Текст «Дирижёр» и задания к нему.
методическая разработка по русскому языку
Текст «Дирижёр» и задания к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_dirizhyor_i_zadaniya_k_nemu.docx | 190.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»
Учитель: Елисеева Елена Кузьминична
Прочитайте текст «Дирижёр» и выполните задания к нему.
Пятиклассник Максим прочитал в учебнике по музыке следующую статью
« Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача.
Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.
Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.
Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку».
Решив узнать о дирижерах больше, Максим нашел информацию об этой профессии в Википедии.
«Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии, которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.
С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта.
Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы.
С появлением в XVII веке системы генерал-баса обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер.
Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка.
На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Практика исполнения чужих сочинений во второй половине XVIII века распространилась и в оперных театрах.
Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости, отличной в том числе и от одарённости музыканта-инструменталиста. «Для дирижирования, — писал Феликс Вейнгартнер, — требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музыкальное художественное творение, но и особая техническая ловкость рук, её трудно описать и ей едва ли можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой-нибудь гений лишен этой способности, а посредственный музыкант наделён ею».
Задание 1. Кто такой "дирижёр"? Выбери один правильный вариант ответа.
А. Дирижёр - это тот, кто поёт, занимается пением.
Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.
В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними.
Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте
Д. Дирижёр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
Ответ: __________________
Задание 2. Запиши слово, пропущенное в следующей фразе:
В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с _____________ подошвой.
Задание 3. Прочитайте утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставьте напротив букву А, если утверждение неверное – поставьте напротив букву Б.
Утверждение А (ДА), Б (НЕТ)
Утверждение | А) ДА , Б) НЕТ |
1) Название профессии "дирижёр" произошло от французского слова, что означает - управлять | |
2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано | |
3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям | |
4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач | |
5) Многие дирижёры сами пишут музыку |
Задание 4. Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.
Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.
А. Дрессировщик | 1. "Главнокомандующий" на поле кулинарии, умело управляющий своими работниками и художник, творящий оригинальные блюда из всем известных банальных продуктов. |
Б. Учитель | 2.Специалист в определенном виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов. |
В. Шеф- повар | 3.Специалист по проведению экскурсий с людьми. |
Г.Тренер | 4. Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому " мохнатому" члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого. |
Д.Экскурсовод | 5. Занимается обучением и воспитанием детей |
Ответы:
А | Б | В | Г | Д |
Задание 5. Выберите иллюстрации, которые отражают работу дирижера и запишите варианты ответов.
А Б
В Г
Ответ: ___________________
Задание 6. Объясни значение слова баттута, используя информацию текста.
Баттута – это ______________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Выбери предметы, которые необходимы дирижёру для работы. Запиши три варианта ответа.
|
|
|
|
|
Ответ _______________
Задание 8. Выбери два неверных высказывания о дирижёре.
А. Появляется человек. Легкий взмах руки, и все заиграли стройно и слаженно.
Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.
В. Во время исполнения он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп и убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.
Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов
Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки. Его пульт – его руки, его глаза, его движения.
Ответ: ______________________________
Ответы:
- Б
- железный
- 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5-А
- А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-3
- А, Б, Г
- баттута — палка, изготовлявшаяся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта.
- А, Г, Д
- Б, Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижёра"
Данная учебно-методическая разработка урока содержит подробный конспект урока и презентацию....
Harrow School. Текст с заданиями к нему.
Лексико-грамматическийтест для учащихся 9 класса по теме "Harrow School". После прочтения учащимся предлагаются разноуровневые задания....
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
"Памятник подлецу( текст и "задания к нему).
Текст воспитательного характера позволит ещё и вспомнить пройденный материал семиклассникам....
Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему
Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении художественного текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...
Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему
Конспект урока развития речи...
Текст и упражнения к нему на тему "Путешествие на самолёте"
Данная разработка состоит из текста, вопросов к нему, а также двух заданий для отработки лексических единиц по теме "Путешествие на самолёте"....