Рабочая программа по ФГОС
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа по русскому языку ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на базе МБОУ «Музыкально-гуманитарный лицей им. Д. Аюшеева». Данный курс входит в образовательную область филология.
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5–9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Бабайцевой (Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: Учебно-методическое пособие – М.:Дрофа, 2013)
Цели и задачи изучения предмета
На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика предмета «Русский язык»
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Содержание предмета «Русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «МГЛ им. Д. Аюшеева» на изучение русского языка в 7 классе выделяется - 105ч., (3 часа в неделю, 35 рабочих недель), в том числе для проведения:
контрольных диктантов – 2часа;
изложений – 2 часа;
сочинений – 2 часа;
контрольных работ – 3 часа;
диагностических работ – 4 часа.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
При реализации программы используются следующие методы и средства обучения: словесные методы: лекция, беседа, дискуссия и др.; наглядные методы: иллюстрации, презентации и т.п.; практические методы: упражнения, письменные работы, доклады и др.
Формы организации учебной деятельности: комбинированный урок, урок-игра, практикумы, защита творческих проектов, письменная работа и др.
Образовательные технологии: проблемное обучение, проектное обучение, здоровьесберегающие технологии, педагогические мастерские, ИКТ.
Виды и методы контроля: тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа, диктанты, подготовка проектов, творческие работы, написание аннотаций, рецензий, докладов.
Требования к уровню подготовки учащихся в 8 классе
Знать/уметь
- определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Учащиеся получат возможность научиться:
По синтаксису и пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
- Определять виды и структуру простого предложения.
- Анализировать особенности строения простого предложения.
По развитию речи:
- определять тему и основную мысль текста, его стиль.
- Подробно и сжато излагать повествовательные тексты
- Составлять простой и сложный план исходного и собственного текста.
- Писать сочинения – рассуждения и описания на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также составлять тексты соответственно типу и стилю речи.
- Совершенствовать содержание языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).
- Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
- Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
- Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Содержание учебного предмета
Тема 1: Введение – 1 час.
Вводный урок о русском языке, об особенностях учебников для 8 класса
Тема 2: Повторение изученного в 5-7 кл. 9 ч.
Богатство и выразительность русского языка. Лексические средства выразительности. Основные разделы науки о языке. Повторение правописания гласных и согласных в корне слова. Освоить алгоритмы использования орфографических правил. Повторение правописания не и ни с различными частями речи. Р/Р Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная. Речевая ситуация. Речь как деятельность. Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.
Контроль: Диктант с дополнительными заданиями.
Тема 3: Словосочетание – 6 ч.
Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. Урок-семинар на тему «Словосочетание как одна из единиц синтаксиса»
Контроль: Тест
Тема 4: Предложение - 8 ч.
Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные виды простых предложений. Интонация, её функции. Порядок слов в предложении. Повторим орфографию. Орфограммы корня. Р/Р Что значит — быть талантливым читателем?
Контроль: Контрольная работа по теме «Словосочетания и рпедложения».
Тема 5: Главные члены предложения – 9 ч.
Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные типы. Тире между подлежащим и сказуемым. Р/Р Словесное рисование.
Контроль: Обобщение по теме «Главные члены предложения» (урок-семинар или практикум)
Тема 6: Второстепенные члены предложения -7 ч.
Определение. Приложение. Дополнение. Основные виды обстоятельств
Контроль: Самостоятельная работа.
Тема 7: Односоставные предложения – 10 ч.
Понятие об односоставных предложениях. Способы толкования лексического значения слова. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения
Безличные предложения. Назывные предложения. Р/Р Уроки-семинары на тему «Односоставные предложения и особенности их употребления в речи».
Контроль: Контрольный диктант.
Тема 8: Особенности строения полных и неполных предложений – 3 ч.
Особенности строения полных и неполных предложений. Р/Р Сочинение. Анализ домашних сочинений. Р/Р Тема, основные мысли текста. Замысел автора. Микротема, микротекст
Тема 9: Осложненное предложение – 46 ч.
Углубление понятия об однородных членах предложения. Союзы при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Р/Р Средства выразительности речи. Р/Р Текст и его основные признаки. Средства связи предложений и частей текста. Название текста (заглавие. Понятие об обособлении. Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособление приложений. Р/Р Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Р/Р Изложение (подробное, сжатое или выборочное). Р/Р Разновидность рассуждения — сравнение. Обособление дополнений. Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения.. Слитные, раздельные и дефисные написания. Р/Р Рассуждение на литературную тему. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями.
Контроль: Изложение. Диктант.
Тема 10: Повторение - 5 ч.
Р/Р Сочинение на одну из тем «Зачем нужны знаки препинания», «Чему я научился, изучая русский язык в 8 классе», «Зачем надо изучать синтаксис», «Как стать языковой личностью»). Повторение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненные предложения.
Контроль: Итоговый контроль.
Резерв – 1ч.
Портфолио ученика:
- Составление кластеров по темам.
- Составление киносценария.
- Создание презентации «Односоставные предложения».
- Составление алгоритма по теме «Осложненные предложения».
Итого: 105 часов.
82 – русский язык
14 – уроки развития речи.
Уроки развития речи выделены курсивом.
Календарно - тематическое планирование , 8 класс
№ | Урочные темы | неделя | месяц | |
I четверть – 27 ч. | ||||
Повторение изученного в 5—7 классах – 7 ч | ||||
Богатство и выразительность русского языка. Лексические средства выразительности. Основные разделы науки о языке | 1 неделя | сентябрь | ||
Повторение правописания гласных и согласных в корне слова | 1 неделя | сентябрь | ||
Повторение правописания не и ни с различными частями речи. | 2 неделя | сентябрь | ||
Повторение правописания причастий и деепричастий | 3 неделя | сентябрь | ||
Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи | 3 неделя | сентябрь | ||
Входная диагностика. | 3 неделя | сентябрь | ||
Р/Р Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная | 4 неделя | сентябрь | ||
Словосочетание – 3 ч. | ||||
Основные виды словосочетаний | 4 неделя | сентябрь | ||
Виды связи слов в словосочетаниях | 4 неделя | сентябрь | ||
Цельные словосочетания | 5 неделя | октябрь | ||
Предложение – 4 ч. | ||||
Основные виды простых предложений. Интонация, её функции. Порядок слов в предложении | 6 неделя | октябрь | ||
Р/Р Что значит — быть талантливым читателем? | 8 неделя | октябрь | ||
Контрольная работа | 8 неделя | октябрь | ||
Анализ к/р | 8 неделя | октябрь | ||
Главные члены предложения – 2 ч. | ||||
Р/Р Словесное рисование | 9 неделя | ноябрь | ||
Подлежащее и способы его выражения | 9 неделя | ноябрь | ||
II четверть – 21 ч. | ||||
Сказуемое и его основные типы | 10 неделя | ноябрь | ||
Сказуемое и его основные типы | 10 неделя | ноябрь | ||
Тире между подлежащим и сказуемым | 11 неделя | ноябрь | ||
Обобщение по теме «Главные члены предложения» | 11 неделя | ноябрь | ||
Второстепенные члены предложения – 7 ч. | ||||
Второстепенные члены предложения | 12 неделя | ноябрь | ||
Определение | 12 неделя | ноябрь | ||
Приложение | 12 неделя | ноябрь | ||
Дополнение. | 13 неделя | декабрь | ||
Основные виды обстоятельств | 13 неделя | декабрь | ||
Односоставные предложения – 10 ч. | ||||
Понятие об односоставных предложениях | 14 неделя | декабрь | ||
Определённо-личные предложения | 14 неделя | декабрь | ||
Неопределённо-личные предложения | 15 неделя | декабрь | ||
Обобщенно-личные предложения | 15 неделя | декабрь | ||
Безличные предложения | 15 неделя | декабрь | ||
Назывные предложения. Повторение | 16 неделя | декабрь | ||
Р/р Способы толкования лексического значения слова. Определение понятия | 16 неделя | декабрь | ||
Контрольный диктант с грамматическими заданиями | 17 неделя | январь | ||
Анализ диктанта | 17 неделя | январь | ||
III четверть – 30 ч. | ||||
Полные и неполные предложения – 3ч. | ||||
Особенности строения полных и неполных предложений | 17 неделя | январь | ||
Р/Р Изложение (подробное). | 18 неделя | январь | ||
Р/Р Анализ | 18 неделя | январь | ||
Осложненное предложение – 46 ч. | ||||
Углубление понятия об однородных членах предложения | 18 неделя | январь | ||
Союзы при однородных членах | 19 неделя | январь | ||
Обобщающие слова при однородных членах предложения | 19 неделя | январь | ||
Р/Р Тема, основные мысли текста. Замысел автора. Микротема, микротекст | 20 неделя | январь | ||
Однородные и неоднородные определения | 20 неделя | январь | ||
Р/Р Средства выразительности речи | 21 неделя | февраль | ||
Обобщение по теме «Предложения с однородными членами» (урок-семинар или урок-практикум) | 21 неделя | февраль | ||
Контрольный диктант. | 22 неделя | февраль | ||
Анализ диктанта. | 22 неделя | февраль | ||
Понятие об обособлении | 23 неделя | февраль | ||
Обособление согласованных определений. | 23 неделя | февраль | ||
Обособление несогласованных определений. | 24 неделя | февраль | ||
Обособление приложений | 24 неделя | февраль | ||
Контрольная работа. | 25 неделя | март | ||
Анализ к/р | 25 неделя | март | ||
Обособление дополнений | 25 неделя | март | ||
Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий | 26 неделя | март | ||
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 27 неделя | март | ||
IV четверть – 25 ч. | ||||
Обособление уточняющих членов предложения | 27 неделя | апрель | ||
Р/Р Текст и его основные признаки. Средства связи предложений и частей текста. Название текста (заглавие) | 28 неделя | апрель | ||
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | 28 неделя | апрель | ||
Повторение орфографии | 29 неделя | апрель | ||
Р/Р Цепная и параллельная связь предложений в тексте | 30 неделя | апрель | ||
Р/Р Изложение (подробное, сжатое или выборочное). | 30 неделя | апрель | ||
Слитные, раздельные и дефисные написания | 30 неделя | апрель | ||
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | 31 неделя | апрель | ||
Предложения с обращениями | 32 неделя | май | ||
Р/Р Разновидность рассуждения — сравнение. Рассуждение на литературную тему | 33 неделя | май | ||
Р/р Изложение | 33 неделя | май | ||
Повторим изученное в 8 классе – 5 ч. | ||||
Повторение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | 34 неделя | май | ||
Повторение. Односоставные предложения. Осложненные предложения. | 34 неделя | май | ||
Итоговая контрольная работа. | 34 неделя | май | ||
Анализ к/р | 35 неделя | май | ||
Итого: | 70 ч. |
Информационные источники
- Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012.
- Русский язык. Практика. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова [и др.] ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.
- Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.
- Бабайцева, В. В. Русский язык. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5–9 классы» для углубл. изучения русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков. – М.: Дрофа, 2010.
- Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 7 кл. : учеб. пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5–9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. – М.: Дрофа, 2010.
- Блинов, Г. И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5–9 классы / Г. И. Блинов, В. А. Антохина. – М.: Просвещение, 2001.
- Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5–8 классов / Т. А. Костяева. – М. : Просвещение, 1992.
- Купалова, А. Ю. Русский язык. 8 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М. : Дрофа, 2012.
- Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 8 класс / А. Ю. Купалова, Т. М. Пахнова, Г. К. Лидман-Орлова ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
- Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 8 класс : метод. пособие / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2012.
Материально-техническая база:
- Раздаточный материал.
- Презентации к урокам.
- Компьютер.
- Проектор.
- Принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФГОС 1 класс
Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаОписание места курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания курсаЛичностные, метапредметные и предметные результаты о...
Как составить рабочую программу по ФГОС?
Что такое рабочая программа? Рабочая программа - это совокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы. планиру...
Рабочая программа по ФГОС по географии
Рабочая программа по ФГОС по географии...
Рабочая программа по ФГОС по географии
Рабочая программа по ФГОС по географии...
Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс
Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей, УУД, тематическое планирование....
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...
Примерные рабочие программы, соответствующие ФГОС ООО, ФГОС СОО
Рабочие программы по физике А.В. Шаталиной предметной линии "Классический курс" 10-11 классов под редакцией Парфентьевой Н.А. авторов учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чару...