Работа с толковым словарём на уроках русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
К сожалению, наблюдается тенденция к сокращению словарного запаса учеников, мало внимания уделяется работе со словарями. Дети не умеют и не желают пользоваться бумажными носителями, когда есть возможность «вбить» нужное слово в поисковую строку и за секунду получить результат. Словари — это что-то скучное и нудное в представлении современного школьника.
Цель моего приёма — научить работе со словарями, привить интерес к бумажным носителям информации, увеличить словарный запас школьников, замотивировать к самостоятельному изучению языка.
Эту работу первый раз я провожу в 5 классе при изучении темы «Толковые словари». Заранее прошу детей принести толковые словари из дома, у кого нет — раздаю библиотечные книги. Главное, чтобы была хотя бы одна книга на парту. Работа проводится в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание личного опыта работы с толковыми словарями | 80.5 КБ |
Шаблоны для создания карточек-словариков | 145.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать работу по увеличению словарного запаса школьников на уроках русского языка?
К сожалению, наблюдается тенденция к сокращению словарного запаса учеников, мало внимания уделяется работе со словарями. Дети не умеют и не желают пользоваться бумажными носителями, когда есть возможность «вбить» нужное слово в поисковую строку и за секунду получить результат. Словари — это что-то скучное и нудное в представлении современного школьника.
Цель моего приёма — научить работе со словарями, привить интерес к бумажным носителям информации, увеличить словарный запас школьников, замотивировать к самостоятельному изучению языка.
Эту работу первый раз я провожу в 5 классе при изучении темы «Толковые словари». Заранее прошу детей принести толковые словари из дома, у кого нет — раздаю библиотечные книги. Главное, чтобы была хотя бы одна книга на парту. Работа проводится в парах.
Изучаем строение словарной статьи, выбираем максимально понятные слова, работаем с условными обозначениями.
После того, как дети поработали с книгами, попробовали самостоятельно найти продиктованные учителем слова, раздаю заранее заготовленные карточки под индивидуальные словарные статьи (см. Приложение 1). Дизайн разрабатываю на сайте Canva, современные дети в основном растут визуалами, поэтому им важна и эстетическая сторона работы. Дети получают задание: в словаре найти слово, которое им доводилось когда-нибудь слышать, но значение не было им понятно полностью. На лицевой стороне карточки они выписывают это слово, ставят ударение, а с обратной стороны оформляют словарную статью (грамматические признаки, лексическое значение, примеры употребления). Дети презентуют свои слова, объясняют их своими словами, составляют с ними предложения. В конце урока карточки я забираю себе.
Спустя неделю проводим вторую часть работы: вызываю двух добровольцев, они берут себе 2-3 карточки с теми словами, которые класс составил неделю назад. Количество карточек варьируется с учётом способностей класса и вызванных учеников. Стараются смотреть только на лицевую сторону, на само слово с ударением. Задача пары — составить короткий диалог, использовав попавшиеся им слова. Если значение слова вызывает затруднение — разрешается посмотреть с обратной стороны на словарную статью.
Обычно, за месяц все выписанные слова запоминаются, тогда работа со словарём повторяется с самого начала.
Такую работу можно проводить и с паронимами, выписывая их парами.
Примеры получающихся карточек:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».
Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Работа по развитию речи на уроках русского языка (6 класс)
В учебниках русского языка заданий, направленных на подготовку детей к экзаменам, практически нет. Требования новые, а учебники старые.Самое сложное – это усвоение детьми речевых знаний. Уроков развит...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"
Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.
Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...