо вспомнить _______________ _________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,
повторить, как ____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Я верю, что _______________________________________________________________________________, и желаю себе _____________________________________________________________________________________.
Глава 2. Практическая часть
Увлекательные путешествия по «Орфографии»
1.Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать».
«Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма?»- спрашивает учитель. Ученики правильно отвечают на поставленный вопрос. Приводят примеры различных орфограмм.
Ребята пускаются вместе с учителем в увлекательные путешествие по «Орфографии». Почти на каждом уроке они помогают бабушке Орфографушке искать ее хитрую внучку в словах. Это поможет им развивать орфографичскую зоркость , тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила орфографии.
2.»В стране невыученных уроков» (Правописание гласных. Согласных в корне слова)
- Есть такая повесть- «В стране невыученных уроков». Г.Гераскиной . Герой этой повести- ученик Виктор Перестукин. Волшебный мяч приводит этого героя вместе с его котом Кузей в Страну невыученных уроков, где Виктор встречает сказочных героев и где его ждут разные испытания.
Вот Виктор попадает в замок, где живет старик Глагол, коварная Запятая, чувствительный Восклицательный, беспокойный Вопросительный знаки и многие другие герои.
Послушайте отрывки из этой повести. Скажите , о чем спрашивали в замке Витю. Какие правила правописания вы вспомнили?
1. Я подошел к Глаголу и спросил его, нельзя ли мне уйти.
Старик не успел и рта открыть , как запятая затрещала на весь зал:
- Ни за что! Пусть сначала докажет , что знает правописание безударных гласных!
На мое счастье, в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака и не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.
- Ах, ты любишь собак! Очень хорошо,–ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом : «С…бака».
Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилась «Сабака».
Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугал ее злой морды и побежал. Она погналась за мной. Кузя отчаянно шипел, вцепившись когтями в мою курточку. Я догадался, что неправильно вставил букву Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мою руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».
-Может быть, только эта собака пишется через «о»?-спросил Кузя, -а все другие через «а»?
-Кот такой же невежда, как его хозяин, -хихикнула Запятая, но Кузя ей возразил, что собак он знает лучше, чем она.
2.Пока шел этот разговор, в высокое окно заглянул солнечный луч. В зале сразу посветлело.
-Ах! Солнце! Чудесно! Прекрасно!- радостно выкрикивал Восклицательный.
-Ваше Величество, солнце,- шепнула Запятая Глаголу,- спросите невежду…
-Хорошо, согласился Глагол и махнул рукой. На черной доске исчезло слово «Собака» и появилось слово «Со…нце».
-Какая буква пропущена?- спросил-спросил Вопросительный.
Я прочел еще раз: «Со…нце». По-моему, тут ничего не пропущено. Если все буквы на месте, зачем же вставлять лишнее? Что было, когда я об этом сказал! Запятая хохотала как сумасшедшая. Восклицательный плакал и ломал ручки. Глагол хмурился все больше и больше. Луч солнца скрылся. В зале стало темно и очень холодно.
В самом деле, как пишется слово «солнце»? Зоя Филиповна всегда советовала нам изменять слово так, чтобы все сомнительные и скрытые буквы вылезали наружу. Быть может ,попробовать? И я начал выкрикивать: «Солнце! Солнышко! Солнечный!! Ага! Вылезла буква «л». Я схватил мел и быстро вписал ее. В эту же минуту солнце снова заглянуло в зал. Стало светло. Тепло и очень весело. В первый раз я понял, как сильно люблю солнце.
-Да здравствует солнце через букву «Л»!-весело запел я.
3.Знаки объяснили мне: получу все, что пожелаю, если правильно напишу свое пожелание. Конечно, тут же выскочила доска и повисла передо мной . Чтобы не ошибиться, мы с Кузей обсудили этот вопрос еще раз. Кот не мог придумать ничего более вкусного, чем любительская колбаса. Я больше люблю полтавскую. Но в словах «любительская» и «полтавская» можно наделать пропасть ошибок. Поэтому я решил написать просто «колбаса». Но есть колбасу без хлеба не очень-то вкусно. И поэтому для начала я написал на доске «Хлеп!». Но никакого хлеба мы с Кузей не увидели. Нас обманули.
-Где же ваш хлеб?
-написано неправильно!- хором ответили знаки.
-не знать, как пишется такое важное слово! –проворчал кот.
Я взял мел и крепко вывел : «калбаса».
-Неправильно!- завопили знаки.
Я опять стер и написал: «Калбаса!
-Неправильно!- заорали знаки. Я разозлился и швырнул мел. Они просто издевались надо мной.
-Поели и хлеба. И колбасы, -вздохнул Кузя .-Непонятно, зачем мальчики ходят в школу. Неужели тебя там не научили правильно написать хоть одно съедобное слово?
Одно съедобное слово. Я пожалуй. Мог бы написать правильно. Я стер «Колбасу» и написал «лук». Тотчас же явились точки и внесли на блюдце очищенный лук. Кот обиделся и зафыркал. Он не ел лука. Я его тоже не любил. А есть хотелось ужасно. Мы начали жевать лук.
Дети без труда называют правила, которые они вспомнили. О правописании: 1) безударной непроверяемой гласной;2) согласных в корне слова ;3) непроизносимых согласных в корне слова.
Затем естественно поставить задачу: записать примеры слов на указанные правила и правописания безударной проверяемой гласной в корне слова , но не любые слова, а те, которые есть в прочитанных отрывках или отражают их содержание. Возникает такая, например, запись:
Собака Хлеб(хлеба) Солнце Спросил (спрос)
Колбаса Лук (лука) Радостно плечо (плечи)
Хозяин Из глаз (глаза) Несчастный Махала (машет)
Просьба (просить) Интересно Доска( доски)
Опасно
Вкусно
В итоге повторения предлагаются сложные задания, требующие сообразительности и отражающие глубину осознания материала:
1.Какая неточность допущена Витей Перестукиным в его рассуждениях?
(Эти части выделены курсивом в приведенном выше тексте).
Пятиминутные разминки
Правописание безударных гласных в корне слов
На наши уроки часто будут приходить два спорщика- Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня. На доске написано с-деть. Речевичок настаивает на букве и, а Слушок говорит. Что надо писать е. А как вы думаете , ребята? (Аналогичные примеры: отв-рить, зап-вать ит.д.)
Буквы и, у. а после шипящих
Игра: кто больше вспомнит за 2 минуты имен сказочных героев. Чтобы в их именах были шипящие ж, ч, ш, щ с гласными и, у, а(Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-побегайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине) Аналогичная игра: кто больше вспомнит названия животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж,ч,ш,щ с буквами и. у , а? (Жираф, жаба, чайка, чибис, чижик, ежик, журавль, медвежата).
Игры-соревнования
1.Игра на внимание: «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов…?»При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске ( представителями команд) ит.д.
2.Игра «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется е ( пишется разделительный ъ, после шипящих на конце пишется ь и т.д.)»
Подсчитывается количество ошибочно поднятых(неподнятых) рук ( по командам или по рядам0. В итоге подсчитываются очки, определяется победитель.
Глава 2. Практическая часть
Урок- практикум по русскому языку ( 6 класс)
Тема: Имя прилагательное ( итоговое повторение)
Цель: определить уровень усвоения изученной темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала( «Не с прилагательными», «Н и НН в суффиксах прилагательных», «О и Е в суффиксах прилагательных», «Степени сравнения и разряды имен прилагательных» ), воспитать интерес к русскому языку, орфографическую зоркость, быстрое ориентирование, стремление расширить свои знания самостоятельно.
Ход урока.
Орг.момент
Проверка домашнего задания.
1 группа - найти и записать названия растений, в наименовании которых есть прилагательные с суффиксами –ин, -ан, -ян. ( львиный зев, вороний глаз, анютины глазки)
2 группа – записать термины, встречающиеся в математике, в состав которых входят прилагательные ( рациональные, дробные числа)
3 группа –выписать из фразеологического словаря фразеологизмы, имеющие в своем составе прилагательные ( авгиевы конюшни, медвежья услуга )
3. Самостоятельная работа по перфокартам ( тема «Н и НН в суффиксах прилагательных»
4. Синтаксический разбор предложения.
В годы Великой Отечественной войны ребята пели для раненых в госпиталях и видели у них слезы в глазах при звуках детских песен о Родине, о мирной жизни.
5. Опрос по контрольным вопросам.
- Дать определение прилагательного.
- Рассказать о разрядах прилагательных.
- Какие прилагательные имеют краткую форму?
- Степени сравнения прилагательных и их образование.
- Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных..
- Как различить на письме суффиксы –к-, -ск- в именах прилагательных?
- Правописание О,Е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных.
- Слитное, раздельное, дефисное написание прилагательных.
- Правописание НЕ с прилагательными.
6. Сигнальный диктант ( тема «О,Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных»)
Ежовый, лицевой, пищевой, ключевой, пунцовый, хорошего, чужой, свежей, большой.
7. Выборочный диктант ( по группам с последующей проверкой у доски)
Задание: определить разряд имен прилагательных.( 1 группа выписывает качественные прилагательные, 2 группа – относительные, 3 – притяжательные)
Белый, узкий, робкий, чуткий, смелый, холодный (качественные)
Золотой, стальной, классный, зимний, каменный, утренний (относительные)
Лисий, немецкий, орлиный, барсучий, папин ( притяжательные)
8. Правильно ли написаны слова на доске, если нет, назовите правильную форму.
Громче, хуже, дешевше, здоровше, длиньше, мягше, слабше, красивше, тяжельше, крепше, легше, громше.
Физкультминутка.
9. Комментируемое письмо ( тема «Правописание НЕ с полными и краткими прилагательными).
-Небрежный, невзрачный, несчастливый, нелепый; не вежлив, а груб; невнимательный, не мелкий, а глубокий; неряшливый, нелегкий, далеко не удачный ответ.
10. Подобрать прилагательные общие для каждой пары слов ( работа по группам)
1 группа – аппетит, ягода (волчий)
2 группа – ухо, душа (заячье)
3 группа – лапа, услуга (медвежья)
Задание: составить предложения с полученными словосочетаниями, употребив их в прямом и переносном значении.
11. Слуховой диктант.
Задание: записать прилагательные в форме сравнительной степени.
Что может быть милей бесценного, родного края.
Там солнце кажется светлей, там радостней весна златая.
Прохладней легкий ветерок, душистее цветы там, холмы зеленее.
Там сладостней журчит поток, там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать, там все прекрасно, - там все мило. ( Н.М.Языков)
- От двух прилагательных образовать все степени сравнения имен прилагательных.
( милее, более милый, милейший, очень милый, самый милый)
12. Работа по учебнику или дидактическому материалу.
-Задание: списать текст, вставив суффиксы –ск-, -к-.
М.В.Ломоносов писал, что в русском языке имеется великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильная в изображении краткость греческого и латинского языков.
13. Подведение итогов урока, рефлексия.
14. Домашнее задание: повторить контрольные вопросы, подготовиться к контрольной работе (тестированию).
Глава 2. Практическая часть
Тема: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»
Цель:
- знать о корнях с чередованием гласных е – и;
- уметь применять способ действия при выборе орфограммы е – и на практике;
- развивать речь, комментируя орфограммы, выполняя творческие задания;
- воспитывать интерес к слову, русскому языку в целом.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- На какие виды орфограмм было дано домашнее упражнение?
- Давайте остановимся на гласных орфограммах. Назовите их, приводя примеры.
-Есть ли слова с непроверяемой гласной?
-Какие виды гласных орфограмм бывают в русском языке?
На доске.
Безударные гласные в корне
проверяемые непроверяемые чередующиеся
укр…плять- к…стер, распол…житься.
разв…вать- в п…латке,
Задание. Одному ученику вставить орфограммы, где это возможно, написать проверочные слова.
А в это время учитель читает загадки. Класс отгадывает, на слух определяет слово с чередованием, записывает, объясняет орфограммы.
- Не сеют, не сажают, а сами вырастают. (Волосы.)
- Меня били, колотили, мыли, сушили, потом сшили да на стол положили. (Скатерть.)
(В тетради должна получиться следующая запись: вырастают, положили.)
Проверка учащегося у доски.
-Все правильно?
Вопрос ученику:
-Можно ли проверить слова 3 столбика?
(Нет, нужно знать правило.)
Вывод.
-На какие 3 вида делятся гласные орфограммы?
-Какие корни с чередованием мы с вами энаем?
На экране:
-лаг-(-лож-),
-раст-(-ращ-,-рос-), искл.:росток,отрасль.
-От чего зависит выбор гласных в них?
(От рядом стоящих согласных.)
Сдача тетрадей. Звучит цель.
- Новая тема.
-Посмотрите на экран.
Определите вид глаголов 1 и 2 столбиков
Несовершенный | Совершенный |
Запирать | - запер. |
Вытирать | - вытер. |
Замирать | -замер. |
Отдирать | - отдеру. |
Избирать | - изберу. |
-Что можно сказать о глаголах каждой строчки?
(Они образуют видовую пару. Это слова с одним корнем, в котором происходит чередование.)
-Почему в 1 случае пишем и, а во 2 – е?
-От чего зависит выбор гласной в корне?
(От суффикса а.)
Смотрим на экран.
-Посмотрите и запомните корни с чередованием Е – И.
-Что управляет гласной в корне?
(Суффикс а.)
- Закрепление.
- Работа с тренингом. ( На столах у каждого учащегося лежат тренинги.)
Рассмотрим таблицу.(Обратите внимание на графическое обозначение корней.)
(п.11, вариант №1)
Записываем по одному слову с проговариванием (с места), обозначая орфограмму.
- Физминутка.
- Разбор и запись домашнего задания (п.113, упражнение №653, I вариант-1часть, II вариант- 2 часть.)
- Работа с пословицами. (Самостоятельно.) Посмотрим на экран.
Задание. Выписать из пословицы слово с чередованием Е – И в корне, графически обозначить орфограмму.
- Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
- Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
- Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.
- Скупой запирает крепко, а потчует редко.
- Язык без ног, но далеко пробирается.
Взаимопроверка.
-Как вы понимаете смысл последней пословицы?
(В тетради должна получиться следующая запись: собирай, наберешь, собирает, набирает, запирает, пробирается.)
- Дифференцированная работа с текстом и по вариантам.
I группа учащихся.
На столах – текст.
Задание. Прочитать текст.
-Каков стиль? Тип текста?
-Выпишете слова с корнями с чередованием гласных Е – И, выделите орфограммы.
I вариант – с гласной И в корне.
II вариант – с гласной Е в корне.
Текст.
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
(В тетради должна получиться следующая запись: I вариант – замирает, расстилается, пробираться; II вариант – стелется, заблестит.
II группа учащихся.
На столах – рисунок.
Задание. Составить из 3 – 4 предложений текст, используя опорные слова с корнями с чередованием.
Проверка учащихся I группы по вариантам, а затем – учащихся II группы.
- Итоги.
-Какие корни с чередованием узнали на уроке? От чего зависит выбор гласной в них?
- Оценки.
Глава 3. Исследовательская часть.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
- Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
- Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
- В-третьих, строгий контроль знаний.
Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости учащихся.
Интерес к предмету начинается с интересного урока. Интересным сделать урок нам помогают нетрадиционные формы: урок – викторина, смотр знаний, урок – конкурс, урок-практикум, проверочные работы с творческими заданиями.
Используя уроки – практикумы при подготовке к проверочной работе или другим формам урока по предмету , я поняла, что для детей с ОВЗ такие уроки необходимы, так как помогают учащимся лучше усвоить материал и снизить психологическое напряжение на уроке контроля за качеством знаний . Поэтому уроки – практикумы по русскому языку призваны в помощь ученику, и если они будут составлены интересно, то учащихся ждет успех. В связи с этим среди учащихся 5-ых и 7-ых классов был проведен опрос (приложение 1) о значимости уроков- практикумов в конце каждой темы. Было выяснено, что 83% учащихся (приложение 2) понимают, зачем им предложен такой вид работы. Примечательно, 61% учащимся практикумы окончательно помогли разобраться в материале. А 50% учащихся заявило, что после урока-практикума по теме урока готовы к уроку контроля. Таким образом, я пришла к выводу, что необходимо и в дальнейшем в своей работе использовать уроки- практикумы по русскому языку как средство повышения качества образования и мотивации учащихся к учебной деятельности. Работая над методической темой, пришла к выводу, что урок – практикум является одной из важнейших составляющих процесса обучения, так как он:
- обеспечивает практическое применение полученных знаний;
- позволяет выявить пробелы в знаниях;
- формирует умения и навыки учащихся;
- приучает учащихся к большей самостоятельности;
- учит творческому подходу к изучаемому материалу;
- развивает речь учащихся;
- обеспечивает мотивацию учебной деятельности.
Урок – практикум побуждает к активной познавательной деятельности, стимулирует учебную деятельность школьников, повышает их ответственность за результаты обучения, развивает навыки коллективной работы, чувство взаимопомощи и ответственности не только за свои знания, но и за знания своих товарищей.
Урок – практикум не регистрирует отсутствие знаний, умений и навыков учащихся, а создаёт условия для закрепления знаний, для достижения успеха в изучении конкретной темы.
Любой учитель скажет, что знание теории не есть показатель усвоения материала, лишь урок – практикум даёт ученику полноценное усвоение материала и покажет учителю итоги его работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета опроса
1.Знаешь ли ты, что такое «урок-практикум»: да, нет,
2. Знаешь ли ты, для чего нужен такой урок: да, нет
3. Что нравится на уроке больше: объяснение материала; самостоятельная работа; да, нет
4. Помогают ли тебе уроки - практикумы запомнить материал: да, нет, не знаю
5. Помогают ли тебе уроки - практикумы окончательно разобраться в материале: да, нет, не знаю
6. Испытываешь ли ты трудности , выполняя задания на уроках - практикумах: да, нет, иногда, часто.
7. Сумел бы ты сам подобрать задания для такого урока –практикума по пройденной теме: да, нет, не знаю.
8. Можешь ли ты сказать, что после урока-практикума по теме урока я готов к уроку контроля: да, нет, не знаю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты опроса
В опросе участвовало 18 человек
№ вопроса | да | нет | Не знаю | иногда | часто |
1 | 18 (100%) | ||||
2 | 15 (83%) | 3 (17%) | |||
3 | 14(77%) | 4 ( 23%) | |||
4 | 15 (83%) | 2 (11%) | 1 (6%) | ||
5 | 11 (61%) | 4 ( 23%) | 3 (17%) | ||
6 | 2 (11%) | 2 (11%) | 4 (22%) | 4 (22%) | 6 (33%) |
7 | 11 (61%) | 2 (11%) | 5 (28%) | ||
8 | 9 (50%) | 3 (17%) | 6 (33%) |
Чтобы убедиться в эффективности уроков-практикумов, я взяла за основу тему «Чередующиеся гласные в корне слова», орфограмму, изучаемую в 5-7-ых классах. При изучении этой орфограммы в 5-6 классе дети сталкивались с трудностями в разграничении корней с чередованием и безударной гласной в корне слова. На протяжении двух лет в каждом классе проводились уроки-практикумы по устранению пробелов по данной теме. В 7 классе в начале учебного года был проведен тест по теме «Чередующиеся гласные в корне слова», который показал, что 50% учащихся усвоили эту тему, 37% показали средний уровень. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения русскому языку урок-практикум играет очень важную роль:
- дает возможность закрепить и повторить ранее изученное;
- учит применять на практике полученные теоретические знания;
- формирует навык осмысленно объяснять языковые явления;
- предупреждает, предотвращает забывание приобретенных знаний, углубляет их и совершенствует;
- дает учителю и ученику реальную картину полученных знаний, подводит итоги совместной деятельности ученика и учителя;
- развивает связную речь и умение логически мыслить;
- учит исследовательской, аналитической, творческой деятельности;
- повышает самостоятельность, активизирует мышление, так как каждое задание заключает в себе задачу, разрешение которой потребует от школьника умственного напряжения, обращения к изученному теоретическому материалу, умения установить связь теории с практикой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Чередующиеся гласные в корне слова
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?
1) сохранился, задрожал
2) залив, заметка
3) движение, обращение
4) запереть, озарение
5)загорелый, замереть
Максимальное количество баллов – 5
2. Спишите слова, выделите корни в словах с чередующимися гласными, а к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово:
1) пок..сившаяся избушка
2) хрустальная р..са на траве
3) бл..стящий
4) выг..рать
5) прик..саться
Максимальное количество балов – 2
3. В каком слове пишется буква А?
1) отр..сль
2) подр..сли
3) к..снуться
4) разг..реться
Максимальное количество баллов – 1 (правильный порядок алгоритма)
4. В каком слове пишется буква И?
1) расст..лить
2) зат..реть
3) отп..реть
4) разб..рать
Максимальное количество баллов – 1 (правильный порядок алгоритма)
5. Из данных ниже предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Капли росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. (В.Г.Короленко.)
Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)
Тогда моё сердце загоралось жалостью и сочувствием. (В.Г.Короленко.)
Максимальное количество баллов – 1 (правильный порядок алгоритма)
6. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Максимальное количество балов – 2
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | кср | |
Аттар Александр | 4 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1,3 |
Вобликова Анастасиия | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2,0 |
Копасов Михаил | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,5 |
Макаров Роман | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2,0 |
Клишов Александр | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2,0 |
Мусулайнен Антон | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2,0 |
Самарханов Александр | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,3 |
Смирнов Роман | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Итого | 1,6 |
Глава 4. Заключение
В книге “Практическая методика русского языка” говорится о том, что новизна школьных уроков – практикумов, о которых в последнее время стали говорить чаще, состоит, прежде всего, в том, что вместо термина, бытовавшего в школе (урок закрепления, урок повторения), взяли на вооружение термин из вузовской методики.
Но сам этот факт обязывает более ответственно, с учётом современных идей деятельностного подхода к обучению разрабатывать урок, на котором ведущее место занимают различные виды практических занятий.
Ведущая роль урока – практикума – обеспечить мотивацию учебной деятельности по определённой теме программы средствами практических занятий.
Урок – практикум является одной из важнейших составляющих процесса обучения, так как он:
- обеспечивает практическое применение полученных знаний;
- позволяет выявить пробелы в знаниях;
- формирует умения и навыки учащихся;
- приучает учащихся к большей самостоятельности;
- учит творческому подходу к изучаемому материалу;
- развивает речь учащихся;
- обеспечивает мотивацию учебной деятельности.
Урок – практикум побуждает к активной познавательной деятельности, стимулирует учебную деятельность школьников, повышает их ответственность за результаты обучения, развивает навыки коллективной работы, чувство взаимопомощи и ответственности не только за свои знания, но и за знания своих товарищей.
Урок – практикум не регистрирует отсутствие знаний, умений и навыков учащихся, а создаёт условия для закрепления знаний, для достижения успеха в изучении конкретной темы.
Любой учитель скажет, что знание теории не есть показатель усвоения материала, лишь урок – практикум даёт ученику полноценное усвоение материала и покажет учителю итоги его работы.
Список использованной литературы:
Список использованных источников и литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
- Кузнецова Е. А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения 02.02.2019)
- Лобанова Е.И. Учебная мотивация и её развитие как фактор повышения качества обучения— [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.openclass.ru/ (дата обращения 02.02.2018)
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://novotitarovka35.narod.ru/metod_files/motiv.htm (дата обращения 02.02.2017)
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2017.
- Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2016
- Богданова Г.А. Из опыта проведения уроков-зачетов., РЯШ, № 2, 1988, С. 13
- Давид Э.М., Чижова Т.И. Урок-практикум по стилистике с использованием межпредметных связей., РЯШ, № 5, 1991, С. 3
- Федорова М.В. Урок-семинар по теме «Наречие»., РЯШ, № 3, 1990, С. 15
- Тумина Е.Е. Учимся сочинять сказки., РЯШ, № 2, 1994, С. 51
- Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка., РЯШ, № 6, 2000, С. 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "Развитие международных связей как эффективное средство повышения качества образования и мотивации к изучению немецкого языка"
Развитие международных связей....
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».
Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В сис...
Отчет по теме самообразования «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»
Мой отчет по теме самообразования...
Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку
laquo;Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку» ...
Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...
«Платформа «Сферум» - как средство повышения качества образования и мотивации школьников» (из опыта работы)
Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к обществу информационному. C изменением характера современного общества происходит также изме...