Готовимся к ЕГЭ. Виды грамматических ошибок - задание 8
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Афанасьева Елена Васильевна

 Больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому языку — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»! Целых пять первичных баллов — столько не весит ни одно задание из первой части! Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ege_grammaticheskie_oshibki_zadanie_8.ppt156.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 8 Грамматические ошибки

Слайд 2

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя. 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах. 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы. 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Слайд 4

Ничего не стоит выполнить это задание. Необходимо только знать в лицо несколько видов ошибок:

Слайд 5

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» «согласно (чему?) приказ у ». Предлог « По » в значении «после» употребляется с предложным падежом : « По уходе барина , по окончании пьесы».

Слайд 6

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Все, те — местоимения множественного числа. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка. Правильно: «Все, кто опоздал, извинились».

Слайд 7

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Это названия в кавычках . Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут… Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…

Слайд 8

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами Идёт речь об объединении двух глаголов одним общим дополнением . Делать это надо очень аккуратно. Потому что одним глаголам требуется дополнение в винительном, другим — в творительном падеже. Объединять мы можем только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже . «Он обратился и получил помощь от адвоката ». Первый глагол требует дополнения «к кому», второй — «что». А их варварски объединили. Так делать нельзя.

Слайд 9

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Нужно вспомнить, что такое деепричастие. В русском языке это часть речи (или форма глагола), которая показывает добавочное действие. Например, вот вы совершаете одно действие, скажем, идёте в школу. Это ваше главное действие, ради которого вы с утра встали, почистили зубы, собрали сумку и проч. Но одновременно с тем, что вы ИДЁТЕ, можно совершать и ДОБАВОЧНОЕ действие. Какое?

Слайд 10

Поедать семечки, разговаривать по телефону, думать, мечтать, слушать музыку, улыбаться или просто радоваться жизни. Такие добавочные действия мы оформляем как деепричастия с помощью суффиксов -я (а)- или -в-. Поедая семечки, разговаривая по телефону, думая, мечтая, слушая музыку, улыбаясь или просто радуясь жизни. И теперь переходим к главному. Кто совершает оба действия: основное и добавочное? Вы. То есть, один и тот же человек. Другой вопрос: кто в предложении выполняет основное действие ? Подлежащее

Слайд 11

Вывод: подлежащее будет выполнять и ДОБАВОЧНОЕ действие. Если его выполняет не подлежащее, значит, там ошибка. Например: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. Подлежащее тут «дискуссия». Она выполняет действие «началась». Но судя по деепричастию, она же и выполняет действие «говорить». Дискуссия говорить не может — вот и ошибка с деепричастным оборотом.

Слайд 12

6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом Причастный оборот . Он зависит от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос. « Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов» . Кто стремился изгнать колонизаторов? Повстанцы, конечно. Слово нашли. Зададим от него правильный вопрос. Повстанцев как ИХ ? Видите окончание вопроса? Вот и у причастия оно должно быть таким же. Значит, в предложении была ошибка. Правильно сказать «повстанцев, стремящихся».

Слайд 13

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое. (вопрос: что сделать?) Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида совмещались корректно. Допустим, «Цири обучалась искусству ведьмаков, а потом уехала из Каэр Морхена» — так совмещать можно: действие продолжительное («обучалась») закончилось, потому что его оборвало законченное («уехала»). А вот так нельзя: «Цири обучается искусству ведьмаков и уехала из Каэр Морхена». Тут и вид разный, и время разное. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Слайд 14

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью. Смешение прямой и косвенной речи. А.С. Пушкин писал, что «я памятник воздвиг себе нерукотворный». Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

Слайд 15

Ошибки в построении сложного предложения Пример: Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. (вместо Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды грамматических ошибок. Задание 7 ЕГЭ

В презентации излагается необходимый теоретический материал для подготовки выпускников к выполнению задания 7 (грамматические нормы) части I ЕГЭ по русскому языку....

Виды грамматических ошибок

Справочный и  дидактический материал по  классификации грамматических ошибок...

Вопрос № 8 в ЕГЭ по русскому языку. Виды грамматических ошибок.

В данном материале даны тесты для тренировки решения 8-го вопроса ЕГЭ по русскому языку "Виды грамматических ошибок" с ответами. Пригодится для учителей русского языка и репетиторов, занимаю...

Классификация грамматических ошибок.Задание 8 ЕГЭ 2020.

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологи...

Разработка открытого урока по русскому языку 10 класс "Виды грамматических ошибок", 2019 год

Виды грамматических ошибок -тема сложная, требующая отдельного внимания учителя и обучающихся....

Презентация "Виды грамматических ошибок"

Грамматические ошибки. Задание №8 ЕГЭ. В презентации представлены виды грамматических ошибок (теоретический материал с примерами), упражнения для закрепления. Материал рекомендуется использовать на ур...

Урок русского языка в 10 классе "Виды грамматических ошибок"

Урок с применением активных методов обучения - создание ситуации выбора. Обучающимся предлагается выбрать искомые виды ошибок, распределить их, классифицировать. Ткже применяется самопроверка и самооц...