Паспорт урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
На уроке обучающиеся ответят на вопросы: 1. Что такое страдательное причастие настоящего времени?
2. Отличительные признаки страдательных причастий настоящего времени
3. Страдательные причастия настоящего времени
Ученик научится: называть признаки страдательного причастия настоящего времени;
- применять знания и умения в практике правописания
Ученик получит возможность научиться:
- определять отличительные признаки страдательного причастия настоящего времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Страдательные причастия настоящего времени | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока русского языка в 7 классе
Тема урока: | Страдательные причастия настоящего времени |
Учитель | Апарена Надежда Валерьевна |
Образовательная цель | Формирование языковой культуры личности, развитие теоретического мышления семиклассников, на основе осмысления способов определения причастий настоящего времени |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя лично определение страдательных причастий настоящего времени; ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение учебных заданий; ПУД-1: выделяет основные (существенные) признаки понятия, формулирует его определение; ПУД-2: выделяет основную мысль в тексте, анализирует информацию, делает выводы; ПУД-3: называет основание для сравнения, классификации, изучаемых явлений; ПУД-4: переводит информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему, таблицу); ПУД-5: извлекает информацию из различных источников для решения учебной задачи; ПУД-6: применяет полученные знания в учебной и обновленной ситуации; КУД-1: выполняет учебные задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; РУД-1: формулирует учебную задачу урока; РУД-2: планирует предстоящую деятельность с помощью вопросов; РУД-3: проводит рефлексию и самооценку решения учебной задачи; ПР-1: называет отличительные признаки страдательного причастия настоящего времени; ПР-2: находит страдательные причастия настоящего времени в тексте и обосновывает свой выбор; ПР-3: сравнивает действительные и страдательные причастия |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Причастие» | Ученик научится: называть признаки страдательного причастия настоящего времени; - применять знания и умения в практике правописания Ученик получит возможность научиться: - определять отличительные признаки страдательного причастия настоящего времени |
Программное содержание | Отличие страдательного причастия настоящего времени от действительного, нахождение его в тексте. |
Мировоззренческая идея | Страдательные причастия неотъемлемая часть богатства русского языка. |
Ценностно-смысловые ориентиры | Познание. Красота родного языка. Речевая культура. |
План изучения учебного материала | 1. Что такое страдательное причастие настоящего времени? 2. Отличительные признаки страдательных причастий настоящего времени 3. Страдательные причастия настоящего времени |
Основные понятия | страдательное причастие, настоящее время причастия |
Части речи | Существительные, прилагательные, глагол |
Тип урока | урок изучения нового материала |
Форма урока | урок-исследование |
Образовательная технология | технология развивающего обучения |
Оснащение урока | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык 7 класс. - М.: Просвещение, 2015; мультимедийные средства, рабочая тетрадь, раздаточные дидактические материалы |
Мизансцена урока | традиционная |
Предварительная подготовка к уроку учащихся | отсутствует |
Домашнее задание | Для всех: §20 упр. 122 По выбору: составьте упражнение по изученной теме, которое можно предложить одноклассникам. |
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) | ||
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок: «Кого можно назвать хорошим учеником?» (Того, кто хочет, любит и умеет учиться) | Стоя. Проверяют готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник Фронтально Слайд №1 | |
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.) | ||
Задание. Прочитайте эпиграф к уроку: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» Михаил Александрович Шолохов Вводная беседа: -Как вы думаете, что хотел сказать М.А. Шолохов данными словами? -Согласны ли вы с мыслью о том, что в языке спрятаны несметные сокровища? Почему? -Скажите, ка эти строки эпиграфа могут относиться к нашему уроку? Вывод: Язык таит в себе много нового, интересного. Именно через язык, речь мы передаем наши мысли. Правильно излагая свои мысли, мы точнее передаем информацию. Проблемно-познавательное задание: Назовите из данных слов те, которые являются причастиями: Написанный, крик, прыжок, строящийся, преодолеть, битый, крытый, есть, бегущий, отправляемый, прикрывать, решение, составляемый, решение, переводимый, украшающий. Объясните свой ответ. - Выпишите причастия, разделяя их на группы. Аналитическая беседа: - Сколько групп у вас получилось? Почему? - Легко ли вы разделили эти слова? Как вы думаете, почему мы не пришли к единому ответу? Каких знаний у нас не хватает? Вывод: мы не знаем, что такое страдательное причастие настоящего времени и как они образуются Главный вопрос урока Как определить страдательные причастия настоящего времени? - О чем же мы будем говорить на уроке? - Что мы должны знать, чтобы ответить на главный вопрос урока? - Зачем нам необходимы эти знания? В парах обсудите и запишите свой ответ на эти вопросы Эталон ответа: страдательные причастия настоящего времени помогают выделить постоянный признак глагола, что создает точное представление о выполняемом действии | Слайд №2 1 ученик вслух Фронтально Слайд №3 Устно, 3 человека. Письменно в тетради 2-3 ученика Письменно в тетрадь 3 человека Тетрадь, письменно, в парах 3 человека Слайд №4 (тема урока) Письменно в тетрадь | ПУД-2 ЛР-2 РУД-1 ЛР-1 КУД-1 |
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.) | ||
Эвристический метод Задание: определите, чем данные причастия отличаются друг от друга Рассматриваемый, выращиваемый, расстилающийся, жалящий, едва слышимый, слышащий, видимый, управляемая, встречающий Аналитическая беседа: - Объясните значение данных признаков действия? - Какая морфема помогает нам понять, что перед нами причастия настоящего времени? (Суффикс) - Назовите действительные причастия. От основ каких глаголов они образованы? Какие суффиксы помогают увидеть действительные причастия? - Как основа глагола влияет на образование страдательных причастий настоящего времени? (Время, переходность, вид) - Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени? - Как влияет спряжение глагола на написание суффиксов страдательных причастий? Вывод, обобщение: от основы наст. вр. перех. гл. несов. в. 1 спр. страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов - ом-, ем-. Если глагол наст. вр. с основой на гласную, то страдательные причастия наст. вр. образуются при помощи суффикса -ем-. Если основа глагола наст. вр. оканчивается на согл., то при образование страдательных причастий настоящего времени пишем суффикс -ом- . От переходных глаголов несовершенного вида II спр. образование страдательных причастий настоящего времени идёт при помощи суффикса – им-. -Докажите, что вы правильно справились с заданием, образовав страдательные причастия от глаголов скрыть, убеждать
Исследовательский метод - Выполните упр.119 учебника (стр.53). Какой вопрос можно задать от страдательного причастия настоящего времени к зависимому слову? - Что дает нам это знание? Как помогает различить причастия? Вывод, обобщение: вопросы кем? чем? служат подсказкой при определении страдательных причастий настоящего времени
Исследовательский метод Задание: работая в парах, исправьте текст. Запишите предложения в исправленном виде, вспомнив, от каких глагольных форм образуются причастия. Вывод, обобщение: употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, также важно учитывать, кто производит действие | Слайд №5 Фронтально Фронтально Слайд №6 2 человека устно Слайд№7 Письменно в тетради 3 человека устно Слайд №8 Работа в парах, 3-4 человека Слайд №9 | ЛР-2 КУД-1 ПУД-3 ПУД-3 ПУД-1 ПУД-2 |
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.) | ||
Моделирование - Как определить страдательное причастие настоящего времени? Выстроим алгоритм действий, используя названные на слайде шаги Проверка Эталон ответа: 1. Задайте к слову смысловой вопрос КАКОЙ? 2. Определите, что данное слово образовано от глагола 3.Найдите в данном слове суффикс и убедитесь, что это суффикс причастия. 4. Суффиксы –ом-, - ем-. –им- указывают на страдательное причастие настоящего времени 5. Убедитесь, что от причастия можно задать вопрос КЕМ? ЧЕМ? Практическое задание: выполнить упр. 121 Проверка (устно) Аналитическая беседа: - Что вам помогло выполнить это задание? Вывод, обобщение: правильно выполнить задание помогает алгоритм | Слайд №10 Слайд №11 2 человека у доски, письменно в тетрадях Письменно в тетради 3 человека Выполнили, применяя алгоритм | ПР-1 ПР-2 |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.) | ||
Содержательная и личностная рефлексия - Как мы теперь ответим на главный вопрос урока? - Что изменилось в ваших ответах? - Что нового вы узнали на уроке? - Где и как мы можем применить эти знания? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Какими же учениками вы были сегодня на уроке? Почему? Задание: заполните лист самооценки (раздаточные листы) Сегодня все постарались. Действительно вы проявили себя умелыми и стремящимися к знаниям. Спасибо вам за урок | Фронтально Самостоятельно | РУД-3 ЛР-1 РУД-3 |
Приложение 1
Слайдовая презентация
Приложение 2
Раздаточные материалы
Задание исследовательского типа №1
Исправьте текст.
- Самолет, сделаемый ребятами, взлетит выше остальных.
- Озера Карелии, увидимые туристами, надолго запомнятся им.
- Ученики, прочитаемые эту книгу, будут подражать ее героям.
это может быть таблица, что- то объемное, это м.б. иллюстрации, схемы, текст с ошибками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"
Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...
Урок русского языка по теме "Причастие"
Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте использованы за...
Урок русского языка в 5 классе "Настоящее время глагола"
Тип урока: закрепление знаний по теме "Глагол", "Настоящее время глагола". На уроке обеспечивается развитие творческих способностей и заинтересованности учащихся к изучению пр...
Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".
Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...
Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").
Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...
Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...
Урок в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"
Данный урок поможет учителю подготовить нужный материал....