План-конспект урока по теме: "Качественные имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Качественные имена прилагательные» 6 класс

Цели урока:

Дать учащимся понятие о качественных именах прилагательных. Ознакомить детей с признаками качественных прилагательных.

Научить учащихся находить качественные прилагательные в текстах и указывать их признаки.

Развить у учащихся внимание, умение логически мыслить, последовательно рассуждать.

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3. Актуализация имеющихся навыков

Мы с вами уже знакомы с именами прилагательными и степенями сравнения. Давайте подумаем и ответим на вопросы:

Все ли прилагательные мы можем сравнить друг с другом?

Какие можем, а какие нет?

Например: красивый – красивее

Эти прилагательные мы можем сравнить.

А если мы возьмём слово «лисий»(след)?

Конечно, мы не можем образовать степень сравнения от этого слова.

Изучение нового материала.

Имена прилагательные по своему значению делятся на качественные , относительные и притяжательные. Качественные имена прилагательные обозначают непосредственный признак, предмета или живого существа

Барсик пушистый

Щенок весёлый.

Это признак может присутствовать в нём в большей или меньшей степени,

То есть главным отличием качественных прилагательных является возможность сравнить их друг с другом.

Кот маленький.

Мышка меньше кота

Т.е. качественные прилагательные дружат со степенями сравнения.

Например:

Красивое место – красивейшее место (красивейшее – превосходная степень сравнения)

Осень холодная – зима холоднее осени (холоднее – сравнительная степень)

Хороший друг – Они лучшие друзья (лучшие – сравнительная степень)

Качественные прилагательные могут обозначать совершенно разные признаки предмета:

По вкусу:

Кислый лимон, сладкая клубника

По цвету:

Красный лист, синее небо.

По форме и размеру:

Огромный пёс, круглый шар.

По особенностям характера:

Весёлый человек

Жадный пират

По внешнему впечатлению

Грязный ребёнок

Прилежный ребёнок

Качественные имена прилагательные имеют очень много друзей. Одни из них - это полая и краткая форма краткая форма.

Добрый старичок ( добрый полная форма) – Он был добр ко мне( добр краткое прилагательное)

Рассеянный пёс (рассеянный – полная форма) – Сегодня он был рассеян(рассеян краткое прилагательное)

Весёлый ребёнок (весёлый полная форма) – Он весел как всегда( весел краткая форма)

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями

Чрезвычайно

Совершенно

Слишком

Весьма

Очень

Например:

Чрезвычайно умный ребёнок, чрезвычайно медленное существо

Совершенно безобидный пёс, совершенно счастливая девочка

Слишком тяжёлый груз, слишком сытный завтрак

Весьма интересный фильм, весьма вредный дед

Очень красивый цветок, очень голодный хищник

Так же качественные прилагательные дружат с разбойниками–наречиями на –о,-е

Солнышко жгучее (какое?) жгучее – прилагательное

Печёт жгуче (как?) жгуче – наречие

Полёт высокий (какой?) высокий – прилагательное

Лететь высоко (как?) высоко – наречие.

Еще одни друзья качественных прилагательных уменьшительно-ласкательные суффиксы.

суффикс -оньк и суффикс- еньк

чёрный котёнок – чёрненький (суффикс -еньк)

Тихий мышонок – тихонький (суффикс -оньк)

Быстрый зверь – быстренький (суффикс- еньк)

Но, когда качественным прилагательным становиться грустно, они ищут друга, точь-в-точь похожего на себя. Тогда, получаются сложные прилагательные .

Бледный человек (простое прилагательное) – бледный – бледный (сложное прилагательное)

Красный флаг (простое прилагательное) – красный – красный (сложное)

У качественных имён прилагательных есть ещё один друг – это приставка НЕ

Аккуратный человек – неаккуратный человек (приставка не)

Обычный старичок – Необычный старик (приставка не)

Вкусное пирожное - невкусное лекарство (приставка не)

Ну что же, давайте потренируемся свами определять качественные прилагательные.

Давайте докажем, что слово «яркий» – качественное прилагательное.

1. Обозначает признак, который может быть в предмете в большей или меньшей степени, и поэтому образует степень сравнения.

Ярче и самый яркий

2. Сочетается с наречием очень

Очень яркий

3. Мы можем образовать от него сложное прилагательное

Яркий-яркий

4. Слово имеет краткую форму

Ярок

5. К нему можно добавить приставку не

Неяркий

Следовательно, перед нами качественное прилагательное.

Закрепление и практическое применение знаний.

Устно.

Докажите, что прилагательное качественное.

Голубой, просторный, поздний, хитрый, кислый, чудесный, прозрачный, круглый.

(Ученики называют какой-нибудь один признак качественных прилагательных.)

Например: голубой – качественное прилагательное, потому что от него можно образовать степень сравнения.

Голубой – более голубой.

И т.д.

Выполнение упражнений в учебнике письменно: Упр.№290

Упр. № 291

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Итак. Давайте подведём итоги. Что же мы сегодня узнали о качественных прилагательных?

Обозначают признак, который может проявляться в предмете в больше или меньшей степени.

Имеют уменьшительно-ласкательные суффиксы -оньк, - еньк

Образуют наречия на -о,-е

От них можно образовать сложные прилагательные

Имеют степени сравнения

От них можно образовать краткую форму.

Сочетаются со словами очень, весьма и др.

VII. Домашнее задание

П. 50, упр. №292


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

Презентация к уроку на тему "Качественные прилагательные"

Презентация предназанчена для широкого использования при обучении английскому языку на начальном этапе....

Методическая разработка урока по теме "Качественные,относительные, притяжательные прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику М. М. Разумовской. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и самостоятельно решают все поставленные перед ними задачи. Учитель лишь помощник....

Урок "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка по программе Е.Быстровой в 6 классе....

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"

Методическая разработка открытого урока в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"...