Игра по теме "Односоставные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)
Внеурочное занятие по теме "Односоставные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_8_klass.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по русскому языку
Целевая аудитория: 8 класс
Форма проведения занятия: игра
Тема: «Односоставные предложения»
Цели: закрепить знания об односоставных предложениях, развивать умение грамотно работать с информацией, воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомить обучающихся с понятием «безличные предложения», помочь обучающимся определить способ отличия безличных предложений от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях; определить роль безличных предложений в тексте.
Метапредметные:
Познавательные: побуждать обучающихся применять для решения учебных задач мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.
Регулятивные: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли.
Личностные: воспитание воспитание осознания ценности и необходимости учиться.
Ход игры
В игре участвуют две (три) команды. Игру начинает команда, разгадавшая ключ шифра и назвавшая пословицу первым.
Разгадайте ключ шифра и прочитайте пословицу. К какому типу односоставных предложений она относится?
1-4, 1-2, 2-1, 2-2, 2-3, 1-4, 2-1, 2-4, 2-1, 1-5, 2-1, 1-7, 1-3, 1-7, 2-1, 2-4, 2-5, 1-1,
2-7, 2-3, 1-8, 1-6, 1-1, 2-5, 1-1, 2-8, 1-6, 2-6.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | а | ч | и | в | ц | у | н | т |
2 | е | л | о | к | р | м | с | з |
___________________________________________________________________________________________________________________________________
В человеке цени не красоту, а разум. (Односоставное, определённо-личное предложение по грамматическим признакам, обобщённо-личное по значению, потому что имеет отношение каждому)
Суть игры заключается в том, что команды отвечают на вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее.
В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другой команде.
Помимо обычных вопросов, существует специальный сектор «Кот в мешке». Если команде достался «Кот в мешке», она должна передать ход команде-сопернице.
«Счастливый случай»: команда получает указанную сумму баллов и продолжает игру.
«Несчастный случай»: команда штрафуется на указанную сумму баллов, право хода переходит соперникам.
Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.
Определённо-личные предложения | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Неопределённо-личные предложения | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Безличные предложения | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Назывные предложения. | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Определённо-личные предложения
Стоимость вопроса | Вопрос | Ответ | № слайда |
100 | Дайте определение определенно-личным предложениям. | Это односоставные предложения, в которых форма глагола-сказуемого и смысл предложения подсказывают, что действие совершается определенным лицом, 1-м или 2-м. | 4-5 |
200 | Назовите грамматическую основу предложения: Что вьешься, ласточка, к окну, что, вольная, поешь? (А. Дельвиг) Является ли это предложение односоставным? | Грамматическая основа: Да, это предложение является односоставным определенно-личным предложением. | 6-7 |
300 | Кот в мешке | 8 | |
400 | Верно ли это утверждение: «Определенно-личные предложения типичны для разговорной речи, особенно для диалога»? | Верно. | 9-10 |
500 | Вставьте главные члены в предложение: «Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. […] верно, кому присягнешь; […] начальников; за их лаской […]; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и […] пословицу: […] платье снову, а честь смолоду». Назовите автора и название произведения. | «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». | 11-12 |
Неопределённо-личные предложения
Стоимость вопроса | Вопрос | Ответ | № слайда |
100 | Дайте определение неопределенно-личным предложениям. | Это односоставные предложения, где главный член выражен глаголом, который имеет форму 3-го лица мн. числа. | 13-14 |
200 | Верно ли это утверждение: «Неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённо-личное значение»? | Верно. Например: Цыплят по осени считают. Это предложение по грамматическим признакам неопределённо-личное, по значению обобщённо-личное. | 15-16 |
300 | Переделайте неопределённо-личные предложения в двусоставные. 1) Я спешу. Меня ждут. 2) Не беспокойтесь: нас проводят. 3) На экзамене мне поставили «пять». 4) Рано утром нам приносят почту. 5) Знают ли вас в этом доме? | 1) Я спешу. Меня ждут родители. 2) Не беспокойтесь: нас проводят экскурсоводы. 3) На экзамене мне все учителя поставили «пять». 4) Почтальоны рано утром нам приносят почту. 5) Знают ли вас жители этого дома? | 17-18 |
400 | Укажите неопределённо-личное предложение. «Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит, Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Какой скверный городишко! В овощных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло. Никто не хочет идти». Н.В. Гоголь «Ревизор» | В овощных лавках ничего не дают в долг. | 19-20 |
500 | Кот в мешке | 21 |
Безличные предложения
Стоимость вопроса | Вопрос | Ответ | № слайда |
100 | Дайте определение безличным предложениям. | Безличные - такие односоставные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие. | 22-23 |
200 | Счастливый случай | 24 | |
300 | Переделайте двусоставные предложения в безличные. 1) Из здания никакой звук не доносится. 2) Я хочу побыстрее вернуться домой. 3) Дети очень веселы. 4) Малыш не спит. | 1. Из здания не доносится ни звука. 2.Мне хотелось бы побыстрее вернуться домой. 3.Детям очень весело. 4.Малышу не спится. | 25-26 |
400 | Назовите грамматическую основу в предложениях: За окном мутно. На душе было легко и грустно. Не стало гармонии. Мне не хочется работать. | За окном мутно. На душе было легко и грустно. Не стало гармонии. Мне не хочется работать. | 27-28 |
500 | Перестройте безличные предложения в двусоставные. 1. Вечереет. 2. С утра морозило. 3. Мне хочется спать. 4. Ему сегодня нездоровится. 5. Ребятам не хочется уезжать из спортивного лагеря. | 1. Наступает вечер. 2. С утра был мороз. 3. Я хочу спать. 4. Он сегодня нездоров. 5. Ребята не хотят уезжать из спортивного лагеря. | 29-30 |
Назывные предложения
Стоимость вопроса | Вопрос | Ответ | № слайда |
100 | Дайте определение назывным предложениям. | Назывные – это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. | 31-32 |
200 | Правда ли, что назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания? | Правда. Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют. | 33-34 |
300 | Найдите назывные предложения: «Начало сентября 1318 года. Раскинувшаяся на огромной территории Золотая Орда. Смотришь на берег Азовского моря и видишь множество шатров. Вечереет. На небе нет ни облачка. Становится прохладно. Пахнет дымом костров». | Начало сентября 1318 года. Раскинувшаяся на огромной территории Золотая Орда. | 35-36 |
400 | Несчастный случай | 37 | |
500 | В чем заключается особенность этого стихотворения? Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. А.А. Фет | Стихотворение состоит из назывных предложений. В нем нет ни одного глагола. | 38-39 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксическая игра по теме "Простые и сложные предложения"
Презентация для игры по теме "Простые и сложные предложения". Учащиеся проходят "испытания" для того чтобы научиться отличать простые и сложные предложения (конструирование предложений, а также постро...
Урок-игра "Калейдоскоп" "Употребление союза И в простом и сложном предложении"
Представляю разработку урока по русскому языку в 7 классе по программе М.М.Разумовской.Урок подготовлен с использованием игровой технологии. Форма урок...
Урок-игра "Простое и сложное предложение"
Обобщающий урок по теме "Простое и сложное предложение" в 5 классе....
Игра – соревнование Клуб знатоков по теме Предложения с однородными членами
Данный урок направлен на закрепление и систематизацию знаний учащихся об однородных членах предложения, развитие умения распознавать однородные члены в предложении, выделять их ...
Презентация -игра для тренировки вопросительных предложений
Презентация, которая поможет тренировать составление вопросительных предложений...
Урок-игра "Обобщающие слова при однородных членах предложения" 8 класс
Урок увлектелен, эффективен, и, самое лавное, просто в исполнении и подготовке....
Деловая игра "Обособленные члены предложения" 8 класс
Материал содержит разработку урока обобщения знаний по теме "Обособленные члены предложения" в форме деловой игры. Учащиеся пробуют себя в роли учителей....